Пространственно-временные нарушения (ПВН) у детей при диагнозе ЗПР
В процессе формирования целостности мира у ребенка, важную роль играет способность временной и пространственной ориентации. Особенно рекомендуется обратить внимание на данные навыки в процессе развития детей с ЗПР, так как эти представления у них формируются на фоне социальной, функциональной и органической недостаточности.
Пространственно-временные нарушения (ПВН)
у детей при диагнозе ЗПР
ЗПР – это пограничная форма между личностной незрелостью и интеллектуальной недостаточностью. Позиционируется как нарушение негрубой степени познавательной сферы, временное отставание психического развития в общей степени или с учетом отдельных функций (волевых, эмоциональных, речевых, сенсорных или моторных). ЗПР не является клинической формой, это временное и поддающееся коррекции замедление темпа развития.
У детей данное отставание классифицируется как полиморфное нарушение сложной степени, при котором по-разному страдают элементы развития физической, психологической и психической деятельности.
Признаки ПВН
Дети с ЗПР все данные об окружающей среде получают исключительно на основе ощущений и понимания свойств. Также у них есть ряд трудностей относительно переработки полученной информации, способности воссоздать целостную картину на основе полученной информации. Что касается поведения, то они более апатичны, несколько заторможены или возбуждены, раздражительны, с проявлением негатива и эмоциональной неустойчивости.
Для того чтобы воспринимать информацию, детям с временной ЗПР необходимо намного больше времени (а с низкой способностью концентрировать внимание – это сделать сложно), как результат и наблюдается более медленное развитие.
У детей с особенностями психологического развития:
- Наблюдаются трудности относительно процесса чувственного познания окружающего мира.
- Они с особой сложностью воспринимают временные и пространственные представления, и еще труднее им оперировать ими в жизни.
- Не всегда дети могут ориентироваться в своем теле, например, не могут осознать понятия «перед-позади», «под-над», «лево-право».
- Заметны нарушения пространственного восприятия, и не только в практической, но и в словесной форме.
При ЗПР пациенты часто не могут разграничить понятия «месяцы» и «времена года», не могут конкретно описать их отличительные признаки. Например, при демонстрации картинок с временами года дети легко называют лето и зиму, сложнее им определится с осенью и весной, ведь у данных времен года очень много схожих характеристик и явлений.
Некоторых детей в тупик ставит вопрос о дате и месяце рождения.
Развитие пространственно-временного представления при ЗПР
У детей с ЗПР развитие пространственно-временных навыков – это трудоемкий и длительный процесс, который желательно провести в возрасте 4-6 лет. Именно в этом возрасте у детей формируются понятия «день-ночь», «дни недели», «выходные и рабочие дни», «времена года», «утро-обед-вечер», прорабатывается «режим» ребенка – это целом и является формированием временных представлений.
В некоторых случаях дети с диагностированным ЗПР не выполняют то или иное задание на развитие пространственного или временного представления по причине отсутствия навыка организации своей деятельности, хотя, с точки зрения интеллектуального развития для них это задание вполне выполнимо. Именно в таких случаях рекомендуется проводить не групповые, а индивидуальные занятия.
Педагоги в период проведения коррекционной работы опираются на индивидуальный набор навыков и умений ребенка. В любом случае, начинается работа в двух направлениях:
- Развитие навыка наблюдения и умения анализировать увиденное.
- Развитие навыка определять признаки явлений, предметов и прочего.
Параллельно с педагогами-корректорами работают и дефектологи, которые проводят ознакомительную работу со всеми временными и пространственными понятиями.
Процедура наблюдения производится в системном порядке, иными словами занятия на развитие пространственных и временных представлений у дошкольников и школьников с ЗПР проводятся каждый день:
- методом наблюдения погоды за окном;
- соблюдением режима;
- за счет изучения картинок;
- демонстрации мультфильмов;
- демонстрации красочных презентаций;
- использования конструкторов для моделирования ситуаций;
- занятий труда и ИЗО.
В процессе работы используются следующие формы:
- прослушивание мелодий, которые будут характеризовать то или иное время года;
- сезонные игры с использованием соответствующих природных материалов;
- дидактические игры;
- сравнение в процессе беседы;
- использование демонстрационного материала и применение полученных знаний на практике;
- процесс наблюдения на прогулках, анализ и сравнение с увиденным вчера или неделю назад;
- эксперименты.
Основные цели коррекционной работы:
- обогатить словарный запас ребенка;
- сформировать временные представления;
- развить навык связно в словесной форме выражать свои мысли и идеи;
- развить интерес к познанию нового;
- сформировать навык составлять рассказы на указанную тему.
Планирование занятий на развитие временных представлений у дошкольников при ЗПР (для детей 4-6 лет)
Программа рассчитана на два года обучения. Весь процесс условно разделен на 13 блоков (6 блоков на первый год и 7 – на второй).
За первый год занятий проводится работа в следующих направлениях:
- Времена года.
- Гербарий и творческие работы с ним (собираем картины, поделки, букеты).
- Сравнение времен года, учитывая изученные в первой теме характеристики.
- Разбор нелепых ситуаций по принципу «Бывает-не бывает».
- Игровая деятельность с учетом временных понятий.
- Учимся коллективному анализу и взаимодействию в группе.
За второй год проводятся темы:
- Времена года – характеристики, которые должен знать ребенок в 6-7 лет.
- Занятия с рабочей тетрадью – собрание заданий на развитие логики, мышления, восприятия визуальной информации и прочее.
- Занятия на развитие моторики с использованием природных материалов (по сезону).
- Развитие логического мышление за счет исследований последовательности времен года (учимся составлять логические цепи с учетом выученных в первой теме характеристик).
- Развитие навыка составлять рассказ на пространственные или временные темы, опираясь на полученную информацию и опыт.
- Месяцы и дни недели.
- Понятие «сутки» и «последовательность дней недели».