Консультация для родителей «Учимся играть и наблюдать с ребенком осенью»
Идя утром в детский сад, наблюдайте с ребенком за изменениями, которые происходят в природе. Обратите внимание малыша на то, что стало прохладнее, поэтому теплее одеваться. Покажите первые желтые и красные листики на кустах и деревьях. Объясните, что листья желтеют и краснеют, когда на смену теплому лету приходит осень. В дождливый день объясните, что осенью дожди идут часто.
Покажите птиц, которые готовятся к отлету в теплые края. Расскажите, что некоторые птицы всегда улетают от нас осенью, потому что похолодало и стало мало корма.
Рассмотрите и сравните с ребенком две картинки. Пусть подумает и расскажет, на какой картине – лето, а на какой - осень.
Отправляясь на прогулку в парк или на опушку леса, возьмите с собой ведерко или корзину и наберите с малышом каштанов, желудей, шишек, ягод, рябины. Они пригодятся вам для домашних занятий или можно будет кормить зимой белок и зимующих птиц в парке. Кроме того, малышу понравится сам процесс сбора плодов.
Обратите внимание ребенка на то, что в осеннем лесу много желудей, каштанов, ягод рябины, в саду много яблок, в огороде много морковки и картошки. Именно в этом возрасте нужно сформировать у ребенка понятия много и один.
Покажите стайку воробьев и спросите, сколько воробьев, один или много.
Наберите букет осенних листьев и возьмите один листок. Пусть малыш покажет, где много листьев, а где один. Потом пусть сам сначала возьмет один листок, а затем наберет много листьев. Пусть бросит в одну лужу много листьев, а в другую - один.
Учите ребенка воспринимать окружающее во всем его многообразии. Любуйтесь красками осени, беседуйте о том, какими стали листья на деревьях. Учите правильно называть цвет листьев. Сравнивайте листья по размеру (большой - маленький). Обратите внимание ребенка на то, какие разные по форме листья.
Слушайте звуки осенней природы: шум ветра, шелест листьев, шорох дождя, крики улетающих птиц.
На прогулке в лесу, если ваш ребенок не аллергик, предложите ему понюхать, как пахнут осенние листья, грибы, цветы.
Сравните на ощупь шишку и желудь. Обратите внимание малыша на то, что желудь гладкий, а шишка шершавая.
Стоит поздняя осень - самое скучное время года. На улице холодно, часто идут дожди, лес стоит голый, засохла трава, отцвели поздние цветы, не видно насекомых. В конце ноября начнутся ночные заморозки, да и днем температура воздуха не будет подниматься выше нуля. Старайтесь в это скучное время сделать прогулки с малышом как можно более разнообразными, организуйте подвижные игры, продолжайте учить наблюдать за изменениями в природе. Морозным утром покажите ребенку иней - на траве и ветвях деревьев. Пусть малыш потрогает его и увидит, как он тает под теплыми пальцами.
Прочитайте стихотворение.
Словно ежики иголки,
Как наряд пушистой елки,
Днем он белый, ночью синий,
На ветвях мохнатый иней.
Рассмотрите с ребенком тонкий ледок, покрывший лужи. Разрешите малышу пройти по нему, посмотреть и послушать, как ломается под ногами тонкий хрупкий лед. Объясните, что иней и лед на лужах появились, потому что стало холодно, и скоро наступит настоящая зима.
Обратите внимание малыша на то, что почти не видно птиц, не слышно даже чириканья воробьев. На прогулках вы может увидеть их в парке. Он и суетятся в поисках корма. Предложите малышу покормить птиц. Объясните, что им холодно и голодно. Возьмите на прогулку крошки хлеба и горсточку пшена. Пусть малыш покормит птиц и понаблюдает за их поведением. Спросите, что делают воробышки (летают, бегают, клюют, чирикают, чистятся, дерутся). Гуляя с малышом вечером в будний день или в выходные, старайтесь проводить прогулки интересно и разнообразно.
Показывайте и называйте незнакомые ребенку машины. Расскажите, чем автобус отличается от троллейбуса, а грузовик - от легковой машины.
Предложите малышу показать все машины красного или синего цвета на стоянке возле дома. А потом пусть попробует посчитать колеса у легковой машины. Если ребенку трудно, помогите ему в этом.
Гуляя возле водоема, покормите булкой уток. Побеседуйте о том, что делают утки (плавают, ныряют, ловят, глотают, крякают, брызгаются, плещутся). Выполняя это задание, вы разовьете наблюдательность и глагольный словарь малыша.
Наблюдая за утками, прочитайте ребенку стихотворение.
Ути, ути, утки,
Уточки-малютки
На волнах качались,
Брызгались, плескались.
Предложите ребенку наблюдать за уточками и рассказывать стихотворение вместе с вами. Пусть он, сначала хотя бы только договаривает строчки. А через несколько дней, возможно, малыш расскажет стихотворение, увидев уток на прогулке.
Если на улице холодно, и вы боитесь, что малыш замерзнет, проведите подвижную игру для развития общей моторики, координации движений, чувства ритма, воспитания подражательности.