Тестопластика
Участники проекта:
дети и родители группы, воспитатель.
Тип проекта:
Исследовательско-творческие
Долгосрочный
Срок реализации проекта: октябрь 2020г. - апрель 2021 г.
Возрастная группа: дети 3-4 лет
Количество занятий в год:
Периодичность занятий: 2 раза в месяц
Место проведения: групповая комната
Условия реализации проекта:
- Материально – техническая база (мука, соль, вода, стеки, штампы, гуашь, паркетный лак,, кисти, фартуки, чеснокодовилка, пластиковая салфетка, трафареты)
- Дидактическое обеспечение (наглядное пособие, фотоматериалы, готовые изделия)
- Методическое обеспечение (методическая и техническая литература, специальная литература по прикладному искусству)
Диагностика:
- Начальная диагностика – беседа, первичный мониторинг;
- Промежуточная диагностика – реабилитационные карты;
- Итоговая диагностика – итоговый мониторинг, рекомендации;
Техника безопасности.
- Не употреблять соленое тесто и готовые изделия в пищу;
- Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами;
- Тщательно вымыть руки после завершения работы;
Цель проекта:
- Познакомить детей и родителей с новым материалом, вызвать интерес и желание лепить из соленого теста, повысить педагогическую культуру родителей.
- Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через тестопластику, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии
- воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Актуальность.
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
В.А. Сухомлинский говорил:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал еще Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.
Выдающийся ученый Г. Доман считает:
«Все младенцы рождаются гениями. Но в первые годы жизни взрослые убивают в них замечательные способности»
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
Принципы:
• Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
• Принцип обогащения сенсорного опыта.
• Последовательности и систематичности.
• Личностно-ориентированный подход.
• Культурного обогащения , содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей младшего возраста.
• Игровое обучение
• Педагогика сотрудничества
Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:
1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
2. Легко отмывается и не оставляет следов.
3. Безопасно при попадании в рот.
4. Не липнет к рукам при лепке.
5. Можно сушить на воздухе.
6. Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
7. Если покрыть лаком - сохранится на века.
8. С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.
Я предлагаю замечательный метод развития малышей с помощью тестопластики.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества младших дошкольников.
1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
3. Синхронизирует работу обеих рук;
4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
5. Развивает творчество ребенка.
Значение лепки.
Лепка из соленого теста – увлекательное и полезное занятие. Не только дети, но и взрослые получат от него массу удовольствия!
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции.
Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.
Важным средством эстетического воспитания детей является художественное творчество.Она позволяет детям выразить в лепке свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Эффективность данной педагогической технологии определяется планированием, которое призвано обеспечить не только последовательное, рациональное распределение программного материала, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов и заданий по изобразительной деятельности.
Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем мире. Форма занятий по изобразительной деятельности позволяет видеть взаимосвязь лепки со всеми сторонами воспитательной работы: чтением, рассказыванием, знакомством с окружающим миром, природой, музыкальными и физкультурными занятиями и др.
Образовательная область «Художественное творчество » интегрируется со следующими образовательными областями:
«Физическая культура» | Развитие мелкой моторики |
«Здоровье» | воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
«Коммуникация» | развитие свободного общения со взрослыми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи |
«Познание» | сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений |
«Социализация» | формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
«Музыка» | использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
«Труд» | формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам |
«Чтение художественной литературы» | использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
«Безопасность» | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности |
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
-развитие продуктивной деятельности детей (лепка, художественный труд);
-развитие детского творчества;
-приобщение к изобразительному искусству.
Предполагаемый результат:
- сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности;
- научить работать с соленым тестом;
- организовать творческое общения в процессе обучения, воспитать умение работать в коллективе;
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- привлекать детей к работе с разнообразными материалами, учить создавать грамотные и красивые работы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап
необходимо заинтересовать ребенка творческим процессом;
знакомство со спецификой работы в технике тестопластики детей и их родителей;
с этапами цветоведения.
Практический этап
Самостоятельная практическая работа детей, которая является основной. Ее цель — творчество.
Заключительный этап
- Открытие выставки.
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Диагностика развитие речи детей.
- Обработка результатов.
- Внесение дополнений, поправок в случае нерешимых или побочных проблем.
Подготовка к работе.
Для того, чтобы заняться лепкой из соленого теста, нам понадобится собственно само тесто. Приготовить его абсолютно несложно. Самый простой рецепт: 2 стакана муки, стакан соли и стакан воды. В горячей воде растворить соль и, постепенно добавляя муку, замесить тесто.
Готовое тесто необходимо скатать в шар, накрыть пищевой пленкой и оставить на несколько часов в холодном месте. Это необходимо для того, чтобы в процессе лепки тесто не ломалось и не трескалось.
Кроме теста для поделок могут понадобиться монетки, пуговицы, фольга, бисер, крупа и прочие материалы, которые пригодятся для украшения изделий. Также понадобится доска для раскатки теста, скалка, нож, карандаш, кисточка, картон.
Из теста можно с помощью формочек вырезать различные фигурки, можно работать с ним также как и с традиционным пластилином, вылепляя различных зверушек, птичек и т.д. Если нужно соединить несколько деталей, то место стыка необходимо с помощью кисточки смочить водой и прижать пальцем.
Важно помнить, что неиспользуемое тесто, находясь на воздухе, покрывается корочкой, поэтому его следует накрывать пленкой или держать в пакете. Разноцветное тесто лучше хранить в отдельных пакетах.
Иногда, желая ускорить процесс сушки, изделия кладут на батарею, но в этом случае велика вероятность, что появятся трещины, поэтому от такого способа лучше отказаться. Лучше воспользоваться комбинированным методом сушки. Сначала поделки сушатся на солнце, а потом, при температуре около 75°С и открытой дверце, запекаются в духовке. Следите за готовностью изделий, если появляются пузыри и трещины – то поделка перегрелась и нужно снизить температуру.
Чтобы придать своим поделкам красивый теплый оттенок, их можно глазировать. Для этого за час до окончания сушки, каждые 5-10 минут, на поделки кисточкой необходимо наносить солевой (1:2) или яичный (1 яйцо на 1 стакан воды) раствор.
Глянцевый блеск изделиям из соленого теста можно придать с помощью лака. Кроме того, покрытие лаком защитит поделки от влаги и выгорания от солнечных лучей.
Правила пользования материалами и инструментами.
1. Аккуратно работать с тестом.
2. Пользоваться салфеткой после работы.
3. Не разбрасывать инструменты.
Формы и методы обучения.
В процессе творческих часов используются различные формы:
практические занятия, игры, выставки.
А также различные методы.
Методы в основе которых лежит способ организации совместной деятельности:
-словесный
-наглядный
-практический .
Методы деятельности детей и родителей:
-объяснительно- иллюстративный
-репродуктивный
-частично- поисковый
-исследовательский.
Методы в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников и родителей на занятиях.
-групповой
-индивидуальный
Перед каждой новой темой проводится вводное занятие. На нем проводятся беседы по теме, где в доступной форме рассказывается используя показ работ.
Лучшие работы представляются в постоянной экспозиции в приемной группы.
На заключительном занятие по каждой теме проводится анализ выполненных работ.
В оценке учитывается – элемент творчества, качество работы, самостоятельность, законченность работы.
Формы подведения итогов реализации проекта.
-Составление альбома лучших работ.
-Проведение выставок совместных работ воспитанников и родителей.
Условия реализации проекта.
- хорошо освещенный и проветриваемый кабинет;
- коллекция разнообразной литературы по истории тестопластики;
- коллекция альбомов, открыток, фотографий, и другое;
- каталог творческих работ;
- методический материал по предлагаемым темам работы;
- Рабочие столы, (в зависимости от количества воспитанников и родителей), стулья;
- Материалы, инструменты, необходимые для занятия;
- Раковина для мытья рук с холодной и горячей водой;
- Электрический духовой шкаф;
- Теле и видеоаппаратура, компьютер.
Учебный план
№ п/п |
Тема занятия |
Объект восприятия | Объект изображения |
Задачи |
Оборудование | ||
1. | Знакомство с творческим проектом по тестопластике «Удивительное превращение теста»
| Книги и альбомы по тестопластике |
| Рассказать родителям о планах проекта на этот учебный год. Узнать мнение родителей о проекте. | Книги и альбомы по тестопластике, опорные карты по лепке. | ||
2. | Мастерская художника. | Альбомы по тестопластике. Опорные карты по лепке, образцы изделий из солёного теста. | По замыслу | Познакомить со всем необходимым, что может пригодиться при работе с тестом + техника безопасности. Экспериментирование.Познакомить родителей со способами приготовления соленого тестаПовысить педагогическую культуру родителей.
| Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, подставки под готовые изделия. | ||
3. | Улитка, улитка, выпусти рога. | Опорные карты по лепке, иллюстрация с изображением улитки или улитка – игрушка. | Улитка | Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рога). Вместе с мамой сделать улитку из теста.
| Подставки под готовые работы, сол. тесто, вода, стеки, салфетка для рук, гуашевые краски. | ||
4. | Улитка, улитка, выпусти рога. | Опорные карты по лепке, иллюстрация с изображением улитки или улитка – игрушка. | Улитка | Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки. | Высушенные готовые изделия, кисти (разные), клей ПВА, гуашь, вода, палитры, салфетки. | ||
5. | Гусеничка. | Иллюстрации и картинки с изображением разных гусениц, готовое изделие. | Гусеничка. | Побуждать к творческой активности, самостоятельности в моделировании Гусенички: характерных особенностей ее движения (изгиб), настроения.
| Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, подставки под готовые изделия. |
6.
| Гусеничка. | Иллюстрации и картинки с изображением разных гусениц, готовое изделие. | Гусеничка. | Закрепить имеющиеся навыки рисования гуашевыми красками, учить применять цвет как средство передачи состояния, настроения. | Высушенные готовые изделия, кисти (разные), клей ПВА, гуашь, вода, палитры, салфетки. |
7. | Дружная семейка (коллективное) | Репродукции, картинки с изображением спелой грозди винограда, муляж. | Гроздь винограда. | Закрепить навыки лепки шара (раскатывание круговыми движениями рук); объединение их в общую композицию; учить работать сообща, коллективно. | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, лист плотного белого картона. |
8.
| Дружная семейка (коллективное) | Репродукции, картинки с изображением спелой грозди винограда, муляж. | Гроздь винограда. | Всячески способствовать приобретению навыков и умений собственной творческой изобразительной деятельности детей. | Высушенное готовое изделие, кисти (разные), клей ПВА, гуашь, вода, палитры, салфетки. |
9. | Уточка с утятами. | Опорные карты по лепке, картинки с изображением утки или утка – игрушка. Иллюстрация «Птичий двор. | Уточка с утятами. | Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей; закрепить умение выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части (хвост утёнка) | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, подставки под готовые изделия, салфетки для рук. |
10. | Мышка-норушка | Иллюстрации и картинки с изображением мышей, опорные карточки по лепке, образец поделки из теста. | Мышка | Развивать навыки работы с солёным тестом; закреплять умение преобразовывать шар в овал, шар в диск, оттягивать части и придавать им нужную форму (нос мышки). | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, подставки под готовые изделия, салфетки для рук. |
11. | Кудрявые ёжики. | Опорные карты по способам лепки, репродукция картины «Семья ежей». | Кудрявые ёжики. | Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности Продолжать развивать творческое воображение и фантазию, поощрять самые интересные «задумки». | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, подставки под готовые изделия, салфетки для рук. |
12. | Черепаха | Живая черепаха, опорные карты по лепке черепахи. | Черепаха | Воспитывать бережное отношение к живым существам Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом, уметь применять имеющийся личный опыт. | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, подставки под готовые изделия, салфетки для рук. |
13. | Жуки на цветочной клумбе. | Книги, альбомы и рисунки с изображениями жуков, коллекция зоологических игрушек «Насекомые», технологические карты. | Жуки | Учить лепить жуков, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек).Закрепить способ лепки полусферы. Синхронизировать работу обеих рук. | Солёное тесто, стеки, зубочистки или трубочки (спички) для ножек, пуговицы и цветные бусины для оформления. |
14. | Ушастые пирамидки для малышей. | Игрушечные пирамидки, картинки с изображением различных пирамидок. | Ушастые пирамидки | Учить лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушкой в виде головы животного. Развивать чувство формы, величины. | Солёное тесто, стеки, зубочистки или трубочки, бусины и мелкие пуговицы для оформления головок. |
15. | Корзинка | Корзинка, репродукция картины – натюрморт с корзиной, прутики (лоза). | Корзинка | Учить лепить корзинку конструктивным способом. Развивать творчество детей, эстетический вкус, добиваться выразительной формы. | Солёное тесто, зубочистки или трубочки (для прочности изделия), дощечки-подставки. |
Основные требования к уровню подготовки воспитанников
Дети должны уметь:
- лепить предмет из 1 – 3 частей используя разнообразные приёмы: скатывание, раскатывание, соединение, сплющивание, вдавливание пальцами углублений, прищипывание;
- украшать вылепленный предмет, используя заострённую палочку, стеку, природный материал.
Иметь представление:
- свойства соленого теста;
- что можно вылепить из соленого теста.
- об окружающих предметах;
- о том, что многие предметы сделаны руками человека;
- о способах обследования предметов.
Сотрудничество с семьей:
-Анкетирование родителей.
-Консультация для родителей» Приготовление солёного теста».
- собрание на тему «Формирование речи у детей посредством тестопластики»
- мастер класс «Удивительные фигурки из теста»
-Презентация проекта родителям.
-Знакомство родителей и детей с тестом, выполнения разные действия с тестом: отщипывать, мять, катать- вызвать интерес и желание лепить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_po_testoplastiki_1_1_1.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Участники проекта:
дети и родители группы, воспитатель.
Тип проекта:
Исследовательско-творческие
Долгосрочный
Срок реализации проекта: октябрь 2020г. - апрель 2021 г.
Возрастная группа: дети 3-4 лет
Количество занятий в год:
Периодичность занятий: 2 раза в месяц
Место проведения: групповая комната
Условия реализации проекта:
- Материально – техническая база (мука, соль, вода, стеки, штампы, гуашь, паркетный лак,, кисти, фартуки, чеснокодовилка, пластиковая салфетка, трафареты)
- Дидактическое обеспечение (наглядное пособие, фотоматериалы, готовые изделия)
- Методическое обеспечение (методическая и техническая литература, специальная литература по прикладному искусству)
Диагностика:
- Начальная диагностика – беседа, первичный мониторинг;
- Промежуточная диагностика – реабилитационные карты;
- Итоговая диагностика – итоговый мониторинг, рекомендации;
Техника безопасности.
- Не употреблять соленое тесто и готовые изделия в пищу;
- Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами;
- Тщательно вымыть руки после завершения работы;
Цель проекта:
- Познакомить детей и родителей с новым материалом, вызвать интерес и желание лепить из соленого теста, повысить педагогическую культуру родителей.
- Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через тестопластику, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии
- воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Актуальность.
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
В.А. Сухомлинский говорил:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал еще Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.
Выдающийся ученый Г. Доман считает:
«Все младенцы рождаются гениями. Но в первые годы жизни взрослые убивают в них замечательные способности»
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
Принципы:
• Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
• Принцип обогащения сенсорного опыта.
• Последовательности и систематичности.
• Личностно-ориентированный подход.
• Культурного обогащения , содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей младшего возраста.
• Игровое обучение
• Педагогика сотрудничества
Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:
1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
2. Легко отмывается и не оставляет следов.
3. Безопасно при попадании в рот.
4. Не липнет к рукам при лепке.
5. Можно сушить на воздухе.
6. Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
7. Если покрыть лаком - сохранится на века.
8. С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.
Я предлагаю замечательный метод развития малышей с помощью тестопластики.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества младших дошкольников.
1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
3. Синхронизирует работу обеих рук;
4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
5. Развивает творчество ребенка.
Значение лепки.
Лепка из соленого теста – увлекательное и полезное занятие. Не только дети, но и взрослые получат от него массу удовольствия!
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции.
Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.
Важным средством эстетического воспитания детей является художественное творчество.Она позволяет детям выразить в лепке свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Эффективность данной педагогической технологии определяется планированием, которое призвано обеспечить не только последовательное, рациональное распределение программного материала, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов и заданий по изобразительной деятельности.
Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем мире. Форма занятий по изобразительной деятельности позволяет видеть взаимосвязь лепки со всеми сторонами воспитательной работы: чтением, рассказыванием, знакомством с окружающим миром, природой, музыкальными и физкультурными занятиями и др.
Образовательная область «Художественное творчество » интегрируется со следующими образовательными областями:
«Физическая культура» | Развитие мелкой моторики |
«Здоровье» | воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
«Коммуникация» | развитие свободного общения со взрослыми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи |
«Познание» | сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений |
«Социализация» | формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
«Музыка» | использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
«Труд» | формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам |
«Чтение художественной литературы» | использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
«Безопасность» | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности |
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
-развитие продуктивной деятельности детей (лепка, художественный труд);
-развитие детского творчества;
-приобщение к изобразительному искусству.
Предполагаемый результат:
- сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности;
- научить работать с соленым тестом;
- организовать творческое общения в процессе обучения, воспитать умение работать в коллективе;
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- привлекать детей к работе с разнообразными материалами, учить создавать грамотные и красивые работы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап
необходимо заинтересовать ребенка творческим процессом;
знакомство со спецификой работы в технике тестопластики детей и их родителей;
с этапами цветоведения.
Практический этап
Самостоятельная практическая работа детей, которая является основной. Ее цель — творчество.
Заключительный этап
- Открытие выставки.
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Диагностика развитие речи детей.
- Обработка результатов.
- Внесение дополнений, поправок в случае нерешимых или побочных проблем.
Подготовка к работе.
Для того, чтобы заняться лепкой из соленого теста, нам понадобится собственно само тесто. Приготовить его абсолютно несложно. Самый простой рецепт: 2 стакана муки, стакан соли и стакан воды. В горячей воде растворить соль и, постепенно добавляя муку, замесить тесто.
Готовое тесто необходимо скатать в шар, накрыть пищевой пленкой и оставить на несколько часов в холодном месте. Это необходимо для того, чтобы в процессе лепки тесто не ломалось и не трескалось.
Кроме теста для поделок могут понадобиться монетки, пуговицы, фольга, бисер, крупа и прочие материалы, которые пригодятся для украшения изделий. Также понадобится доска для раскатки теста, скалка, нож, карандаш, кисточка, картон.
Из теста можно с помощью формочек вырезать различные фигурки, можно работать с ним также как и с традиционным пластилином, вылепляя различных зверушек, птичек и т.д. Если нужно соединить несколько деталей, то место стыка необходимо с помощью кисточки смочить водой и прижать пальцем.
Важно помнить, что неиспользуемое тесто, находясь на воздухе, покрывается корочкой, поэтому его следует накрывать пленкой или держать в пакете. Разноцветное тесто лучше хранить в отдельных пакетах.
Иногда, желая ускорить процесс сушки, изделия кладут на батарею, но в этом случае велика вероятность, что появятся трещины, поэтому от такого способа лучше отказаться. Лучше воспользоваться комбинированным методом сушки. Сначала поделки сушатся на солнце, а потом, при температуре около 75°С и открытой дверце, запекаются в духовке. Следите за готовностью изделий, если появляются пузыри и трещины – то поделка перегрелась и нужно снизить температуру.
Чтобы придать своим поделкам красивый теплый оттенок, их можно глазировать. Для этого за час до окончания сушки, каждые 5-10 минут, на поделки кисточкой необходимо наносить солевой (1:2) или яичный (1 яйцо на 1 стакан воды) раствор.
Глянцевый блеск изделиям из соленого теста можно придать с помощью лака. Кроме того, покрытие лаком защитит поделки от влаги и выгорания от солнечных лучей.
Правила пользования материалами и инструментами.
1. Аккуратно работать с тестом.
2. Пользоваться салфеткой после работы.
3. Не разбрасывать инструменты.
Формы и методы обучения.
В процессе творческих часов используются различные формы:
практические занятия, игры, выставки.
А также различные методы.
Методы в основе которых лежит способ организации совместной деятельности:
-словесный
-наглядный
-практический .
Методы деятельности детей и родителей:
-объяснительно- иллюстративный
-репродуктивный
-частично- поисковый
-исследовательский.
Методы в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников и родителей на занятиях.
-групповой
-индивидуальный
Перед каждой новой темой проводится вводное занятие. На нем проводятся беседы по теме, где в доступной форме рассказывается используя показ работ.
Лучшие работы представляются в постоянной экспозиции в приемной группы.
На заключительном занятие по каждой теме проводится анализ выполненных работ.
В оценке учитывается – элемент творчества, качество работы, самостоятельность, законченность работы.
Формы подведения итогов реализации проекта.
-Составление альбома лучших работ.
-Проведение выставок совместных работ воспитанников и родителей.
Условия реализации проекта.
- хорошо освещенный и проветриваемый кабинет;
- коллекция разнообразной литературы по истории тестопластики;
- коллекция альбомов, открыток, фотографий, и другое;
- каталог творческих работ;
- методический материал по предлагаемым темам работы;
- Рабочие столы, (в зависимости от количества воспитанников и родителей), стулья;
- Материалы, инструменты, необходимые для занятия;
- Раковина для мытья рук с холодной и горячей водой;
- Электрический духовой шкаф;
- Теле и видеоаппаратура, компьютер.
Учебный план
№ п/п | Тема занятия | Объект восприятия | Объект изображения | Задачи | Оборудование | ||
1. | Знакомство с творческим проектом по тестопластике «Удивительное превращение теста» | Книги и альбомы по тестопластике | Рассказать родителям о планах проекта на этот учебный год. Узнать мнение родителей о проекте. | Книги и альбомы по тестопластике, опорные карты по лепке. | |||
2. | Мастерская художника. | Альбомы по тестопластике. Опорные карты по лепке, образцы изделий из солёного теста. | По замыслу | Познакомить со всем необходимым, что может пригодиться при работе с тестом + техника безопасности. Экспериментирование.Познакомить родителей со способами приготовления соленого тестаПовысить педагогическую культуру родителей. | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, подставки под готовые изделия. | ||
3. | Улитка, улитка, выпусти рога. | Опорные карты по лепке, иллюстрация с изображением улитки или улитка – игрушка. | Улитка | Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рога). Вместе с мамой сделать улитку из теста. | Подставки под готовые работы, сол. тесто, вода, стеки, салфетка для рук, гуашевые краски. | ||
4. | Улитка, улитка, выпусти рога. | Опорные карты по лепке, иллюстрация с изображением улитки или улитка – игрушка. | Улитка | Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки. | Высушенные готовые изделия, кисти (разные), клей ПВА, гуашь, вода, палитры, салфетки. | ||
5. | Гусеничка. | Иллюстрации и картинки с изображением разных гусениц, готовое изделие. | Гусеничка. | Побуждать к творческой активности, самостоятельности в моделировании Гусенички: характерных особенностей ее движения (изгиб), настроения. | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, подставки под готовые изделия. |
6. | Гусеничка. | Иллюстрации и картинки с изображением разных гусениц, готовое изделие. | Гусеничка. | Закрепить имеющиеся навыки рисования гуашевыми красками, учить применять цвет как средство передачи состояния, настроения. | Высушенные готовые изделия, кисти (разные), клей ПВА, гуашь, вода, палитры, салфетки. |
7. | Дружная семейка (коллективное) | Репродукции, картинки с изображением спелой грозди винограда, муляж. | Гроздь винограда. | Закрепить навыки лепки шара (раскатывание круговыми движениями рук); объединение их в общую композицию; учить работать сообща, коллективно. | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, лист плотного белого картона. |
8. | Дружная семейка (коллективное) | Репродукции, картинки с изображением спелой грозди винограда, муляж. | Гроздь винограда. | Всячески способствовать приобретению навыков и умений собственной творческой изобразительной деятельности детей. | Высушенное готовое изделие, кисти (разные), клей ПВА, гуашь, вода, палитры, салфетки. |
9. | Уточка с утятами. | Опорные карты по лепке, картинки с изображением утки или утка – игрушка. Иллюстрация «Птичий двор. | Уточка с утятами. | Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей; закрепить умение выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части (хвост утёнка) | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, подставки под готовые изделия, салфетки для рук. |
10. | Мышка-норушка | Иллюстрации и картинки с изображением мышей, опорные карточки по лепке, образец поделки из теста. | Мышка | Развивать навыки работы с солёным тестом; закреплять умение преобразовывать шар в овал, шар в диск, оттягивать части и придавать им нужную форму (нос мышки). | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, подставки под готовые изделия, салфетки для рук. |
11. | Кудрявые ёжики. | Опорные карты по способам лепки, репродукция картины «Семья ежей». | Кудрявые ёжики. | Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности Продолжать развивать творческое воображение и фантазию, поощрять самые интересные «задумки». | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, подставки под готовые изделия, салфетки для рук. |
12. | Черепаха | Живая черепаха, опорные карты по лепке черепахи. | Черепаха | Воспитывать бережное отношение к живым существам Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом, уметь применять имеющийся личный опыт. | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, подставки под готовые изделия, салфетки для рук. |
13. | Жуки на цветочной клумбе. | Книги, альбомы и рисунки с изображениями жуков, коллекция зоологических игрушек «Насекомые», технологические карты. | Жуки | Учить лепить жуков, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек).Закрепить способ лепки полусферы. Синхронизировать работу обеих рук. | Солёное тесто, стеки, зубочистки или трубочки (спички) для ножек, пуговицы и цветные бусины для оформления. |
14. | Ушастые пирамидки для малышей. | Игрушечные пирамидки, картинки с изображением различных пирамидок. | Ушастые пирамидки | Учить лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушкой в виде головы животного. Развивать чувство формы, величины. | Солёное тесто, стеки, зубочистки или трубочки, бусины и мелкие пуговицы для оформления головок. |
15. | Корзинка | Корзинка, репродукция картины – натюрморт с корзиной, прутики (лоза). | Корзинка | Учить лепить корзинку конструктивным способом. Развивать творчество детей, эстетический вкус, добиваться выразительной формы. | Солёное тесто, зубочистки или трубочки (для прочности изделия), дощечки-подставки. |
Основные требования к уровню подготовки воспитанников
Дети должны уметь:
- лепить предмет из 1 – 3 частей используя разнообразные приёмы: скатывание, раскатывание, соединение, сплющивание, вдавливание пальцами углублений, прищипывание;
- украшать вылепленный предмет, используя заострённую палочку, стеку, природный материал.
Иметь представление:
- свойства соленого теста;
- что можно вылепить из соленого теста.
- об окружающих предметах;
- о том, что многие предметы сделаны руками человека;
- о способах обследования предметов.
Сотрудничество с семьей:
-Анкетирование родителей.
-Консультация для родителей» Приготовление солёного теста».
- собрание на тему «Формирование речи у детей посредством тестопластики»
- мастер класс «Удивительные фигурки из теста»
-Презентация проекта родителям.
-Знакомство родителей и детей с тестом, выполнения разные действия с тестом: отщипывать, мять, катать- вызвать интерес и желание лепить.