Педагогическая находка
Предварительный просмотр:
Конкурсное задание «Моя педагогическая находка»
Тема: «Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через использование пособия «Волшебный фонарик»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Участник держит в руках банку с гирляндой внутри,
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.
Именно педагог зажигает этот огонек, используя современные педагогические приемы работы.
В это время педагог зажигает гирлянду.
Творчество воспитателя не имеет границ, поэтому своей деятельностью он несет свет и пусть он не гаснет в душах детей.
Педагог передает банку с зажжённой гирляндой на стол жюри.
Одним из этапов развития детей младшего дошкольного возраста является развитие познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит формирование привычного образа мира.
Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятий , потому что мышление ребенка младшего дошкольного возраста носит преимущественно непосредственный характер – ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях
Характерными особенностями наглядно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации. Возникновение наглядно-действенного мышления дает ребенку возможность понять и использовать связи, показанные ему взрослым.
На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами заменяются действиями с их образами. От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов.
В этом ему помогают различные формы наглядности. Ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Разумное использование в образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра.
Поэтому в своей работе я хочу ответить на 3 вопроса КАК?
- Как развивать познавательный интерес у детей младшего дошкольного возраста?
- Как создать условия, чтобы поддерживать интерес и в совместной и самостоятельной деятельности детей?
- Как достичь целевых ориентиров ФГОС ДО?
Целевые ориентиры образования (ФГОС ДО)
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
Именно ответы на эти вопросы подтолкнули меня к поиску новых подходов к повышению познавательного интереса детей раннего возраста.
Все дети от природы любознательны и любят все интересное и новое, особенно привлекают детей сюрпризы, что-то необычное.
Познавательный интерес, как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования – это избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизируют психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека
И я нашла, чем заинтересовать своих малышей.
Я обратилась к игре света и тени. Все мы с замиранием смотрели диафильмы, в темноте на стене читали сказки или смотрели познавательные картинки Это было похоже на волшебство. Сейчас пояивлись новые игрушки, построенные на этом же принципе.
Это различные проекторы, фонарики со сменными слайдами.
Фото различных проекторов
Они удобны, практичны, многофункциональны.
Преимущества «Волшебного фонарика»
- его доступность, удобство в использовании
-могут пользоваться и взрослые и дети
- различные темы и сценарии
- решает разнообразные дидактические задачи
Суть игры, чтобы с помощью света выделить предметные картинки, рассказать о них, а затем из частного сложить целое, это может быть любой игровой сценарий, от рассказывания сказки до путешествия в космос.
Темы слайдов можно менять, картинки можно проецировать на потолок, на стену, на мольберт, их можно отдалять и приближать. Таким образом, создавать различные игровые ситуации. Обучаясь и играя.
В зависимости от комплекта слайдов мы решаем различные задачи:
Коллеги, я демонстрирую комплект слайдов «Мамы и дети» какие задачи мы решаем? (Активизируем речь детей, упражняем в звукоподражании, формируем грамматические категории)
А сейчас я демонстрирую комплект слайдов «Животные» (знакомим с дикими и домашними животными, их особенностями)
Проекции можно использовать для решения задач по здоровьесбережению для снятия динамической нагрузки и ориентировке в пространстве
.
Коллеги, посмотрите вверх на потолок кого вы там видите, вниз . Потянитесь рукой к мишке, к зайчику.
Для развития внимания, памяти.
Педагог демонстрирует поочерёдно героев сказки. А теперь назовите, кого вы увидели.
А теперь я показываю еще раз .Кого не стало?
Игра «Волшебный фонарик» может применяться как в совместной детальности и самостоятельной деятельности и в работе с родителями
Видео фрагмент с проектором «Жираф»
Где дети самостоятельно учатся рисовать.
Таким образом, я нашла ответы на 3 вопроса КАК?
С помощью «Волшебного фонарика» мы помогли поддержать детскую инициативу детей и интерес к изучаемому материалу.
Так как это пособие дает широкие возможности для использования в различных видах деятельности
Также мы создали позитивную мотивацию – побуждение к игровой деятельности, которое обуславливает достижение оптимального результата. Обучение в игре, комфортной и привычной для малышей форме .
Для всех и каждого есть возможность подействовать с «Волшебным фонариком», окунуться в мир света и тени, увидеть необычное в привычных предметах, сформировать интерес к изучению нового, неизвестного, увлекательного. Самим стать автором новой игры.
То есть поддерживать огонек познания и заботиться о будущих ученых и исследователях, которые будут трудиться на благо нашей страны.