Дидактические игры и упражнения по формированию представлений о времени дошкольников.
Дидактические игры и упражнения по формированию представлений о времени дошкольников.
Содержание образовательной работы | Возрастная группа | Описание игры (название, цель, краткое описание) |
Части суток | 3-4 года | «Детский сад» Цель: закрепить знания о частях суток. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих: Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . . Мы делаем зарядку… Мы занимаемся… Аналогично можно проводить игру о временах года. |
| 4-5 лет | «Назови пропущенное слово» Цель: учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь. Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток: - Мы завтракаем утром, а обедаем... Дети называют пропущенное слово.- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой ….- Днем ты обедаешь, а ужинаешь… |
| 6-7 лет | «Назови сутки» Цель: закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь). Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза. |
Вчера-сегодня-завтра | 3-4 года | «Вчера-сегодня-завтра» Цель: определение уровня умения детей ориентироваться во времени, закрепление представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра». Педагог бросает по очереди мяч детям, говоря короткую фразу. Например, «Мы занимаемся…» Ребенок, поймавший мяч, заканчивает фразу (…сегодня). Примеры фраз: Мы пойдем гулять… Вы ходили в парк… Мы будем читать книгу… |
| 4-5 лет | «Вчера, сегодня, завтра» Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра». По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие. Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается. |
| 6-7 лет | «Вчера, сегодня, завтра» Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра». |
Дни недели | 3-4 года | «Какой день недели» Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели. Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой. Много разных дней недели Птицы нам про них пропели В понедельник соловей Пел, что нет прекрасней дней А во вторник пела птица- Желтобокая синица Ворон каркнул, что всегда Лучшим днем была среда Воробей чирикать стал Что в четверг он в лес летал Две голубки ворковали Воскресенье обсуждали. Птички дни недели знают Нам запомнить помогают. |
| 4-5 лет | «Разноцветная неделька». Цель игры: Формировать у детей представление о названиях дней, временных терминах, основной палитре. Ход игры: Воспитатель демонстрирует круг в виде циферблата часов. На круге изображено 7 разных цветов, каждый цвет указывается день недели. Если сегодня понедельник, то стрелочка показывает на цифру 1, то красный цвет, понедельник. И т.д. |
| 6-7 лет | «Лови, бросай, дни недели называй» Цель: Закрепление знания названий и последовательности дней недели. Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?». Варианты вопросов: Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д. Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему. |
Месяцы года | 3-4 года | «12 месяцев» Цель игры: научить соотношению календарных времен с определенной палитрой; развивать математические навыки – умение считать до 4-х. Ход игры: Для занятия необходимо сделать круг, разделить на 12 равные части, каждую часть раскрасить цветом, соответствующим времени года, и наклеить картинки, соответствующие времени года: синий – зима, зеленый – весна, желтый – лето, красный – осень. Детям дают такие же картинки, что наклеены на круге, дети должны догадаться, к какому сезону относится каждая часть круга, и положить на соответствующую картинку. |
| 4- 5 лет | «Какое слово подходит?» Цель игры: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. Ход игры: Педагог задаёт детям разные вопросы, например: «Месяц весны» (перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть весенний месяц) октябрь, декабрь, август, апрель». Дети отвечают: «Апрель», воспитатель показывает картинку с изображение апреля. Месяц лета … (апрель, май, март, июнь) и т.д. |
| 6-7 лет | «4 сезона и 12 месяцев». Цель игры: закрепление знания детей о временах года и их основных признаках; о месяцах каждого времени года и их последовательности.
Ход игры: В игру играют двенадцать детей. Игрокам раздаются карточки. Под музыку или по хлопку дети бегают врассыпную, но по команде они должны построиться по порядку, используя цифры от 1 до 12. Они превратились в 12 месяцев, каждый должен назвать свой месяц. Ребенок может прочитать или рассказать на память, короткое стихотворение о своем месяце. Также детям дается задание поднять карточки определенному времени года, уточняются существенные признаки. |
Календарь | 3-4 года | «Какое время года?» Цель: закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе. Воспитатель показывает детям изображения времен года и предлагает определить, какое время года изображено? По каким признакам они определили время года? Дети показывают время года на круговой модели. |
| 4-5 лет | «Когда деревья надевают этот наряд?» Педагог демонстрирует карточку с цветным изображением деревьев в разное время года, читает отрывок из стихотворения и спрашивает, в какое время года это происходит в природе. Варианты: - у каждого ребенка табличка с названием времени года; когда педагог показывает иллюстрацию с изображением определенного пейзажа, дети поднимают соответствующую карточку. |
| 6-7 лет | «В какое время года нужны эти предметы?» Цель: закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе. Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. |
Времена года | 3-4 года | «Времена года». Игра с мячом. Цель игры: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. Ход игры: Ведущий бросает мяч и задает вопрос, ребенок должен ответить и бросить мяч обратно ведущему, например: - Какие времена года вы знаете? (дети называют времена года, а воспитатель показывает называемые времена года) - Какой вы представляете, например, зиму? (воспитатель дополняя показывает картинки) А что будет зимой с водой в реках, озёрах, прудах? (показываем картинку). - Какое время года наступит после зимы? (весна), показываем картинку. - Какие признаки весны вы знаете? Показываем картинку и т. д. |
| 4-5 лет | «Когда это бывает» Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку. Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием. |
| 6-7 лет | «Времена года» Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах. Развивать познавательный интерес. Воспитатель показывает детям модель «Времена года»: круг, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и жёлтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый. Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.) Покажите на модели осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку» (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели. Далее дети самостоятельно по заданию воспитателя показывают месяцы остальных времён года. |