Пора в школу! Или не пора?
Сегодня родители часто отдают ребёнка в школу до семи лет. Мамы гордятся: «Мой дорос!», «Он у меня всегда был умнее остальных», «А чего медлить?» Но готов ли ребёнок к учёбе на самом деле?
Весна - волнительное время для родителей будущих первоклассников. Они штурмуют школы с заявлениями о поступлении. И неважно, исполнилось ли вашему ребёнку семь лет. Существуют конкретные показатели, которые помогут определить, насколько готов будущий ученик к школьной жизни. Спросите ребёнка: «Ты хочешь в школу? Почему?» И внимательно послушайте, что он скажет - эти слова могут стать решающими.
«Чтобы выучиться и получить профессию». Отличный ответ ребёнка, который готов начинать учиться. Есть шанс, что его не придётся заставлять делать уроки или объяснять, зачем учить даты к уроку истории.
«Хочу все знать». Любопытство тоже немаловажный фактор. Жажда знаний помогает в освоении предметов и мотивирует заниматься, преодолевать трудности.
«В школе я найду новых друзей». Игровой мотив не должен быть основным, но как дополнительный он звучит неплохо.
«У меня будет красивый пенал и тетрадь». Такая мотивация может стать «дверцей», через которую можно приблизиться к более важным аспектам подготовки к школе. Но есть ответы, которые должны насторожить родителей.
«Хочу получать пятёрки». В этом случае ребёнок руководствуется оценочными мотивами и может быть психологически не готов к получению разных отметок за свою работу.
«Все ходят в школу, и я буду». В этих словах нет задора, желания. Чуть позже, осознав, что в школе надо трудиться, ребёнок может начать уклоняться от этого процесса. Школьный урок - это 45 минут. Способен ли ребёнок высидеть это время? Не будет ли он отвлекаться, вставать из-за парты, переговариваться с одноклассниками? Дошкольники ещё не умеют хорошо контролировать своё поведение, реагировать на требования и не понимают, зачем читать текст или решать задачу, когда хочется поиграть. После пандемии, а также в связи с усилением мер безопасности, многие школы по-прежнему не разрешают родителям заходить в учебное заведение. Это значит, что ребёнку нужно уметь ориентироваться, не терять вещи, коммуницировать со старшими и т.д. Одним словом, мама за ручку в класс не приведёт. Отсюда возникает вопрос: вчерашний дошкольник готов к минимальной самостоятельности? Сложит ли аккуратно учебники в портфель? Успеет ли пообедать до звонка? Всё это моменты, из которых складывается уровень комфорта пребывания ребёнка в школе. Дошкольник обычно охотно выполняет задания, которые ему интересны. Вырезать птичку, разукрасить домик, смастерить яркую поделку. Но в школе он столкнётся с тем, что иногда нужно делать не только то, что нравится. И вновь встаёт вопрос внутренней мотивации. Если её нет и ребёнок не понимает, зачем складывать цифры и читать параграф в учебнике, то к школе он пока не готов. Дети бывают разные: одни быстро заводят друзей, другие долго присматриваются, прежде чем начать общение. Однако базовые навыки коммуникации при поступлении в школу обязательно должны быть. Это поможет не только найти друзей, но и адекватно объясняться с педагогами, защищать свою позицию и т.д. Детям, которые от природы стеснительны, замкнуты, лучше пойти в школу позже. За дополнительный год их нервная система окрепнет, социальные навыки стабилизируются, и попадание в новый коллектив не обернётся серьёзным испытанием.
Сформировать у ребёнка правильное отношение к обучению поможет личный пример. Демонстрируйте увлечённость работой, развивайтесь, проходите курсы, читайте книги. Ребёнок захочет быть похожим на вас!