Проверяем фонематический слух у детей

Цобехия Анна Юрьевна

Надпись: Как проверить уровень развития фонематического слуха у своего ребенка?Что же такое фонематический слух? Это способность человека к различению отдельных фонем, т. е. звуков. Она является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать. Если у ребенка есть проблемы в речевом развитии, не развито фонематическое восприятие, то и воспроизводить звуки ребенку будет сложно.

Для того, чтобы проверить уровень развития фонематического слуха, можно использовать следующие задания:

  • хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других:

- рама, рама, лама, рама

- лампа, рампа, лампа, лампа

- колобок, колобок, коробок, колобок

- оклик, оклик, оклик, окрик

- сок, ток, сок, сок

- коса, коза, коса, коса

- рассвет, расцвет, рассвет, рассвет

- сытый, шитый, сытый, сытый

- гора, гора, кора, гора

- голос, колос, голос, голос

  • повтори за мной:  ка-ва-та,  па-та-ка, па-ма-ха…
  • хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук: ш-ш-с-ш, с-с-з-с, р-л-р-р…

Если ребенок все задания выполнил правильно, то фонематический слух у него развит хорошо. Если же с какими-либо заданиями он не справился или затрудняется, значит с ребенком необходимо заниматься.

Рекомендуется использовать следующие упражнения:

  • Послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла (по звукам)

Д.О.М,    К.О.Т,     У.Т.К.А,   С.Т.О.Л,   В.А.З.А

  • Буква потерялась

…ЫБА,     …ОТ,     …ЫМ,     …КНО,     …АК,     …ТОЛ,    …ТУЛ   …

  • Какими звуками отличаются слова:

         Кот-год, коса-коза, ложка-кошка, ветка-сетка, зайка-чайка, уточка-удочка, дочка-точка, крыша-крыса, бочка-кочка, мишка-миска, дом-том…

  • На какой звук начинаются слова?

 Мяч, мука, сок, самолет, шапка, чашка, щетка, лампа

  • На какой звук оканчиваются слова?

Сыр, шар, стол, автобус, мяч…

 

  • Кто как говорит?

         Кошка (мяу), собака (гав), ворона (кар), корова (му), лягушка (ква)…

  • «Звуковая цепочка»

  назови такое следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова.

      Кот – танк – крокодил – лопата – арбуз – заяц – цыпленок…

  • Похожи или нет слова по звучанию?

Мышка-миска, корова-лошадь, пол-гол, миска-киска, рак-мак, тетрадь-дождь, день-пень, том-ком

  • Кто больше назовет слов с одинаковым окончанием (рифмой)?

Лисичка-сестричка-синичка-невиличка

День-пень-тень-лень и т.д.

  •  По очереди называем длинные и короткие слова:

Дом – карандаш – лук – самолет – стол - пылесос…

  •   Назови игрушки в названии которых есть звук «С»

Самолет, санки, совок, посуда…    (аналогично на другие звуки)

  • Повтори скороговорки:

Петя пилой пилит пень.

Рыбы в проруби пруд пруди.

На мели мы налима нашли.

Лара у Клары играет на рояле.