Открытое занятие по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционной техники «Путешествие в мастерскую художника»

Бойченко Ирина Константиновна

Цель: развитие творческих способностей детей через нетрадиционные методы рисования.

Предварительная работа: прочитать сказки, где упоминается Жар-птица, рассмотреть иллюстрации; декоративное и коллективное рисование на занятиях.

Задачи:

  • воспитывать у детей эстетическое восприятие;
  • воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
  • познакомить с техникой рисования на пене для бритья;
  • побуждать детей передавать в рисунке красоту и яркость;
  • развивать фантазию;

Оборудование:

Жар-птица нарисованная на ватмане с хвостом из вырезанных бумажных перышек по количеству детей (перышки в форме вытянутых больших капель, небольшие (6 – 8 см);

  • пена для бритья;
  • гуашь;
  • тарелки;
  • линейки;
  • шпажки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель: Я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми красивыми.

Воспитатель: Ребята вы хотели бы побывать в мастерского художника Дети: Да

Воспитатель: Но прежде чем мы совершим путешествие в мастерскую, надо отгадать загадку

Загадка

Кто умеет краской и холстом, Рассказать нам обо всём.

Дети: Это художник.

Воспитатель: Кто такой художник?

Дети:        Художник –       человек,     который     занимается          изобразительным искусством, создаёт картины, художественные произведения.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Что такое мастерская?

Дети: Мастерская художника – это там, где живет вдохновение. Дом, где художник пишет картины.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Кто знает, как надо вести себя в мастерской?

Дети: Тихо, не толкаться, не кричать, не трогать чужое.

Воспитатель: Правильно

Воспитатель: Ребята, а теперь послушайте загадки и если вы угадаете, мы узнаем, какими инструментами пользуется художник. Загадки:

  1. Я люблю купаться в краске.

Совершенно без опаски

С головою окунаюсь,

А потом, не вытираюсь,

По бумажному листу

Или тканному холсту

Влево, вправо, вверх и вниз Я гуляю. Кто я? (Кисть)

  1. Вот тебе помощник деревянный.

Должен быть он острым постоянно.

Контур, натюрморт, портрет, пейзаж Быстро нарисует… (Карандаш)

  1. Чтобы ноты разложить, У музыкантов есть пюпитры,

А чтобы краски разводить, Художникам нужны… (Палитры)

Воспитатель: В путешествие если вы хотите отправиться, надо быть сильными, ловкими и быстрыми

Физкультминутка: «Дует ветер с высоты…» Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки.) Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.) Вот и кончилась игра.

В путешествие пора. Воспитатель: Я приглашаю вас в мастерскую художника.

Воспитатель: Чтобы быстро попасть в художественную мастерскую, нам поможет вот этот волшебный колокольчик.

Воспитатель: звонит в колокольчик и говорит слова: Колокольчик, позвони, в мир искусства позови!

Воспитатель: Ребята, вы видите, как картины в мастерской художника расположены по жанрам [

Воспитатель: Как называется картина, на которой изображен человек?

Дети: Портрет

Воспитатель: Как называется картина, на которой художник написал природу

Дети: Пейзаж

Воспитатель: Как называется картина, на которой художник написал предметы?

Дети: Натюрморт.

Воспитатель: Правильно

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое нетрадиционная техника рисования?

Дети: Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами.

Воспитатель: Правильно

Воспитатель: Давайте вместе с вами вспомним, какие же нетрадиционные техники рисования мы уже успели использовать в своей практике. Ответы детей:

  1. Рисование ладошкой
  2. Рисование пальчиками
  3. Оттиск поролоном
  4. Рисование ватными палочками – пуантилизм
  5. Оттиск мятой бумагой,
  6. Тычок жесткой кистью
  7. Отпечатки листьев

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: займите все свои места.

- А что художник расположил на магнитной доске?

Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте отгадать, кто это? Загадка

Какая птица, как жар горит и каждым перышком блестит? (Ответы детей – Жар-птица.)

Воспитатель открывает шторку с магнитной доски, на котором нарисована Жар-птица, обращает внимание детей на ее изображение.

Воспитатель: Посмотрите, дети, вот наша Жар-птица, только

что- то здесь случилось? (обращает внимание на ее хвост) Воспитатель: Что случилось?

(на полу лежит картинка Карандаш)

Карандаш: Ой ребята, пока вас не было в мастерскую залетела снежная Вьюга. Она сказала, что хочет весь мир заморозить и сделать белым – белым.

Воспитатель: Ребята, злая Вьюга успела заморозить жар- птицу – хвостик стал совсем белым. Но мы должны помочь спасти художнику его жарптицу.

Перышки должны приобрести свой сказочный и прекрасный раскрас.

Тогда как их лучше нарисовать? У нас нет даже кисточек. Злая вьюга и их унесла.

Воспитатель: сегодня ребята мы с вами познакомимся с еще одной нетрадиционной техникой рисования, пенная монотипия.

Монотипия-это отпечаток, который можно получить только один раз, это техника, которая позволяет фантазировать.

Воспитатель: А почему мы ее называем пенной?

Дети: На пене для бритья.

Воспитатель: А прежде, чем мы начнем рисовать и фантазировать, давайте мы с вами разомнем пальчики

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому,

Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок, Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя.

Воспитатель: Давайте я сейчас вам расскажу последовательность, как мы будем рисовать, что для этого нужно сделать. А называется такая последовательность –алгоритм, т. е. порядок действий.

  1. Нанести аккуратно на тарелочку немного пены для бритья.
  2. Разровняйте её поверхность с помощью линейки (в зависимости от умений ребёнка допустимо, чтобы это делал педагог)
  3. Кисточкой наносим краску в любом порядке, делая смысловой рисунок. 4. Шпажкой или палочкой для счета придумываем образ рисунка или тонкой кисточкой водим по поверхности, закручивая, вытягивая изображение.
  1. Прикладываем лист белой бумаги, прижимаем рукой и немного ждём, можно прогладить по листу ладонью, ждём несколько секунд для того, чтобы рисунок отпечатался на верхний лист.
  2. Аккуратно снимаем верхний лист, откладываем его в сторону на пару минут.
  3. Линейкой снимаем остатки пены, аккуратно чтобы не испортить рисунок.

Воспитатель: Давайте вдохнем запах добра, радости, улыбнемся друг другу и с таким прекрасным настроением начнем работу.

Итак, начнем - можно включить классическую музыку, соответствующую сказочному моменту.

После выполнения работы:

Воспитатель: Какие красивые и прекрасные перышки получились! Давайте скорее с помощью магнитов прикрепим их к Жар-птицам, очень хочется порадовать за нее. (прикрепляем работы с помощью магнитов на магнитную доску, где изображена Жар-птица)

Воспитатель: Ребята, пора возвращаться в наш детский сад. Чтобы быстро нам туда попасть, опять нам поможет наш волшебный колокольчик.

Воспитатель звонит в колокольчик и говорит слова: Колокольчик, позвони, в детский сад нас возврати!

Рефлексия

Дети, скажите, где мы с вами были? Чем занимались?

Что вам больше всего понравилось?

С помощью чего мы рисовали?

Что было самым сложным для вас, а для вашего соседа? Что бы вы еще хотели нарисовать?

Молодцы ребята, а сейчас вы можете отдохнуть.