Эстрадный танец.
ЭСТРАДНЫЙ ТАНЕЦ: ВОСПИТЫВАТЬ, РАЗВЛЕКАЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» п. Новостройка Кемеровского района
Данная статья посвящена изучению и анализу воспитательного потенциала детского эстрадного танца. Исследуется история становления эстрадного танца, его ключевые элементы, средства художественной выразительности. Выявляется воздействие всех компонентов эстрадного танца на творческие способности детей, их эмоционально-волевую сферу. Делается заключение о том, что эстрадный танец обладает широкими возможностями не только развлекать воспитанников, но и воспитывать их в творческом и личностном отношении.
В настоящий момент эстрадный танец является неотъемлемым средством эстетического и физического воспитания детей. Его потенциал в этом отношении велик, что показывает современная педагогическая практика. Ценность эстрадного танца в воспитательном воздействии усиливает тяга к нему детей, которым интересно заниматься этим жанром хореографического искусства. Однако в педагогической среде он еще объективно не оценен. Распространено мнение, что эстрадный танец – это нечто легкомысленное, не несущее в себе художественной нагрузки. Но если обратиться к его истории, то можно понять, что это далеко не так.
Эстрадным танцем принято называть вид сценического танца. Чаще всего это хореографическая сценка. Как и классический танец, эстрадная хореографическая миниатюра имеет в своей основе четкую драматургию и собственные средства художественной выразительности, о которых будет сказано ниже. Эстрадный танец произрастает из народного творчества – гуляний, выступлений народных плясунов.
Как и другие виды искусств, хореографическое искусство формировалось постепенно. Эстрадный танец, как одно из его ответвлений, выделился в XIX веке, когда стали возникать кафешантаны, кабаре, появились первые варианты эстрадных концертов. Особенно это явление было распространено во Франции. Мощным толчком для развития эстрадных танцев стало рождение нового революционного искусства – джаза на переломе XIX и ХХ веков. Как известно, в США 20-е гг. вошли в историю под названием «эпоха джаза». Несмотря на то, что джаз в официальных кругах имел аморальную репутацию, «джазовая лихорадка» распространялась с невероятной скоростью. По словам И.В. Цалера, «джазовая мода разлетелась по всем Соединенным Штатам».
В многочисленных танцевальных залах молодые афроамериканцы изобретали новые танцевальные движения, которые были намного разнообразнее и свободнее, чем механические танцы предыдущих эпох. Исследователь указывает, что хот-джаз «привнес много нового в западную концепцию отдыха, в модели поведения». И огромная роль в этих новшествах сыграли именно танцы, ведь двигаться под джаз нельзя было по-старому. Но сводить джаз только к новому виду танцев невозможно, так как эта музыка перечеркивала устоявшиеся традиции, «звала миллионы молодых американцев всех цветов кожи к слому формальных границ и пересмотру общественных отношений, меняла жизнь и мировоззрение».
Отозвалась на мировые изменения в культуре и Россия. В начале ХХ века в нашу страну тоже проникли эстрадные веяния: песня, танец, различные комбинированные номера. Далее эта тенденция отозвалась и в киноиндустрии – герои советских фильмов исполняли эстрадные танцы, делая их невероятно популярными. В течение двадцатого столетия вошедшая в моду танцевальная музыка демонстрировала различные свои стороны: румба, танго, рок-н-ролл, шейк, твист, латиноамериканские танцы, диско.
Несмотря на идеологические препятствия, в советской культуре нашлось немало деятелей, которые, по сути, создали своеобразные традиции отечественной танцевальной музыки. Это, в первую очередь, А.Н. Цфасман, А.М. Полонский, А.В. Варламов и другие.
Даже столь краткий экскурс позволяет понять, что эстрадный танец имеет глубокие и разнообразные культурные традиции, богатую культурную платформу. Одно из лучших достижений эстрадного танца – это сюжетно-танцевальная миниатюра, которая могла быть как комедийной, так и драматической (первый вариант был наиболее распространенным). Для воплощения такой миниатюры выбирался музыкальный материал, в котором главенствовали энергичные ритмы. В соответствии с ритмом выбиралось и пластическое решение. Лучшие номера такого типа были насыщены художественной идеей, драматургически завершены, оригинальны по своему замыслу и реализации при лаконичности художественных средств. Именно такая эстрадная танцевальная миниатюра, на наш взгляд, обладает наибольшим потенциалом для эстетического воздействия на детей, их художественного воспитания. Ведь для постановки и реализации сюжетного эстрадного танца требуются не только технические умения, но работа ума и сердца, чтобы понять замысел, идею номера и донести его до зрителя.
Искусство танцора, как и любого другого артиста, заключено в создании и передаче художественного образа. Танец должен быть наполнен мыслью и чувством, отличаться выразительностью. Чтобы справиться с такими нелегкими задачами, ребенок должен художественно осмыслить сюжет и передать его с помощью языка танца. И в этом случае ему не обойтись без актерских способностей, без актерского мастерства. Поэтому включая в занятия по хореографии уроки по развитию актерских способностей, педагог значительно обогащает личность своих учеников, воспитывая в них такие необходимые для гармонично развитой личности качества, как фантазия, воображение, внимание, темпо-ритм и т.д. Руководитель может взять за основу систему К.С. Станиславского или М.А. Чехова и в доступной для детей форме, в соответствии с их возрастом, преподносить им элементы актерского мастерства, без которых им не обойтись в работе над сюжетным эстрадным танцем.
Занятия современным танцем помогают выработать такой элемент творчества, как импровизация. Особенно это свойственно джаз-танцу, который вообще может очень многое дать начинающему танцору – и в техническом, и в эстетическом плане.
Важнейшим принципом джаз-танца является импровизация, которая предполагает свободное фантазирование, особый метод художественного творчества. В джазовом танце импровизация способствует потребности исполнителя отражать изменения, происходящие вокруг него, как эстетические, так и социальные. К отличительным особенностям джаз-танца следует отнести также повышенную эмоциональность. Как указывает Е.В. Овчинников, «душа в джаз-танце живет вместе с телом, в одном ритме, настрое».
Экспрессия также является весьма важным фактором в джаз-танце. Отметим, что джаз-танец является выражением той музыки, под которую он исполняется, и происходит это через движения грандиозные, наполненные эмоциями, а зачастую, и драматическими. Стоит отметить и такую разновидность джазового танца как блюз-джаз, отражающий в достаточной мере эстетику блюза. Это медленный, чувственный и, в то же время, эмоциональный танец, который исполняется, соответственно, под музыку блюз. В этом стилевом направлении, как и в его музыкальном аналоге, выражены грусть или тоска, одиночество или страдание, радость или гнев, любовь или даже страсть. Все, что чувствовал ранее одинокий черный раб, оторванный от родной земли, оказалось близким и современному человеку.
Современный джаз-танец (во многом благодаря музыке, под которую он исполняется) выявляет безграничные возможности для исполнителя. В то же время от танцора требуется творческий подход и индивидуальность, в чем, конечно, не откажешь хорошему классическому танцовщику.
Интересно, что джаз танец позаимствовал некоторые движения и терминологию у двух других основных направлений хореографии: балета и модерна. Первый «подарил» ему французские названия движений, а также позиции ног и рук. Модерн – свободу и раскрепощенность торса. В работе с детьми к различным видам эстрадного танца нужно подходить избирательно и адаптировать их соответственно возрасту.
Обращаясь к работе подобного рода, необходимо с большой ответственностью подходить к сюжету. В данном случае можно предоставить будущим исполнителям самостоятельность в формировании будущего сюжета; можно натолкнуть их на мысль, либо самому предложить фабулу. Желательно все же давать возможность юному танцору самому придумать сюжет или домыслить предложенный преподавателем. В этом случае ребенок не только значительно продвинется вперед в творческом развитии, т.к. ему придется задействовать свою фантазию, воображение, логику, мышление, но и получит дополнительный стимул к занятиям. Почувствовав себя автором проекта, он начнет заниматься с повышенным интересом и энтузиазмом. Иногда, преследуя воспитательные цели, педагог может предложить такой сюжет для танца, события которого вызовут у него эмоциональный отклик, заставят сопереживать героям или порадоваться вместе с ними. Это очень важно, т.к. без морально-этического контекста образовательный процесс очень сильно обедняется и, возможно, теряет свой смысл.
Работая с подрастающим поколением, руководитель использует различные методы и формы для достижения наилучшего результата. Среди наиболее важных форм для расширения кругозора в ходе занятий назовем знакомство с музыкой, ее прослушивание; занимательные лекции по истории танца, рассказ о выдающихся хореографах и танцоров. Все это поможет им осознанно откликаться на мысли и идеи.
Педагог призывает использовать эти склонности и начинать ритмическое развитие детей с обучения ритмическим премудростям без музыки (как начальный этап). Эти рекомендации можно и нужно использовать в студии детского эстрадного танца. Ритмические игры, кроме радости, принесут участникам коллектива еще и ощутимую пользу. Начинать следует с простых игр, направленных на элементарное чувство ритма. Это хлопки на заданный ритм, танцевально-ритмические движения, проговаривания слов или стихотворений в определенном ритме. Все это в дальнейшем облегчит восприятие музыки, без которой танец немыслим. Говоря о детском эстрадном танце, нельзя не сказать и о том, что в силу его происхождения, о чем уже говорилось выше, он имеет более изощренный ритм – как, собственно, эстрадный танец в целом. Это связано с привлечением в его поэтику афроамериканских, латиноамериканских и других усложненных ритмов, непривычных для европейца. В связи с этим педагог должен проводить ряд мероприятий. Во-первых, слушать с детьми как можно больше танцевальной музыки, сочетая этот процесс с познавательной беседой. Во-вторых, ввести в занятия упражнения, напрямую направленные на формирование эстрадно-джазового чувства ритма. Огромное воспитательное и развивающее значение имеют игры на ритмическую импровизацию.
С самого начала детей нужно приучать к мысли о том, что каждый штрих танца, каждая его деталь должны быть гармоничны и направлены на создание цельного художественного образа, иначе ребенок просто не будет понимать язык танца, а значит, не сумеет полноценно воплотить задуманное.
Для сюжетного танца такое положение будет катастрофичным. Поэтому педагог должен приложить все усилия для того чтобы научить воспитанников осознанно подходить к любому танцевальному движению. Не ограничиваться только показом (хотя этот метод воздействия никак нельзя исключать из педагогической практики), но и постоянно подталкивать детей к придумыванию собственных танцевальных движений и образов.
Педагог должен проявлять чуткость и внимательность, учитывать возрастные и психологические особенности детей и в то же время направлять их мысль по пути нестандартных решений, т.к. в сюжетном танце очень легко увлечься стереотипным решением образа и остановиться на этом. Пресекать подобные тенденции следует еще на начальном этапе, когда педагог с воспитанниками под музыку ищет наметки будущего образа. Не секрет, что очень часто музыка сама подсказывает детям, как показывать того или иного героя. И в таких случаях, заметив попытку формально решить этот вопрос, следует предложить юным танцорам попробовать найти новые и оригинальные детали.
Детский сюжетный танец дает широкие возможности стать таким инструментом для самовыражения, позволяет овладеть языком танца. В итоге, дети развиваются и как исполнители, и как создатели номера, то есть ощущают себя в какой-то мере и хореографами.
Итак, занятия детским эстрадным танцем, помимо умения танцевать, развивают музыкальный кругозор, изощренное чувство ритма, фантазию, воображение, внимание, мышление, импровизационные навыки, побуждают к самостоятельному творчеству. Эстрадный танец иногда обвиняют в легкомыслии и бесполезности. Однако история самого жанра и практическая работа с детьми опровергают это несправедливое мнение и позволяют утверждать, что за внешней мишурой эстрадного танца скрывается глубокий образовательный и воспитательный потенциал, а за развлекательным характером, яркими костюмами и хореографией таится глубокий смысл, серьезная художественная идея. Все это является полноценным средством для воспитания и обучения детей.