Развитие изобразительных способностей дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами родного края.
Развитие изобразительных способностей дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами родного края
Издревле люди пытались осмыслить явления окружающего мира через художественные образы, плодом чего и стало народное творчество – как устное, так и материальное. Детское сознание также воспринимает мир через художественные образы, хотя в последнее время такому мировосприятию противостоит чрезмерная информатизация, роботизация, цифровизация нашей жизни. Однако человек остаётся человеком, и познание мира через творческую деятельность всё так же актуально в воспитании дошкольников. Возможно, даже более, чем полвека назад.
Мы знаем, что важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее развитие личности ребёнка. Уже на раннем этапе воспитания необходимо заложить основы формирования духовно богатого, умственно и нравственно развитого человека. В решении этой задачи воспитателю поможет обращение к разнообразию народных промыслов. Малышам ещё недоступны напрямую такие понятия как «Родина», «патриотизм», тем более «национальная идентичность», но заложить основы этих понятий мы можем, знакомя детей с художественным творчеством мастеров своего региона.
В детском саду мы стараемся воспитать у ребёнка чувство прекрасного, заложить основы художественно-эстетической культуры через знакомство с традиционными промыслами родного края. Узнаваемые, живые образы растительного и животного мира, яркие, радостные краски, которые используют мастера, неизменная декоративность, орнаментальность в художественных решениях изделий – всё это максимально доступно детскому восприятию и обязательно найдёт эмоциональный отклик у ребёнка.
Более того, знакомство с простейшими приёмами создания таких изделий способствует развитию изобразительных способностей, создаёт атмосферу причастности к доброй народной сказке и соприкосновения с исконным бытом наших предков. Жизнерадостное, красочное народное искусство воспитывает в ребёнке оптимичтичное мировосприятие, учит видеть поэтическую сторону окружающего мира, развивает вкус и способность к творчеству в самом широком смысле.
Художественные особенности оформления изделий народного творчества позволяют детям самостоятельно воспроизводить элементы росписи, украшая предметы и принося тем самым чувство удовлетворения, успешности творческой деятельности ребенка. У детей создается приподнятый эмоциональный фон, формируется ощущение умелости, желание дальше заниматься творчеством.
Таким образом, в детском саду необходима систематическая работа по ознакомлению с народными промыслами. Важно создать развивающую среду по этому направлению (теоретические, практические, игровые занятия, выставки, экскурсии), организовать работу с родителями и проведение творческих конкурсов, использовать возможности мультимедийных средств обучения.