Кризис трех лет. Советы родителям.
Кризис трех лет. Советы родителям.
Крики, истерики и протесты могут стать частыми явлениями в поведении ребенка 3-4 лет. В этот период родителям необходимо правильно обозначить для себя принципы воспитания малыша. В противном случае, неосознанные запреты, постоянные наказания, ругань и конфликты ни к чему положительному в формировании личности ребенка не приведут
Этот важный период у детей обычно проходит под девизом «Я сам! Я знаю! Я умею!», начинает проявляться самостоятельность в поступках. А мамы и папы все еще считают своего ребенка маленьким и беспомощным. Именно этот резонанс двух позиций рождает недопонимания между малышами и родителями.
Кризис 3-4 лет – как проявляется и что с этим делать
Стоит сразу же обратить внимание, что изменения в поведении ребенка не обязательно должны начаться сразу после празднования его трехлетия. Обозначение возраста с точки зрения психологии является условным, зависит от индивидуальных особенностей развития. Кризис может проявиться на полгода раньше или позже. Однако родители точно не пропустят начало перемен, так как существуют явные признаки кризиса 3-4 лет:
истерики по поводу и без, которые могут проходить даже прилюдно;
излишняя самостоятельность;
раздача всем родным и близким указов и распоряжений, наглое поведение;
протесты и непокорность;
изменение в привычках, когда что-то любимое становится для ребенка ненавистным;
проявление агрессии, ранее не замеченной у малыша.
Мамам и папам важно не начать паниковать и думать, что их чадо не такое как у всех, что у них растет монстр. Это вовсе не так. Кризисный возраст настигает практически всех детей 3-4 лет, но может проявляться с большей или меньшей интенсивностью. Вот самые частые ошибки родителей в воспитании ребенка в этот непростой период:
❌Рукоприкладство. Ни в коем случае нельзя отвечать на непокорство и упрямство ребенка ударами по «мягкому месту» или подзатыльниками, проявлять иные методы физического насилия. При таком воспитании неизбежно пострадает психика, нервная система ребенка.
❌Постоянная критика в адрес малыша за его проявление самостоятельности. Не нужно в такой момент занимать позицию главного и всезнающего взрослого. Лучше поддерживать попытки ребенка сделать что-то самому.
❌Постоянные крики, ругань, требование подчинения. Как и в случае с рукоприкладством, такой способ реакции на поступки детей может выработать в них комплексы, страхи, чувство вины.
❌Игнорирование. Выбрав позицию отстранения, отгораживания от проблемы, родители только ухудшают ситуацию. Кроха может почувствовать себя ненужным, брошенным. В дальнейшем, мамы и папы, не удивляйтесь, что ребенок перестанет делиться с вами своими проблемами и переживаниями.
❌Несогласованность действий родителей между собой в вопросах воспитания и реагирования на его поступки. Нельзя в этот период выбирать игру «хороший и плохой родитель».
❌Частая смена тактики воспитания у одного родителя. У малыша может сложиться неверное восприятие ситуации, когда он не сможет понять, как себя вести правильно. На этой почве могут случаться истерики, недовольства и проявление агрессивного поведения.
❌Всегда идти на уступки. Есть такая поговорка: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Вот именно в кризисный период взросления малыша про нее стоит забыть. Постоянное потакание, «закрытие» его капризов полным согласием и выполнением условий может привести не только к тому, что такое поведение ребенка станет нормой для него, но и к неуважению родителей с его стороны.
❌Запрет на высказывание мнения, самовыражения, проявления себя. Если в такие моменты нет угрозы жизни и здоровью ребенка (своего и окружающих), нет иной опасности, то пусть малыш проявит самостоятельность. Не стоит пресекать эти попытки на корню.
Как показывает практика, одним родителям бывает очень сложно в кризис правильно воспитывать малыша, другие быстро находят общий язык с ребенком. Важно понимать, что безвыходной ситуации нет.
Последствия родительских запретов
Ох, уж это слово «нельзя»! Запреты для ребенка в период кризиса трех лет могут проявляться истериками и скандалами со стороны малышей. Но так ли вредны для детей ограничения со стороны взрослых?
Родителям необходимо четко понять, что запреты бывают осознанными и неосознанные. Между ними огромная разница, которая непременно влияет на психику ребенка, его дальнейшее восприятие действительности.
Осознанные запреты всегда чем-то обусловлены, имеют под собой веские причины. Например, когда ограничение в поступке ребенка влечет сохранение его жизни и здоровья. Другим показателем осознанности запрета в трехлетнем, четырехлетнем возрасте служит формирование дисциплины. Закладывание в ребенке принципов адекватного послушания необходимо. Иначе, в детском саду и школе у детей будут проблемы с поведением. Элементарное правило, что нельзя отнимать игрушки у других, грубить, хамить и бить окружающих – это полностью осознанный запрет.
Другие дело – неосознанность ограничения ребенка в его поступках. К примеру, запрет пойти погулять на улице в ясный и погожий день, потому что малыш неаккуратно ел за столом и уронил бокал с компотом. Никакой обоснованной взаимосвязи между первым и вторым действием нет. Надо было лишь объяснить ребенку, что за столом вести себя надо спокойно, не махать руками, чтобы еда и посуда не летели направо и налево. А лишать его прогулки на свежем воздухе является неверной тактикой воспитания.
Есть и такие родители, которые запрещают ребенку что-либо по причине собственной зависти. Это может звучать довольно странно, но имеет место быть. Отказ в покупке самой обычной недорогой игрушки в магазине, потому что у мамы в детстве из развлечений были только мяч и кукла - это прямой указатель на проецирование жизни родителя на жизнь своего ребенка: «Не было у меня – не будет и Саши! Ничего, выросла нормальным человеком!».
Поведение детей и их темперамент – в чем связь?
Своего ребенка нужно не только слушать, но и слышать, обязательно наблюдать за его поведением, как он реагирует на различные ситуации: закатывает громкую истерику или в молчании уходит плакать в подушку, не подпуская к себе никого, когда обижен или расстроен. Стоит понаблюдать, как радуется кроха позитивным моментам в жизни: смеется, ликует, крепко обнимает и целует родных или же, может спокойно сказать «спасибо», искренне улыбнуться без лишней эйфории.
Такое наблюдение поможет родителям определить темперамент ребенка. Он не зависит от воспитания, обстановки в доме или детском саду. С определенным темпераментом личности люди уже рождаются и проносят его сквозь всю свою жизнь.
В психологии выделяют четыре основных типа темперамента:
меланхолик;
сангвиник;
флегматик;
холерик.
Многолетние исследования психологов выявили определенные особенные черты темперамента. Специалисты дали рекомендации, как себя вести родителям со своим холериком или сангвиником, какие методы воспитания можно применять, а от каких следует отказаться.
От многих родителей доводилось слышать, что все эти психологические тонкости – полная ерунда, что мама и папа лучше знают, как правильно общаться с малышом. Однако это является заблуждением, которое впоследствии может перерасти в психологические травмы у ребенка, сделать его замкнутым или агрессивным. Очень важно правильно воспитывать малыша в зависимости от его темперамента.
Стоит обратить внимание на то, что в чистом виде темпераменты не встречаются. Но один из четырех обязательно будет доминирующим, направляющим. В этом и есть небольшая сложность.
Меланхолики
Ваш ребенок пошел в детский сад, плохо проходит там адаптацию, не сразу идет на контакт с ровесниками? А, может, вы замечали, что дочка или сыночек довольно чувствительно реагирует на ваши замечания и крик? Тогда, скорее всего, перед вами меланхолик.
Такие мальчики и девочки спокойны, от них нет шума и гама в доме. Малыши-меланхолики могут увлеченно самостоятельно играть в игры, не требуя, чтобы мама или папа обязательно были в нее вовлечены. Их жизнь проходит спокойно и размеренно.
От детей, у которых превалирует такой тип темперамента, не стоит постоянно требовать грандиозных результатов. Им просто нужна теплая, гармоничная обстановка дома, где их не стыдят постоянно за их поступки, не выясняют отношения на повышенных тонах.
Сангвиники
Дети-сангвиники очень дружелюбные, легко сами знакомятся с другими детьми и даже взрослыми, не заливаются в истерике ни дома, ни на улице, чаще всего улыбчивы и жизнерадостны. Адаптация крохи в детском саду проходит без проблем.
Критику сангвиники воспринимают адекватно. Конечно, могут расстраиваться в какие-то моменты, но диких криков и громкого недовольного плача родители практически не наблюдают.
Есть и другая сторона медали в поведении детей-сангвиников – это проявление хитрости, использование различных уловок в поведении с родными и близкими. Могут наблюдаться даже манипуляции со стороны ребенка: «Я уберу за собой игрушки, если ты мне купишь новую игрушку!».
Поэтому, родителям очень важно запомнить, что с сангвиниками действует правило «Доверяй, но проверяй!». Иначе, малыш может воспользоваться доверием мамы и папы и начать в дальнейшем просто их обманывать.
Хвалить сангвиника необходимо, но только за уже совершенные хорошие поступки и когда для этого есть повод. Если восхвалять своего малыша постоянно и без причины, то в скором времени на его голове появится вымышленная корона, будет прогрессировать «звездная болезнь».
Флегматики
Как и меланхолики, дети-флегматики спокойны, умиротворенны, не истеричны. Но между ними есть явное отличие. Флегматичные малыши хорошо воспринимают информацию и обрабатывают ее, они усидчивы и последовательны в своих действиях. Каждый их шаг продуман до мелочей, даже в дошкольном возрасте.
Флегматикам, к примеру, не свойственно после пробуждения быстро вскакивать с постели и бежать по своим делам. Полежать минут 10-15 в кровати, понежится в ней – это ритуал, который не стоит игнорировать родителям. Поэтому, поспешные сборы, например, в детский сад, не доставят крохе особого удовольствия. Ведь ему важно сконцентрировано и спокойно выполнить определенный алгоритм действий.
Флегматику, как и меланхолику, требуется тихая и спокойная атмосфера в доме, доверительные отношения с малышом
Холерики
Малыши-холерики словно родились с моторчиком. Они очень быстро сменяют одно занятие на другое, куда-то постоянно бегут, чрезмерно эмоциональны, требуют к себе повышенного внимания.
Для них свойственна быстрая смена настроения. Только пять минут назад малыш улыбался и смеялся, как вдруг, у игрушки отвалилась деталь, и ребенок начал громко и заливисто плакать. А, спустя еще несколько минут, он снова улыбается.
Такие перепады настроения очень часто выводят родителей на негативные эмоции по отношению к ребенку, проявляется агрессия. Это самая большая ошибка родителей. Также, не следует проявлять и гиперопеку к ребенку-холерику. Он активен по своей природе, а сдерживание его эмоций и действий может привести к нервным срывам, частым истерикам без особого повода.
Правильное общение с ребенком 3-4 лет
Если вашего кроху уже настиг кризисный возраст, то момент его начала не стоит упускать. Есть некоторые правила общения с малышом, который перешел на новый уровень своего развития, начал взрослеть и показывать свой характер:
Родители сами должны сохранять спокойствие и не паниковать лишний раз на глазах у ребенка. Эмоции родных очень быстро передаются детям.
Не нужно пытаться перекричать ребенка, если он в истерике, трясти его, пытаясь успокоить. Необходимо спокойно попытаться переключить внимание на себя и быть в позитивном расположении духа.
При разговоре с детьми во время истерики нужно присесть, чтобы оказаться с ним на одном уровне, обнять, ласково прикоснуться к малышу.
Слова стоит произносить тихо, спокойно, членораздельно, строить простые предложения, чтобы ребенок уловил суть сказанного ему. Приказы в такой ситуации не уместны.
Просьба родителя не должна содержать манипуляций ради достижения благой цели.
Лучше исключить по максимуму из своего общения с ребенком частицу «не», заменяя слова схожими по смыслу. К примеру, не стоит говорить «не ори!». Можно просто попросить малыша быть тише, спокойнее.
Эти приемы вовсе не сложные, но почему-то многие родители их игнорируют, ставя себя выше ребенка, доминируя над ним. Лучше спокойно поговорите с крохой, похвалите его за хорошие поступки, найдите контакт друг с другом, чтобы потом всплеск эмоций и истерику можно было быстро погасить без психологического насилия.
Кроме того, с ребенком просто нужно разговаривать, беседовать:
о том, как прошел день в детском саду, что он там ел, чем занимался, не обидел ли его кто-то;
узнавать новые любимые пристрастия в еде у малыша;
придумывать с ним свои истории и сказки;
разузнать о том, какие эмоции у него вызывают те или иные вещи, поступки, люди;
о погоде и окружающем мире;
о любимых играх и занятиях.
И это не полный список. Поверьте, даже с ребенком 3-4 лет можно интересно и продуктивно поговорить, узнать много нового о прекрасном внутреннем мире маленького человека, его страхах, переживаниях и радостях.
Советы мамам и папам
Родителям еще можно посоветовать:
Любить своего ребенка просто за то, что он есть, без причин и объяснений.
Чаще играть с малышом в его любимые игры, придумывать новые полезные и развивающие занятия.
Давать ребенку право выражать свое мнение и делать выбор.
Заслужив у ребенка авторитет и уважение, оставаться с ним наравне, учитывать его желания. Малыш не должен постоянно искать одобрение своим поступкам.
Если к ребенку есть требования и просьбы, то они должны высказываться уважительно, без надменного, приказного тона.
Если малыш провинился, не нужно осуждать его как личность. Плохим будет поступок, но не ребенок.
Хвалить свое чадо за совершение хороших дел, за достижение успехов и даже самых небольших результатов, чтобы у него был стимул расти и развиваться дальше.
Чаще рассказывать ребенку на примерах и в сравнении, что такое хорошо и что такое плохо.
Воспитание ребенка – это особый труд. Особенно в период 3-4 лет. Очень важно самим родителям не перейти грань и в моменты истерик и эмоциональных всплесков у ребенка не быть с ним на одной волне. Когда две стороны не слышат друг друга, пытаясь перекричать, переспорить, задавить авторитетом, ничего хорошего не произойдет. А вот уважительное отношение родителей к ребенку – это ключ к взаимопониманию, налаживанию позитивного настроя в жизни.