Консультация для родителей " КНИЖКИ В ВАШЕМ ДОМЕ" (советы по оформлению домашней детской библиотеке)

Консультация для родителей " КНИЖКИ В ВАШЕМ ДОМЕ" (советы по оформлению домашней детской библиотеке)

Советы по оформлению детской домашней библиотеки.
Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую
библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так
просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения
зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к
литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю
детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом,
если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере
выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к
книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме
появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать
ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые
представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и
предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через
литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость
и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как
честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е книги очищают и
раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются
неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только
детей, но и нас, взрослых.
   В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво
отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить,
что книга привлекает маленького ребёнка прежде всего оформлением. Ее
внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек,
красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка,
хорошо сказал современный поэт:
Мы читаем книги вместе И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной. А у папы – никого!
У меня картинок двести, У меня – в пустыне дикой,
А у папы – ни одной. Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы – Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, – Если в ней картинок нет!
В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.
Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки
ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь
зрительный образ преобладает над словесным , рисунки имеют главное
значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в
овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет
хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа
ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным
ему словам, и он будет долго и напрасно
мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и
ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в
раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от
общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным
читателем.
     Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того
предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление
тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.
Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и
снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней
как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм
текста, но и проживает происходящее вместе с героями.
Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги
разного типа отражения действительности: не только сказки, но и
реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек
и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «
Курочка-Ряба , «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться
одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3
до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста
сюжетом. Это , конечно , «Игрушки» А. Барто , «Волк и семеро козлят» ,
«Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.
Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной
новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень
любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская
библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать ,
т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по
временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки,
стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить
картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной
раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин
дом») и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы.
Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок, «Книжкина
больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг.
Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет
способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по
сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать
поддержанию интереса к книге:
   • разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
   •игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
   •лото или домино «Герои любимых сказок»;
   •пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
   •отгадай загадку – найди отгадку;
   •диски с аудиозаписями различных детских произведений;
   •сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
   •материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин,
клей;
   •чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения
своих историй и т.п.
  Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а
поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это
естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания:
ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все
они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить
поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное,
художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию,
оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.
Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей
детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого,
К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой,
В. Драгунского и многих других авторов.