Проверяем фонематический слух у детей
Что же такое фонематический слух? Это способность человека к различению отдельных фонем, т. е. звуков. Она является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать. Если у ребенка есть проблемы в речевом развитии, не развито фонематическое восприятие, то и воспроизводить звуки ребенку будет сложно.
Для того, чтобы проверить уровень развития фонематического слуха, можно использовать следующие задания:
- хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других:
- рама, рама, лама, рама
- лампа, рампа, лампа, лампа
- колобок, колобок, коробок, колобок
- оклик, оклик, оклик, окрик
- сок, ток, сок, сок
- коса, коза, коса, коса
- рассвет, расцвет, рассвет, рассвет
- сытый, шитый, сытый, сытый
- гора, гора, кора, гора
- голос, колос, голос, голос
- повтори за мной: ка-ва-та, па-та-ка, па-ма-ха…
- хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук: ш-ш-с-ш, с-с-з-с, р-л-р-р…
Если ребенок все задания выполнил правильно, то фонематический слух у него развит хорошо. Если же с какими-либо заданиями он не справился или затрудняется, значит с ребенком необходимо заниматься.
Рекомендуется использовать следующие упражнения:
- Послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла (по звукам)
Д.О.М, К.О.Т, У.Т.К.А, С.Т.О.Л, В.А.З.А
- Буква потерялась
…ЫБА, …ОТ, …ЫМ, …КНО, …АК, …ТОЛ, …ТУЛ …
- Какими звуками отличаются слова:
Кот-год, коса-коза, ложка-кошка, ветка-сетка, зайка-чайка, уточка-удочка, дочка-точка, крыша-крыса, бочка-кочка, мишка-миска, дом-том…
- На какой звук начинаются слова?
Мяч, мука, сок, самолет, шапка, чашка, щетка, лампа
- На какой звук оканчиваются слова?
Сыр, шар, стол, автобус, мяч…
- Кто как говорит?
Кошка (мяу), собака (гав), ворона (кар), корова (му), лягушка (ква)…
- «Звуковая цепочка»
назови такое следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова.
Кот – танк – крокодил – лопата – арбуз – заяц – цыпленок…
- Похожи или нет слова по звучанию?
Мышка-миска, корова-лошадь, пол-гол, миска-киска, рак-мак, тетрадь-дождь, день-пень, том-ком…
- Кто больше назовет слов с одинаковым окончанием (рифмой)?
Лисичка-сестричка-синичка-невиличка
День-пень-тень-лень и т.д.
- По очереди называем длинные и короткие слова:
Дом – карандаш – лук – самолет – стол - пылесос…
- Назови игрушки в названии которых есть звук «С»
Самолет, санки, совок, посуда… (аналогично на другие звуки)
- Повтори скороговорки:
Петя пилой пилит пень.
Рыбы в проруби пруд пруди.
На мели мы налима нашли.
Лара у Клары играет на рояле.