Конспект итоговой НОД «Вода и её свойства».
Задачи
1. Образовательные
- ввести в словарь понятие «водохранилище»;
- активизация словаря: пена, озеро, родник, ключ, источник, полноводная, могучая, прозрачная, мутная, бесцветная, течёт, переливается;
- обогащение словаря: водохранилище, запруды, специалисты, красители, вещества, растворы.
- обобщить знания детей о значении воды в жизни человека;
- познакомить с некоторыми свойствами воды.
2. Развивающие
- развитие навыков рассказывания на основе личного опыта, с использованием модели.
- развитие наблюдательности у детей их умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.
3. Воспитательные
- воспитывать бережное отношение к воде.
Планируемый результат
Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды, имеющих способность меняться в зависимости от окружающей среды и воздействия на воду.
Вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента.
Пространственно – временной ресурс: НОД проводится по подгруппам – 6 человек в подготовительной к школе группе. Воспитатель не препятствует общению детей во время НОД.
Материалы к НОД:
ТСО магнитофон,
- аудиозапись журчание воды.
- модель «Как человек воду использует»,
- маска «Родничок» по количеству детей.
- голубые ленточки (1 м) по количеству детей,
- канат, изображающий ручей,
- с помощью камней, растений, маски оборудовать родник.
- накидка для воспитателя, для изображения воды.
- столы с оборудованием для проведения опытов. Рядом со столом на мольберте схемы – модели для проведения опытов.
Оформление:
На полу горкой выложены камни, обозначающие родник. Из родника, извилистой линией тянется канат (шнур голубого цвета), который заканчивается возле полотна синего цвета, обозначающего реку (озеро, море). За полотном расположены столы с оборудованием для опытов.
Предлагаемая форма занятия обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (на равных, как партнёров), создаёт атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.
Предварительная работа: разучивание игры «Ручейки и река»
- сказкотерапевтическая НОД «Заяц Коська и родничок»,
- рассматривание, чтение «Большой детской энциклопедии дошкольника», раздел «Наша планета Земля»,
- составление модели «Как человек воду использует»,
- построение запруд в песочнице.
Ход НОД
Введение:
- Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, а куда вы узнаете, когда послушаете мою загадку - прослушивание аудиозаписи « Журчание воды»
- Что вы услышали?
- Как догадались?
Да, мы отправимся в гости к волшебнице воде.
I часть:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Н.Рыжова
II часть:
Ребята, сегодня вы видели воду? Где? Какую?
Для чего нужна вода?
Как мы её используем?
Рассказать вам поможет модель «Как человек воду использует»
Слушаем 1-2 рассказа, поощряются дополнения.
Хотите, я расскажу вам «Как вода к нам в дом пришла?»
Если открыть кран на кухне или в ванной, из него потечёт вода. Она никогда не кончается. Далеко за городом на различных речках построены запруды, там вода собирается и «хранится» в больших озёрах. Они так и называется – водохранилища. Специалисты следят, что бы эти водоёмы всегда оставались чистыми. Потом вода по каналам и трубам поступает туда, где её очищают, уничтожают вредных микробов и проверяют с помощью разных приборов.
Чистая вода по трубам приходит в дома, а сильные насосы подают её на все этажи. Поэтому в любой квартире всегда можно набрать чистой, холодной воды из крана.
- Ребята, скажите, пожалуйста, где вода встречается в природе? (В реке, в озере).
- Посмотрите, здесь течёт ручей (рассматриваем модель на полу «Родник –ручей – река»).
- Давайте найдём его начало.
- Как называется место, где начинается ручей? (Родник, ключ, источник)
- Откуда в роднике вода? (Она вытекает из-под земли)
(Надеваю маски «Родничков» детям на голову, Дети берут голубые ленточки)
- Как много родничков здесь появилось!
- Давайте поиграем в игру «Роднички и река»
III часть:
Экспериментальная деятельность
Описание игры:
Роднички танцуют с ленточками под музыку. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг. «Роднички сливаются в одну реку». Воспитатель делает попытку разъединить, расцепить руки детей: но дети крепко держатся за руки, руки напряжены, жёсткие.
Необходимо обратить внимание детей на то, что вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная. Затем снова включается музыка, и «река» распадается на отдельные роднички.
Во время игры воспитатель с детьми к месту, где установлены столы для проведения опытов.
- Посмотрите-ка, ребята, куда река вас привела.
- А привела она вас в гости к волшебнице Воде, (воспитатель надевает накидку, накидку для вхождения в образ Воды).
-Здравствуйте гости дорогие! Вижу я, путь вы проделали немалый.
- Слышала – много вы знаете, да не всё про меня рассказали.
- Что бы больше про меня узнать предлагаю поиграть. Хотите?
Опыт №1. Узнаем «Какая вода»
На столе расположены три одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавленном ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.
Воспитатель показывает детям ёмкости:
- Угадайте, что в банках?
- Подержите ёмкости в руках.
- Что вы почувствовали? (Дети определяют, что одна из них лёгкая, а две тяжёлые)
- Давайте посмотрим, что внутри и проверим, правы ли вы? (Открываем сосуды, дети убеждаются в своих предположениях)
- Объясните, как вы догадались, что находится в ёмкостях.
- Как вода попала в ёмкости?
- Как её поместить в стаканы? (Перелить)
- Сравните вес пустого и полного стакана.
- Что мы можем сказать о воде? (Переливается, имеет вес)
Опыт №2. Экспериментальные игры.
- Опустите в воду ложки, соломинки.
- Что вы видите?
- Почему предметы хорошо видны?
- Что произойдёт, если в воду бросить краситель (марганец)?
- Бросайте.
- Что изменилось? (Вода изменила цвет)
- Видны ли предметы в окрашенной воде?
- Как ещё можно окрасить воду? (Добавить краситель)
- Что будет если в воду соль, сахар?
Давайте проверим.
- Попробуйте воду через соломинку воду, где растворили сахар, соль?
-Что вы чувствуете?
- А теперь попробуйте чистую воду. Какой вкус?
Вывод: чистая вода не имеет вкуса.
- Ребята, скажите, чем пахнет вода?
- Предлагаю детям для сравнения чистую воду и фруктовый сок.
- Имеет ли вода запах?
- Что придаёт ей запах?
Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Вода из-под крана пахнет хлоркой, сок пахнет фруктами. Значит, вода может иметь или не иметь запаха и вкуса.
Запах и вкус и цвет ей придают растворённые в ней вещества.
Опыт №3
Воспитатель подводит детей к другому столу. (На нём стоят ёмкости с тёплой, холодной водой).
- А ещё вода, может быть вот какой:
Предлагаю опустить руки в тазики.
- Что вы чувствуете?
- Отчего вода разной температуры?
- Когда ещё вода бывает тёплой? (Летом, её нагревает солнце).
Заключение:
- Закончились мои вопросы. А сейчас напомните мне, что нового вы сегодня узнали обо мне - воде?
Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. Много воды в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Все они не могут жить без воды, так же как и мы с вами.
О воде можно узнать много интересного. Приходите ко мне в гости ещё раз. А дома я вас попрошу нарисовать рисунки о том, что нового сегодня вы узнали обо мне.