Почему ребенку с РАС нужна игра?
Почему ребенку с РАС нужна игра ?
Игра– ключевой фактор в развитии ребенка. Она создает положительный эмоциональный фон, на котором вся психическая деятельность протекает и развивается наиболее эффективно (память, внимание, мышление, воображение).
Играть очень важно для каждого ребенка. В связи с тем, что игра у ребёнка с расстройством аутистического спектра редко развивается самостоятельно, ему необходима помощь взрослого, который научит взаимодействовать в игре с другим человеком, постепенно приучая к тому, что играть вместе интересней и веселей и создаст условия для развития игровой деятельности. Одна из главных трудностей, характеризующих детей с аутизмом– это недостаток способности и интереса для вовлечения в игровую деятельность. Они, в большинстве случаев, демонстрируют отсутствие интереса в игре и во взаимодействии с другими детьми.
Играя, можно научиться общаться. О наблюдениям исследователей, большинство, если не все аутичные дети, со временем начинают реагировать на взрослых, которые пытаются взаимодействовать с ними.
Игра - наиболее эффективный путь для развития социального взаимодействия и коммуникации аутичных детей.
Игровые навыки влияют на различные ситуации обучения, и если ребенок не умеет играть, то ему будет труднее установить социальные связи со сверстниками. Это связано с тем, что большинство случаев коммуникации и социального взаимодействия между детьми связаны с игрой. Отсутствие навыков игры, соответствующих возрасту, может оказаться огромным социальным недостатком, а также может быть связано с трудностями в таких областях как умение делиться, договариваться, навыки самостоятельного досуга, умение делать что-то по очереди, правила хорошего тона и так далее. Дети учатся этим базовым концепциям благодаря сложным играм. Способность к разделенному переживанию, которая на ранних стадиях развития проявляется возможностью эмоционального заражения, а позже вырастает в возможность сочувствия, возможность поделиться своим переживанием, выразить собственное эмоциональное отношение к чему-либо, исходно страдает при аутистическом развитии в силу особой ранимости, аутичного ребенка. Поэтому вместо эмоционального контакта, взаимодействия с близкими взрослыми аутичный ребенок формирует особые защитные формы поведения, различающиеся в зависимости от варианта РАС, которые принято называть аутостимуляцией. Однако, способность к совместно-разделенному переживанию возможно тренировать, формировать, постепенно выращивать, и наилучшим способом и, одновременно, необходимым условием такой работы является совместная с ребенком игра. Несмотря на высокую ранимость аутичного ребенка и его приверженность к некоторым стереотипным ощущениям мы можем, следуя определенной логике, формировать его способность к разделенному переживанию и, таким образом, постоянно расширять возможности в коммуникации, содействовать нормализации психического развития. Независимо от возраста ребенка, будь ему 2 года, 7 или 15 лет, ему необходимо играть.
Игра– это инструмент обучения ребенка вхождения в социум. А возраст– это не показатель того, что у ребенка сформированы все необходимые навыки для успешного взаимодействия с обществом. Он может считать, читать, писать, знать названия животных на нескольких языках, но при этом не уметь попросить о помощи, сходить в магазин за покупками, подождать своей очереди в поликлинике.
Поэтому, даже если ребенок взрослый, но при этом социальные навыки у него не развиты : он не смотрит в глаза, не обращает внимание на ваши слова, не может находиться рядом с другим человеком и делать что– то с ним вместе ( играть, выполнять совместное задание, ехать в машине и тд.), его необходимо этому обучать.
И лучше всего в этом поможет игра.