Приемы активизации словаря детей старшего дошкольного возраста.

Цобехия Анна Юрьевна

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено изучение нескольких тематических групп слов, которые называют:

  1. Близких ребенку людей, их родственные и общественные отношения, их имена;
  2. Самого ребенка, части его тела;
  3. Предметы быта, игрушки;
  4. Вещи из интерьера помещений, где живет, находиться ребенок (комната, двор, сад, парк, улица);
  5. Объекты живой природы (животные, их части тела, повадки)
  6. Объекты неживой природы в сезонных изменениях в разные времена года);
  7. Различные виды труда людей;
  8. Явления общественной жизни.

Вместе с предметами (существительными) дети знакомятся с их признаками (прилагательными), их действиями (глаголами), признаками действий (наречиями), их количеством (числительными). Забота воспитателей детей всех дошкольных возрастов должна быть направлена не столько на то, чтобы расширять лексический запас каждого ребенка (хотя это тоже необходимо), сколько на то, чтобы каждое слово, воспринятое ребенком, усваивалось им в свойственной степени обобщения. Иначе нарушается закономерность усвоения родного языка, которая требует полного понимания лексического смысла слова, а не только запоминания его звуковой оболочки.

Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста.

Выделяют две группы методов:

- методы накопления содержания детской речи:

* непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

* опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

- методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны:

* рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием,

 * дидактические игры и упражнения. 

Пальчиковые игры.

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр.

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

5. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

6. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

7. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы активизации словаря детей старшего дошкольного возраста.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено изучение нескольких тематических групп слов, которые называют:

  1. Близких ребенку людей, их родственные и общественные отношения, их имена;
  2. Самого ребенка, части его тела;
  3. Предметы быта, игрушки;
  4. Вещи из интерьера помещений, где живет, находится ребенок (комната, двор, сад, парк, улица);
  5. Объекты живой природы (животные, их части тела, повадки)
  6. Объекты неживой природы в сезонных изменениях в разные времена года);
  7. Различные виды труда людей;
  8. Явления общественной жизни.

Вместе с предметами (существительными) дети знакомятся с их признаками (прилагательными), их действиями (глаголами), признаками действий (наречиями), их количеством (числительными). Забота воспитателей детей всех дошкольных возрастов должна быть направлена не столько на то, чтобы расширять лексический запас каждого ребенка (хотя это тоже необходимо), сколько на то, чтобы каждое слово, воспринятое ребенком, усваивалось им в свойственной степени обобщения. Иначе нарушается закономерность усвоения родного языка, которая требует полного понимания лексического смысла слова, а не только запоминания его звуковой оболочки.

Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста.

Выделяют две группы методов:

- методы накопления содержания детской речи:

* непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

* опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

- методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны:

* рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием,

 * дидактические игры и упражнения. 

Пальчиковые игры.

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр.

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

5. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

6. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

7. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

Учитель-логопед Анна Цобехия.