Профилактика нарушений осанки в дошкольном возрасте
Профилактика нарушений осанки
Уважаемые родители, дошкольный возраст – важное время для формирования правильной осанки ребёнка и профилактики возможных нарушений осанки. Корригирующая гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на решение этих задач. Чтобы корригирующие упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребёнку полноценную тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья.
Целью корригирующих упражнений является восстановление баланса напряжения мышц. Если они слишком зажаты, их потребуется расслабить. Если их тонус слишком слабый, потребуется их укрепить. Именно мышцы поддерживают позвоночник, позволяя ему занимать правильное положение.
Корригирующая гимнастика - показана всем детям с нарушением осанки, так как это единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища и бёдер. Основными средствами корригирующей гимнастики, используемые при нарушении осанки у детей - это физические упражнения и массаж.
Упражнения используются при всех видах нарушения осанки. ОРУ используются из различных исходных положений, для всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Особое внимание уделяется упражнениям, вызывающим активную работу разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения предпочтительнее выполняются из положения лежа и стоя на четвереньках. В своей работе мы используем упражнения с предметами (палкой, мячом, обручем, гантелями, мешочками с песком и без них, с использованием тренажёров).
Новое современное спортивное физкультурное оборудование позволяет проводить работу по профилактике и коррекции отклонений в здоровье детей в игровой форме. Благодаря этому повышается эффективность лечебного воздействия на детский организм, улучшается эмоционально - психическое состояние дошкольников.
Малышам, начинающим осваивать спортивные упражнения, рекомендуются подвижные игры и гимнастические упражнения. Предпочтения отдаются кувыркам, стойкам, прыжкам, которые дети всегда выполняют с удовольствием. Одновременно они способствуют умственному, эмоциональному развитию. Занятия можно проводить с использованием верёвок, мячей, обручей, других предметов. Музыка внесёт в атмосферу гимнастики комфортный эмоциональный фон.
Примерный комплекс упражнений для дошкольников 3-4 лет:
1. Развести ноги на ширину плеч, стоя на полу. Производить наклоны с поднятыми вверх руками. Выполнить 6 раз.
2. Присесть и выполнять имитацию сбора цветов, грибов или ягод, выпрямиться. Повторить 6 раз.
3. Лечь на спину. Перевернуться на живот, опять на спину. Повтор 6 раз, чередуя стороны.
4. В положении стоя руки свести перед грудью. Прыгать на месте. 5.Упражнение «велосипед», лежа на спине.
6. Присесть, показать руками клевание зерен птичками. Затем выпрямиться. Выполнить 6 раз.
Примерный комплекс упражнений для дошкольников 4-5 лет:
1. Позиция стоя, руки на поясе. Поворачивать туловище в разные стороны с одновременным разведением рук.
2.Сесть на пол, скрещивая ноги «по-турецки». Наклониться вперёд, хлопая руками по полу, прогнуться еще ниже с повторным хлопком, выпрямиться.
3.Лечь на спину, руки за затылком, локти поднять вверх. Выполнять повороты на бок и обратно на спину.
4.Встать, руки на пояс. Прыжки с одновременным поворотом вокруг своей оси.
5.В положении стоя держать перед собой мяч в опущенных руках. Приседания с подниманием мяча в вытянутых вперёд руках. Держать спину прямо, смотреть на мяч.
6.В этом же положении держать мяч в одной руке. Поднимая руки прямо перед собой, перекладывать мяч в другую руку.
Важно! Особое внимание рекомендуется уделить упражнениям для профилактики плоскостопия. Для этого начинать гимнастику нужно с хождения на носочках, затем – на пятках.
Примерный комплекс упражнений для дошкольников 5-7 лет:
1. Встать, развести ноги на ширину плеч, руки опустить. Наклон вперед с попыткой достать пятку правой ноги. После выпрямления – пятку другой ноги. При выполнении упражнения ноги можно слегка сгибать в коленях. 2.Исходное положение основная стойка. Поднять ногу, согнутую под прямым углом, носок оттягивать вниз. Одновременно руки отводятся назад махом. Повторять 5 раз, чередуя ноги.
3. Исходное положение – стоя лицом к стене, руками упереться в стену перед грудью. Наклон до пола с перебором руками по стене, выпрямиться аналогичным образом.
4.Стоя лицом к стене, руки держать на поясе. Поднять согнутую ногу, коснуться стены ступней, выпрямиться, повторить с другой ногой.
5. Встать спиной к стене, руки в стороны. Спина и ладони должны прикасаться к стене. Прямые руки ножницами скрестить впереди, вернуться в первоначальное положение.
Важно! Обращать внимание на правильное дыхание. Выдох производить на усилии, вдох на возврате в первоначальное положение.
Для формирования правильной осанки необходимо особое внимание уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения выполняются из исходного положения сидя и лежа. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Положение с поднятой головой увеличивает тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозге. Предпочтение составляют симметричные упражнения.
- Мне нравится (1)