Говорящая среда - говорящий дом

Коровина Ольга Владимировна

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна отвечать интересам и потребностям каждого ребёнка "Как он хочет и что он хочет", педагог является лишь его помощником. Пусть говорят в детском саду стены, потолки, полы и шкафчики, лишь бы ребёнку было хорошо, интересно и увлекательно познавать окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korovina_o.v.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Коровина Ольга Владимировна

Говорящая среда – говорящий дом

Так сложилось, что организация предметно-развивающей среды полностью ложится на плечи воспитателей и это привычное явление. Воспитатель к началу учебного года подготавливает не только документацию, но и центры познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно –эстетического, физического развития для воспитанников, по собственному убеждению и по собственному воображению зонирует среду, считая, что так будет хорошо и уютно в плане личностного развития ребёнка. Тем самым, педагог допускает ошибки. Откуда воспитатель знает, что ребёнок будет активен во всех центрах развития, которые  педагог сам придумал? И как, можно развивать разностороннюю личность, если за ребёнка всё придумали и сделали взрослые, не поинтересовавшись его интересами, любимыми делами.

Наш коллектив считает, что предметно-развивающая среда должна быть организованна самостоятельно детьми, совместно с педагогами и родителями. Мы должны дать детям время на размышление, спросить, чем каждый ребёнок любит заниматься, что его больше всего интересует, например, ребёнок любит проводить опыты, любит лепить, его интересуют древние животные, а также в какие игры ребёнок любит играть и т.д. Затем, совместно с детьми запланировать недельные мини-проекты, в которых воспитанники будут принимать участия, и создавать предметно-развивающую среду, добывая самостоятельно знания, делать новые открытия, а педагогам и родителям в этом процессе, отводится роль соратников и помощников в воплощении детских задумок, идей, фантазий.

Что такое «говорящая среда?» - это третий педагог, инструмент развития, обучения и воспитания детей. Это процесс и результат наполнения группового пространства демонстрационными материалами и продуктами детского и совместного детско-взрослого творчества по теме недели, которую задают сами дети в реализации проекта. Дети фиксируют темы проектов, интересующие их вопросы и собственные задумки в «чек - листах» с помощью условных знаков, зарисовок, которые они сами же и придумывают, или пишут текст печатными буквами собственной рукой.  Здесь важна самостоятельность ребёнка, через разнообразную деятельность дети самостоятельно познают окружающий мир, находят ответы на интересующие их вопросы. «Говорящая среда» позволяет дошкольникам максимально погрузиться в тему недели или проекта, а также видеть результаты своей деятельности, использовать их в дальнейшей игровой, познавательной, коммуникативной деятельности.

Отметим, что максимальное наличие центров развития в группе, не может называться развивающими центрами, так как деятельность детей в них пассивная или вовсе отсутствует и от «мёртвых зон» надо избавляться, но сначала, педагогу, надо избавиться от собственных стереотипов:

  • Мы всегда так делали!
  • По-другому нельзя!
  • Нам так сказали!

«Говорящая среда» мотивирует ребёнка к инициативе и активной деятельности и говорить с ребёнком:

  • Ты здесь очень важен!
  • Твои задумки очень ценны!
  • Твоё мнение много значит!
  • Это твоё место!
  • Мы гордимся твоими достижениями!
  • Здесь много интересного для тебя!
  • Попробуй! Тебе понравится!
  • Ты точно справишься!
  • Не тревожься! Тебе будет понятен твой день!
  • Посмотри: так играть тебе будет удобнее!

«Говорящая среда» даёт возможность ребёнку ощутить себя в «своём» пространстве, проявить активность, инициативность, автономность, понять собственную значимость.

Педагогам «говорящая среда» говорит о следующем:

  • Доверяй детям!
  • Изучай их выбор!
  • Цени их мнение!
  • Это место детей, а не твоё!
  • Наблюдай!

Организуя, «говорящую среду», распределите зоны активности и отдыха,  избавьтесь от лишних вещей (выкинуть, подарить, спрятать до нужного момента, забрать домой), переставьте или разберите или смастерите по-новому мебель, обеспечивая доступный и свободный выбор детей в игровом, дидактическом, творческом материале и оборудовании. Периодически меняйте игровой материал, придумывайте и изготавливайте новые предметы или материалы совместно с детьми, стимулируя двигательную, познавательную, исследовательскую активность воспитанников. Среда должна быть содержательно - насыщенной, вариативной, трансформируемой, доступной и безопасной, соответствовать возрастным особенностям детей и Программе. Создавайте с детьми ширмы, шатры, навесы, чехлы, подиумы, платформы, используйте конструкции из ДВП, ткани, ковралина, коробок, различные втулки из-под обоев, бумаги и другого подручного материала. В шкафах уберите дверцы, откройте доступ для глаз и рук ребёнка к игрушкам, дидактике. Развешайте или разложите схемы для конструкторов, строительного материала, схемы с этапами рисования, лепки, аппликации, используйте пластиковые прозрачные контейнеры, а дети своими рисунками сделают к ним маркировку, указывая, что в них лежит. Важен порядок и хранение. Задействуйте в организацию «говорящей среды»  мягки модули, подушечки для «лобных мест», сюжетно-ролевых игр и в места уединения.

В старшем возрасте дети уже способны не только придумывать названия центров, но и самостоятельно их обозначать своими рисунками, поделками, писать печатными буквами, пусть даже и с ошибками, как говорится: «На ошибках учатся».  Дети создают рисунки, поделки, подписывают своё имя и выставляют творческие работы не только в приёмной комнате для родителей, а также в групповой комнате, спальне и по всему детскому саду, где размещаются полочки, натянуты атласные ленты с маленькими декоративными прищепками.

Наш детский сад использует горизонтальное и вертикальное зонирование, площадь детского сада задействована полностью, что не разместилось в группах, например, центры нравственно-патриотического, экологического, физического развития, то можно разместить на лестничных площадках и коридорах. На полу в фойе, коридорах используем круговые, зигзагообразные, волнистые дорожки; игры в классики, пазл и домино;  на стенах -  магнитные шахматы и шашечные доски, рулоны бумаги и доски для творчества с маркерами. Также, стены оборудованы сенсорными панелями, мешочками, лабиринтами, головоломками, ребусами, кроссвордами, которые придумывают дети друг другу и сами играют между соседними группами.  Дети нашего «говорящего дома» (детского сада)  повсюду играют, творят и создают, когда хотят и где хотят и это - здорово! Здорово видеть детей счастливыми и жизнерадостными, стремящимися ходить в детский сад и с трудом возвращающимися из детского сада домой!

Библиографический список

  1. Бережная Р.Х. «Говорящая» среда как технология организации образовательного пространства в ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020.- №10 (37). – С.37-42
  2. Илюхина Ю.В. «Говорящий дом» или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада. Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов
  3. Лазуренко Т.С. «Говорящая среда» как условие для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в развивающей предметно – пространственной среде ДОО // Образовательный альманах. - 2023. -  №3. (65).