Актуальность комплексного развития дошкольников в социокультурной предметно – пространственной среде ДОУ.
Актуальность комплексного развития дошкольников в социокультурной предметно – пространственной среде ДОУ.
Шаталова Е.С.,заместитель заведующего по УВР,
Попадина И.А., старший воспитатель
Программа инновационной деятельности нашего дошкольного учреждения соответствует принципам ФГОС дошкольного образования: комплексного развития дошкольников как полноценных участников образовательных отношений, формирования общей культуры личности в социо – культурной, современной развивающей предметно – пространственной среде ДОУ. Она обоснована майским указом президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» - «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально – культурных традиций», а также развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
На этой основе базируется основная идея нашей инновационной программы: формирование у детей дошкольного возраста культуры будущего в современной предметно – пространственной среде ДОО через реализацию технологии «образовательный терренкур».
« Образовательный терренкур» мы рассматриваем как технологию создания условий и маршрутов, центров свободного творчества для появления нового продукта и воплощения детского замысла, изобретательства, культуры будущего, «игровых программ и удивительных открытий», созданных педагогами и детьми в социально – культурном пространстве и на территории ДОУ.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие умения и знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания.
Обучение на сегодняшний день должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска.
Это означает, что в ДОУ ребёнок приобретает знания не только в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми, но и в правильно организованной развивающей среде, позволяющей создать комфортные, относительно стабильные условия реализации образовательного процесса с наполнением, ориентированным на обновление, систематическое дополнение и вариативность способствующую стимулированию познавательного детского развития.
Данная идея полностью созвучна задачам ФГОС ДО и ФОП ДО:
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование общей культуры личности детей, развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
5) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Таким образом, на основе нашей идеи дошкольник рассматривается как субъект воспитательно - образовательной деятельности, у которого необходимо сформировать общую культуру в образовательном пространстве ДОУ.
Какой должна быть эта культура? Это должна быть культура прошлого, настоящего или будущего?
Предметно – пространственная среда, окружающая ребенка – дошкольника, с целью воспитания творческой личности с активной жизненной позицией в будущем, рассматривается уже как пространство детской реализации, то есть развитие, ориентированное на будущее: создание нового продукта, не вписанного в культурные нормы, и воплощение детского замысла. Другими словами, мы формируем культуру будущего, основанную на зоне ближайшего развития ребенка, то есть культуре прошлого и настоящего.
Очень важно, чтобы взрослый постоянно общался с ребенком как носитель идеальных образцов культуры. Возникает вопрос: что делает взрослый? Он выполняет роль посредника между ребенком и культурой, тем, что он должен освоить и тем, что уже существует, помогает маленькой личности подниматься по ступеням развития.
По словам Н. Е. Вераксы, доктора психологических наук, профессора, «культура – это то, что уже существует, в каком-то смысле момент прошлого. Но ребенок не может быть автором прошлого. Мы смотрим на младшее поколение как на авторов будущего, то есть того, чего пока нет. Когда человек что-то изобретает, он создает будущее». Если мы рассматриваем ребенка как носителя будущего, мы сталкиваемся с вопросом: что он должен уметь, чтобы соответствовать грядущему? Можно выделить две формы развития – обучение и творчество. В первом случае, по мнению советского педагога-психолога Василия Васильевича Давыдова, человек осваивает то, что есть. Во втором – создает то, чего нет. Еще один важный момент – личность ребенка. Русский писатель, философ и антиковед Алексей Федорович Лосев предложил под «личностью» понимать «индивидуальность, которая утверждает себя в культуре». Хочется подчеркнуть, что каждый ребенок уникален. Второго такого нет и не будет.
Индивидуальность человека выражается в некой системе переживаний по поводу обстоятельств, которые складываются вокруг него. Их проживание рождает некую идею, и важно услышать ребенка, когда он ее высказывает, вне зависимости от того, какие эмоции при этом рождаются: позитивные или негативные. Таким образом формируется механизм творчества: индивидуальность проживает культурные ситуации, сталкивается с набором поведенческих норм, а в итоге появляются основания для творческого процесса. Американский педагог-психолог Джером Брунер отметил противоречие: ребенок должен постоянно подчиняться правилам, но как же тогда быть с творчеством, как осуществить реализацию его потенциала. Пространство детской реализации должно помогать ребенку воплотить в жизнь его замыслы и идеи в полной мере, получить опыт построения будущего. Задача педагога заключается в том, чтобы разглядеть способности ребенка, услышать его идеи, поддержать, помочь в их реализации, то есть показать пример сотворения будущего. Но, поскольку это невозможно без освоения прошлого, педагог должен еще и обеспечить ребенка необходимыми знаниями, лежащими в основе обучения. Хороший воспитатель обладает двойным видением того, как его подопечный движется в обоих направлениях одновременно: в пространствах обучения и творчества. Структура детства – это прошлое, настоящее и будущее. В рамках освоения ребенком того, что существует, работает зона ближайшего развития, для построения будущего – пространство детской реализации, где личность получает признание. Тогда ребенок занимает продуктивную позицию творца и начинает стремиться поддерживать социальную ситуацию развития, улучшать не только собственную жизнь, но и жизнь окружающих. Следовательно, в связи с вышесказанным, «образовательный терренкур» в ДОУ мы рассматриваем как пространство детской реализации для развития творчества и изобретательности дошкольника, создания нового продукта и воплощения детского замысла.