Главные вкладки
Психологические особенности раннего возраста. Развитие ребенка.
Психологические особенности раннего возраста. Развитие ребенка.
Ранний возраст считается наиболее важным периодом для развития способностей ребенка – его познавательной активности, любознательности, эмоционального интеллекта: способности распознавать свои эмоции, пони мать состояние других людей.
Именно поэтому важно обратить внимание на развитие эмоциональной сферы у ребенка, установление доверительных отношений в семье и ближайшем окружении.
Это возраст самой первой и важной сепарации (отделения) ребенка от матери. Ребенок вдруг понимает, что он отдельно, а мама отдельно. И тут появляется первое: «Я-сам!»
Ребенок везде лезет, исследует, появляется любопытство и желание все изучить самому. Часто в этот период набиваются шишки и синяки.
Кризис 1 года сопровождается приобретением навыка ходьбы, первых слов, появляются действия с предметами. Но ребенок все еще ограничен в своих возможностях.
Взрослый тут активный участник развития ребенка. Триада «Ребенок-Предмет-Взрослый» - становится ситуацией развития ребенка.
Каждый предмет «тянет» малыша к себе — «просит» потрогать, взять в руки, пощупать, или, наоборот, «велит» отойти подальше и не прикасаться. Лестница манит ребенка подняться и спуститься по ней, коробочка предлагает закрыть и открыть ее, колокольчик просит, чтобы в него позвонили, шарик — чтобы его покатили и т.п.
Очень важно позволять ребенку совершать все привлекательные для него действия.
Ведь через эти манипуляции происходит колоссальное развитие мозга и всех психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия).
В возрасте 2-3 лет ребенок способен различать : 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник, цвет (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).
Развитие восприятия (цвет, формы, размеры,выделение устойчивых признаков предметов; восприятие способствует развитию памяти,мышления. Ребёнок группирует предметы по форме и цвету.
Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.
Эмоции и аффекты в этом возрасте тоже крайне ситуативны и проявляются преимущественно в момент сиюминутного восприятия чего-либо, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать из-за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой.
Еще одна важная особенность маленького ребенка — необычайная гибкость, пластичность и открытость всему, что он воспринимает вокруг. Все его желания, действия и мысли так или иначе определяются наличной, воспринимаемой ситуацией. Поэтому предпочтения детей быстро меняются и крайне неустойчивы. Сейчас он больше всего хочет катать машинку, через час — строить из кубиков, а потом — просто бегать по комнате.
В то же время, несмотря на гибкость и открытость, в некоторых вещах дети демонстрируют непонятный для взрослых консерватизм и стремление к постоянству. Все новое (обстановка, люди, пища и т.д.) принимается с трудом. Известно, что дети с большим трудом пробуют новую еду, а потом привыкают к ней, и она даже становится любимой. Потеря любимой игрушки может вызвать у ребенка острое горе и даже отчаяние. Часто малыши боятся всего нового и непривычного: незнакомые звуки, животные, даже безобидные мухи или комары, если они незнакомы, могут вызвать панический страх.
Для ребенка очень важна предсказуемость ожидающих его событий. Привычный порядок дня, привычная обстановка, знакомые близкие люди создают уверенность в себе и ощущение спокойствия и устойчивости своего существования. Персонажи и события сказок также воспринимаются не отстраненно, а в связи с собственным опытом. Для родителей удивительно, что дети могут по 20–30 раз слушать одну и ту же сказку или смотреть один и тот же мультфильм. Для них главное не сюжет произведения, не его финал, а сам процесс восприятия и узнавания знакомых слов и событий. Такое узнавание дает чувство собственной компетентности, уверенности в себе, устойчивости окружающего мира.
Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним. Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима. Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_rannego_vozrasta.docx | 15.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности раннего возраста. Развитие ребенка.
Ранний возраст считается наиболее важным периодом для развития способностей ребенка – его познавательной активности, любознательности, эмоционального интеллекта: способности распознавать свои эмоции, пони мать состояние других людей.
Именно поэтому важно обратить внимание на развитие эмоциональной сферы у ребенка, установление доверительных отношений в семье и ближайшем окружении.
Это возраст самой первой и важной сепарации (отделения) ребенка от матери. Ребенок вдруг понимает, что он отдельно, а мама отдельно. И тут появляется первое: «Я-сам!»
Ребенок везде лезет, исследует, появляется любопытство и желание все изучить самому. Часто в этот период набиваются шишки и синяки.
Кризис 1 года сопровождается приобретением навыка ходьбы, первых слов, появляются действия с предметами. Но ребенок все еще ограничен в своих возможностях.
Взрослый тут активный участник развития ребенка. Триада «Ребенок-Предмет-Взрослый» - становится ситуацией развития ребенка.
Каждый предмет «тянет» малыша к себе — «просит» потрогать, взять в руки, пощупать, или, наоборот, «велит» отойти подальше и не прикасаться. Лестница манит ребенка подняться и спуститься по ней, коробочка предлагает закрыть и открыть ее, колокольчик просит, чтобы в него позвонили, шарик — чтобы его покатили и т.п.
Очень важно позволять ребенку совершать все привлекательные для него действия.
Ведь через эти манипуляции происходит колоссальное развитие мозга и всех психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия).
В возрасте 2-3 лет ребенок способен различать : 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник, цвет (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).
Развитие восприятия (цвет, формы, размеры,выделение устойчивых признаков предметов; восприятие способствует развитию памяти,мышления. Ребёнок группирует предметы по форме и цвету.
Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.
Эмоции и аффекты в этом возрасте тоже крайне ситуативны и проявляются преимущественно в момент сиюминутного восприятия чего-либо, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать из-за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой.
Еще одна важная особенность маленького ребенка — необычайная гибкость, пластичность и открытость всему, что он воспринимает вокруг. Все его желания, действия и мысли так или иначе определяются наличной, воспринимаемой ситуацией. Поэтому предпочтения детей быстро меняются и крайне неустойчивы. Сейчас он больше всего хочет катать машинку, через час — строить из кубиков, а потом — просто бегать по комнате.
В то же время, несмотря на гибкость и открытость, в некоторых вещах дети демонстрируют непонятный для взрослых консерватизм и стремление к постоянству. Все новое (обстановка, люди, пища и т.д.) принимается с трудом. Известно, что дети с большим трудом пробуют новую еду, а потом привыкают к ней, и она даже становится любимой. Потеря любимой игрушки может вызвать у ребенка острое горе и даже отчаяние. Часто малыши боятся всего нового и непривычного: незнакомые звуки, животные, даже безобидные мухи или комары, если они незнакомы, могут вызвать панический страх.
Для ребенка очень важна предсказуемость ожидающих его событий. Привычный порядок дня, привычная обстановка, знакомые близкие люди создают уверенность в себе и ощущение спокойствия и устойчивости своего существования. Персонажи и события сказок также воспринимаются не отстраненно, а в связи с собственным опытом. Для родителей удивительно, что дети могут по 20–30 раз слушать одну и ту же сказку или смотреть один и тот же мультфильм. Для них главное не сюжет произведения, не его финал, а сам процесс восприятия и узнавания знакомых слов и событий. Такое узнавание дает чувство собственной компетентности, уверенности в себе, устойчивости окружающего мира.
Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним. Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима. Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.