Пространственно-временные нарушения (ПВН) у детей при диагнозе ЗПР

Белозерова Евгения Викторовна

В процессе формирования целостности мира у ребенка, важную роль играет способность временной и пространственной ориентации. Особенно рекомендуется обратить внимание на данные навыки в процессе развития детей с ЗПР, так как эти представления у них формируются на фоне социальной, функциональной и органической недостаточности.

Пространственно-временные нарушения (ПВН)

 у детей при диагнозе ЗПР

ЗПР – это пограничная форма между личностной незрелостью и интеллектуальной недостаточностью. Позиционируется как нарушение негрубой степени познавательной сферы, временное отставание психического развития в общей степени или с учетом отдельных функций (волевых, эмоциональных, речевых, сенсорных или моторных). ЗПР не является клинической формой, это временное и поддающееся коррекции замедление темпа развития.

У детей данное отставание классифицируется как полиморфное нарушение сложной степени, при котором по-разному страдают элементы развития физической, психологической и психической деятельности.

Признаки ПВН

Дети с ЗПР все данные об окружающей среде получают исключительно на основе ощущений и понимания свойств. Также у них есть ряд трудностей относительно переработки полученной информации, способности воссоздать целостную картину на основе полученной информации. Что касается поведения, то они более апатичны, несколько заторможены или возбуждены, раздражительны, с проявлением негатива и эмоциональной неустойчивости.

Для того чтобы воспринимать информацию, детям с временной ЗПР необходимо намного больше времени (а с низкой способностью концентрировать внимание – это сделать сложно), как результат и наблюдается более медленное развитие.

У детей с особенностями психологического развития:

  • Наблюдаются трудности относительно процесса чувственного познания окружающего мира.
  • Они с особой сложностью воспринимают временные и пространственные представления, и еще труднее им оперировать ими в жизни.
  • Не всегда дети могут ориентироваться в своем теле, например, не могут осознать понятия «перед-позади», «под-над», «лево-право».
  • Заметны нарушения пространственного восприятия, и не только в практической, но и в словесной форме.

При ЗПР пациенты часто не могут разграничить понятия «месяцы» и «времена года», не могут конкретно описать их отличительные признаки. Например, при демонстрации картинок с временами года дети легко называют лето и зиму, сложнее им определится с осенью и весной, ведь у данных времен года очень много схожих характеристик и явлений.

Некоторых детей в тупик ставит вопрос о дате и месяце рождения.

Развитие пространственно-временного представления при ЗПР

У детей с ЗПР развитие пространственно-временных навыков – это трудоемкий и длительный процесс, который желательно провести в возрасте 4-6 лет. Именно в этом возрасте у детей формируются понятия «день-ночь», «дни недели», «выходные и рабочие дни», «времена года», «утро-обед-вечер», прорабатывается «режим» ребенка – это целом и является формированием временных представлений.

В некоторых случаях дети с диагностированным ЗПР не выполняют то или иное задание на развитие пространственного или временного представления по причине отсутствия навыка организации своей деятельности, хотя, с точки зрения интеллектуального развития для них это задание вполне выполнимо. Именно в таких случаях рекомендуется проводить не групповые, а индивидуальные занятия.

Педагоги в период проведения коррекционной работы опираются на индивидуальный набор навыков и умений ребенка. В любом случае, начинается работа в двух направлениях:

  • Развитие навыка наблюдения и умения анализировать увиденное.
  • Развитие навыка определять признаки явлений, предметов и прочего.

Параллельно с педагогами-корректорами работают и дефектологи, которые проводят ознакомительную работу со всеми временными и пространственными понятиями.

Процедура наблюдения производится в системном порядке, иными словами занятия на развитие пространственных и временных представлений у дошкольников и школьников с ЗПР проводятся каждый день:

  • методом наблюдения погоды за окном;
  • соблюдением режима;
  • за счет изучения картинок;
  • демонстрации мультфильмов;
  • демонстрации красочных презентаций;
  • использования конструкторов для моделирования ситуаций;
  • занятий труда и ИЗО.

В процессе работы используются следующие формы:

  • прослушивание мелодий, которые будут характеризовать то или иное время года;
  • сезонные игры с использованием соответствующих природных материалов;
  • дидактические игры;
  • сравнение в процессе беседы;
  • использование демонстрационного материала и применение полученных знаний на практике;
  • процесс наблюдения на прогулках, анализ и сравнение с увиденным вчера или неделю назад;
  • эксперименты.

Основные цели коррекционной работы:

  • обогатить словарный запас ребенка;
  • сформировать временные представления;
  • развить навык связно в словесной форме выражать свои мысли и идеи;
  • развить интерес к познанию нового;
  • сформировать навык составлять рассказы на указанную тему.

Планирование занятий на развитие временных представлений у дошкольников при ЗПР (для детей 4-6 лет)

Программа рассчитана на два года обучения. Весь процесс условно разделен на 13 блоков (6 блоков на первый год и 7 – на второй).

За первый год занятий проводится работа в следующих направлениях:

  1. Времена года.
  2. Гербарий и творческие работы с ним (собираем картины, поделки, букеты).
  3. Сравнение времен года, учитывая изученные в первой теме характеристики.
  4. Разбор нелепых ситуаций по принципу «Бывает-не бывает».
  5. Игровая деятельность с учетом временных понятий.
  6. Учимся коллективному анализу и взаимодействию в группе.

За второй год проводятся темы:

  1. Времена года – характеристики, которые должен знать ребенок в 6-7 лет.
  2. Занятия с рабочей тетрадью – собрание заданий на развитие логики, мышления, восприятия визуальной информации и прочее.
  3. Занятия на развитие моторики с использованием природных материалов (по сезону).
  4. Развитие логического мышление за счет исследований последовательности времен года (учимся составлять логические цепи с учетом выученных в первой теме характеристик).
  5. Развитие навыка составлять рассказ на пространственные или временные темы, опираясь на полученную информацию и опыт.
  6. Месяцы и дни недели.
  7. Понятие «сутки» и «последовательность дней недели».