Исследовательский проект для детей раннего возраста: «Волшебница - вода»
Исследовательский проект для детей раннего возраста:
«Волшебница - вода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект для детей раннего возраста:
«Волшебница - вода»
Актуальность
Выбирая темы проектов я всегда опираюсь на интересы, потребности детей, возникающих на данный момент. Ребенок любознателен. Он склонен наблюдать, экспериментировать. Дети раннего возраста с большим интeресом познают окружающий нас мир. Элементарное экспериментирование доступно детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Самым интересным и необычным веществом для детей раннего возраста является вода. Маленькие детки с интересом и удовольствием играют с водой, принимают ванну, умываются. Вода – это удивительный объект познания. Она даёт ребёнку приятное ощущение, развивает различные рецепторы, предоставляя неограниченные возможности познавать мир и себя в нём. Особенно это важно для самых маленьких детей. Вода очень удобна для поисково-исследовательской деятельности. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, снимает напряжение, способствует релаксации. И ещё вода есть всегда и везде. Наблюдая за играми малышей с водой, во время умывания я увидела интерес детей к воде и убедилась в актуальности данного исследования - необходимости получения знаний и представлений об основных свойствах воды ее состояниях и значении воды в жизни человека для детей раннего возраста.
Проблема проекта
Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит увидеть лужу, как ребенок несется к ней со всех ног. Дети должны знать свойства воды и ее назначения. Вода бывает разная: жидкая, твердая, газообразная. Дети раннего возраста должны при помощи взрослого изучить и познать все эти свойства воды. Во время умывания, дети были увлечены играми с водой и испытывали от этого положительные эмоции, в процессе взаимодействия они пытались познать свойства и возможности воды. Особенно удивило малышей то, что вода может быть прохладной или теплой, стоит повернуть кран с водой.
Таким образом, возникла детская проблема: «Какая бывает вода»?
Для решения данной проблемы мной был разработан данный проект.
Гипотеза проекта
Организация работы с детьми и родителями по формированию элементарных представлений о воде и ее свойствах, способствует развитию детей раннего возраста.
Целью проекта стало расширение представлений воспитанников о воде ее свойствах и возможностях, развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Исходя из выше представленной цели, я выделили ряд задач:
- познакомить детей со свойствами воды (тёплая, холодная, прозрачная);
- развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук,
- активизировать мыслительные способности;
- познакомить с природным явлением - дождь;
- воспитывать у детей эмоциональный настрой, любознательность.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Срок реализации проекта: краткосрочный – 1 месяц
Объект исследования - детская экспериментальная деятельность с водой
Предмет исследования - совокупность методов, приемов и средств направленных на развитие элементарных представлений о воде и ее свойствах.
Участники:
- воспитатель;
- родители воспитанников;
- воспитанники – 26 человек.
Необходимый материал:
- художественная литература со стихотворениями, рассказами и потешками о воде;
- иллюстрации с разнообразными водными пейзажами (река, море, пляж, пруд) в разное время года.
- миски с холодной и тёплой водой;
- аудиозаписи со звуками природы «Шум воды»;
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний воспитанников о воде, её свойствах и роли для окружающего мира;
- обогащение активного словаря воспитанников за счёт слов «вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т. д.»
- формирование навыков элементарных исследовательских умений;
- родители активно включаются в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.
Форма проведения данного проекта: наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, поисково-познавательная деятельность, чтение художественной литературы, работа с родителями.
Ход проекта
Из всего вышесказанного я определили дальнейший ход проекта:
Подготовительный этап:
- подбор иллюстраций и литературы на тему: «Вода»;
- подбор и приобретение материалов для экспериментирования;
- беседа с детьми на тему: «Вода, её свойства»;
- создание и оформление алгоритма «Моем ручки»;
- оформление в исследовательском центре потешек о воде с иллюстрациями.
Основной этап:
- чтение и заучивание потешек: «Водичка, водичка», «Кран откройся»; «Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей!...».
- прослушание звуков природы «Шум воды»;
- просмотр Советские мультики для малышей «Грибок-теремок» по мотивам Сказки Сутеева «Под грибом»;
- рассматривание и обсуждение иллюстраций: «Где живёт вода?» (Реки, моря, пруды);
- наблюдение из окна за таким природным явлением как дождь.
- культурно-гигиенические навыки: продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями и смывать водой.
- игровая деятельность – подвижная игра «Солнышко и дождик»;
- продуктивная деятельность – рисование на тему: «Дождик»;
- исследовательская деятельность:
Опыт «Волшебные бутылочки»
Цель: познакомить с основными свойствами воды и свойствами предметов в воде «тонет - не тонет», «лёгкий - тяжёлый», развитие мелкой моторики рук, зрительную и двигательную координацию.
Содержание: воспитатель предлагает детям опустить пустые бутылочки в воду.
Воспитатель задает вопрос детям «Пустая бутылочка плавает или она утонула?» (плавает), Почему? (она лёгкая).
Затем предлагает детям наполнить бутылочки водой, используя чайнички из детской посуды (вода жидкая, её можно переливать). Закрутить крышки и опустить бутылочки в воду.
Воспитатель: Ребята, наши бутылочки утонули! Почему? (потому что они стали тяжёлые)
Предлагает детям вылить воду из бутылочки и понаблюдать за струйкой воды. Как вода красиво струится.
Воспитатель: С помощью наших пустых бутылочек ещё можно пускать пузыри! Опустите свои бутылочки в воду, нажмите на них и посмотрите, как выходят пузырьки воздуха из воды.
Опыт «Тёплый» или «Холодный»
Цель: закреплять у детей понятия «тёплый» и «холодный» на примере воды.
Содержание: необходимы игрушки двух видов, по две – три штуки каждого, желательно резиновые или пластиковые (утята, рыбки, кораблики, дельфины и небольшие мячики – красные, синие, желтые).
Воспитатель наполняет одну ёмкость теплой водой, другую холодной. Говорит детям: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок в теплую воду. Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов, но и учим определять разницу холодное – теплое.
Опыт «Что как плавает?»
Цель: Знакомство детей со свойствами воды и различных предметов в воде.
Необходимые материалы: пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.
Содержание: Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в путешествие, в плавание. Отпусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас предметов давай их тоже отпустим, они хотят плавать». Во время игры воспитатель просит малыша называть предметы, опускаемые в воду и комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет).
Опыт «Капитаны».
Цель: активизация у детей мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный, сильный выдохи, закрепление знаний о свойствах воды.
Содержание: Воспитатель наполняет ёмкость водой, пускает в неё бумажный кораблик. Ребенок садиться на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного до другого берега. Показывает, что берега обозначены полосками разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть просто, вытягивая губы трубочкой, не надувая щеки. Показывает, как это делать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Малыш повторяет. «Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!»- взрослый дует на кораблик отрывисто, не ровно: «П-П-П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь – «П.». Предлагает попробовать подуть также и пригнать кораблик к другому берегу.
Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щёки, не дул очень сильно. Во время игр, педагог обязательно должен похвалить ребенка за правильное выполнение задания, поддержать и помочь.
Опыт «Собери большие и маленькие камешки»
Цель: продолжать знакомить с основными свойствами воды и свойствами предметов в воде, развивать мелкую моторику рук, зрительную и двигательную координацию.
Содержание: Ребенок и взрослый подходят к емкости, наполненной водой. В ванне находятся большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку достать сначала большие камешки, а по том маленькие и сложить их в миску. Усложняя игру, можно предложить ребенку складывать большие камешки в одну миску, маленькие — в другую.
Аналогичное задание можно проводить, используя дополни тельные предметы-орудия (сачок, ложку и т. д.).
Заключительное мероприятие «Игры с Капелькой».
При реализации данного проекта параллельно проводилась работа с родителями.
Работа с родителями:
- консультация для родителей «Опыты с водой в домашних условиях с малышами»;
- папка-передвижка «Игры с водой»;
-предложить родителям показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода;
-предложить принять участие в оформлении стенда «Первые опыты малышей» с фотографиями по теме проекта.
Заключительный этап.
Анализ и обобщение результатов познавательно-исследовательской деятельности детей:
В ходе реализации проекта дети приобрели знания: о воде и её свойствах (тёплая, холодная, тонет - не тонет через экспериментальную деятельность), о выпадение осадков; начали проявлять интерес к экспериментальной деятельности и мыслительные способности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Продукт исследовательского проекта: альбом «Картотека экспериментов и опытов с водой».