Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через реализацию творческого проекта по созданию мультфильмов "Мульти экономика".

Шкурина Ирина Владимировна

Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через реализацию творческого проекта  по созданию мультфильмов «Мульти экономика»

Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Финансовое просвещение и воспитание является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Формирование полезных привычек в сфере финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

          ФОП ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности ребенка-дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование предпосылок финансовой грамотности, которые мы, педагоги, должны формировать согласно п. 18.7.2 ФОП ДО (образовательная область социально-коммуникативное развитие, в сфере трудового воспитания).

Данное направление реализуется в дошкольном учреждении через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические игры с экономическим содержанием, игровые обучающие ситуации, викторины, ситуационные задачи на занятиях и  в совместной деятельности.

Для педагогов нашего детского сада, важно было найти новый формат работы с детьми, который бы обогащал разные виды детской деятельности экономическим содержанием и требовал бы креативного подхода.  Мы решили остановиться на мультипликации. Несмотря на то, что в общественном сознании мультфильмы часто воспринимаются как средство развлечения, а их просмотр их стал одним из основных способов досуга детей дошкольного возраста, в психологической и педагогической литературе они выступают в качестве важных источников информации для детей об объектах и явлениях действительности.

Мультфильм можно и даже необходимо рассматривать, как одно из средств воспитания, при условии целенаправленной работы с детьми на основе специально отобранных, «полезных» мультфильмов. Какие мультфильмы можно назвать «полезными»? Те, в которых заложен смысл. Те, которые доступны ребёнку для его понимания. Те, которые учат добру, любви, дружбе, несут моральные ценности. Даже в нашем с вами детстве были мультфильмы, наполненные экономическим содержанием. Давайте их вспомним (на слайде). Но мы пошли дальше и предложили детям создавать свои мультфильмы, стать участниками настоящего съемочного процесса. Так появился проект «Мульти экономика». Сюжет проекта построен на игре в мультстудию, в процессе которой дети  практическим путем осваивают технологию создания мультфильма.

          Цель – совершенствование первоначальных знаний и умений по формированию предпосылок финансовой грамотности посредством мультипликации.

Задачи проекта:

  1. формировать правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию, элементарное представление о тайнах мультипликации;
  2. развивать экономическое мышление, связную речь и  творческие способности детей;
  3. воспитывать умение работать в малых группах со сверстниками и взрослыми.

Для создания мультфильма за основу решено было взять семейные истории, которые способствовали развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.

Работу над мультфильмом мы разделили на этапы.

Первый этап работы над мультфильмом - это выбор сюжета.

Важными критериями для нас были:

1) Сюжет должен быть несложным, доступным и понятным.

2) в нем должны прослеживаться взаимоотношения взрослых и детей путем передачи финансового опыта от родителя к ребенку.

Изучив и проанализировав детскую литературу, рассмотрев различные иллюстрации, мы решили с детьми сами придумать сюжет, который назвали «Будем дружно жить, с экономикой – дружить». Он интересен тем, что в нем наблюдаются разные взгляды, представления двух поколений (родителей и детей) о труде, о деньгах, семейном бюджете.

Второй этап -  было создание героев мультфильма и декораций.

Решено было, что герои будут игрушки. Мы приступили к изготовлению декораций, необходимых атрибутов, элементов для создания мультипликационной сцены. Здесь была проделана ёмкая, кропотливая, творческая работа, значительным вкладом стала помощь  родителей, которые стали активными участниками нашего проекта.

Третий этап – самый трудный и объемный это – съёмка мультфильма, монтаж отснятого материла, озвучивание. На данном этапе шла индивидуальная работа над выразительностью речи и работа малыми группами, детям  приходилось аккуратно и кропотливо переставлять фигурки на минимальное расстояние и вовремя убирать руки из кадра. Монтаж был проведен  без участия обучающихся, в силу их возраста. Хотелось бы отметить, что ребята с большим удовольствием окунулись в мир мультипликации, каждый раз с нетерпением ждали момента, когда снова продолжится работа над фильмом. Детей переполняли эмоции, когда неодушевленные персонажи вдруг оживали на экране. «Ой, смотрите, смотрите они двигают руками, они живые!» - кричали, на перебой, удивленные дети. В процессе создания мультфильма ребята предлагали внести какие-то изменения, и мы рассматривали их предложения, дискутировали, принимали общее решение.

Четвертым итоговым этапом нашей работы была премьера мультфильма «Будем дружно жить, с экономикой – дружить», к которому мы тоже тщательно подготовились. Вместе сделали красочную афишу (рекламу) и билетики для родителей и сотрудников детского сада. Вот и долгожданная премьера! Дети очень волновались.

После просмотра мультфильма за «круглым столом» участники проекта обменялись мнениями. Ребята поделились своими впечатлениями, вспомнили самые яркие моменты работы над мультфильмом. Был сделан самый главный вывод: «Нужно правильно распределять семейный бюджет». Все участники проекта были отмечены.

Поставленная нами цель достигнута: дети имеют правильные представления о взаимосвязи понятий «труд-деньги», о семейном бюджете, знают этапы и способы создания мультипликационного фильма, умеют работать в творческой группе, согласовывая свои действия в разных видах деятельности.

 Созданный нами фильм оставил теплый отклик в сердцах детей, родителей и всех зрителей.

Мы решили не останавливаться на достигнутом, и продолжили с детьми работать над сценарием нового мультипликационного фильма по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, где мы планируем познакомить ребят с новыми экономическими понятиями, научить правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, продолжать воспитывать социально-нравственные качества, необходимые в жизни, и, конечно же, раскрывать вместе с детьми новые тайны мультипликации.