Дидактическая роль фольклора в формировании музыкальных способностей дошкольников.
Дидактическая роль фольклора в формировании музыкальных способностей дошкольника
Фольклор (в переводе с английского – «народная мудрость», «народное знание») – народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно – прикладного искусства. Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
До настоящего времени нет единства мнений по генезису отдельных жанров детского фольклора, их поэтике, нет пока и общепризнанной классификации. Почти каждый исследователь выдвигает свою классификационную схему. Например, О. И. Капица теоретически обосновала деление детского фольклора по возрастной градации детей. К детскому фольклору она относила и материнскую поэзию. Однако, сказки, создаваемые детьми, по ее мнению, вообще не могут быть предметом исследования фольклористики и этнографии [23]. Виноградов Г. С. выступал против классификации О. И. Капицы и считал поэзию пестования особой областью фольклора взрослых. По его мнению, к детскому фольклору относятся сказки, созданные самими детьми, а сказки, созданные взрослыми для детей, выступают как средство народной педагогики и относятся к фольклору взрослых.
Виноградов Г. С. выделял пять основных разделов детской народной поэзии:
– игровой фольклор,
– потешный фольклор,
– сатирическую лирику,
– бытовой фольклор
– календарный фольклор.
В основе этой классификации лежит бытовое назначение детского фольклора [37].
Капица О. И. учитывала не только возрастную градации носителей детского фольклора, но и генезис поэзии:
– поэзия взрослых для детей;
– произведения, выпавшие из фольклора взрослы х и усвоенные детьми;
– собственное творчество детей.
Генетического принципа придерживается В. П. Аникин и В. А. Василенко, провозгласив функциональный принцип классификации детского фольклора, не обосновывает его и практически не придерживается его, выделяя:
– колыбельные песни, или байки;
– произведения, связанные с игровыми действиями;
– произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий.
В последствии остаются только две последние группы детского фольклора [6].
Еще А. М. Горький писал о необходимости игровой деятельности в детском возрасте: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой» [19]. Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука. Не вызывает сомнений правомерность выделения в детском фольклоре поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это – поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Такой системы в классификации придерживается исследователь Аникин В. П. Данная система точно улавливает многосоставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им к третьей группе – собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать автор классификации В. П. Аникин [3].
Мельников М. Н. классифицирует детский фольклор, опираясь на открытия Г. С. Виноградова, но учитывает принцип возрастной градации детей и некоторые другие положения работы О. И. Капицы.:
– по назначению и характеру бытования, выделены лишь основные группы детского фольклора;
– по общности поэтики, музыкального строя и бытовой функции внутри каждой группы выделяются самостоятельные жанры [34].
По жанровым признакам в качестве практической рабочей классификации предлагает делить все детские песни на четыре группы:
1) песни диалогические;
2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);
2) песни с припевом;
4) песни-перегудки.
Следующая классификация опирается на открытия Г. С. Виноградова, О. И. Капицы, Г. Науменко [43]. Все образцы были разделены на III раздела:
I – Календарный фольклор
II – Потешный фольклор
III – Игровой фольклор
В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения, имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор – заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры и в той или иной степени связаны только с природой.
В детском календарном фольклоре широко распространены такие жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно – егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские. На сегодняшний день заклички являются самым активно бытующим жанром детского календарного фольклора. В них слышны обращения к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге, морозу, весне, осени и др.) как к живым существам. Это отголоски языческих времён, древней традиции.
Приговорки – ещё один жанр, близко примыкающий к закличкам. Они представляют собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети просят божью коровку улететь на небо; мышку, чтобы заменила выпавший зуб на новый и крепкий; а улитка, чтобы выпустила свои рога.
Простота музыкального языка календарных песен, его предельная ясность, естественность интонаций тесно связана с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком [43].
Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. По этому поводу Г. Науменко пишет: «Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения» [43].
Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы:
– драматические;
– спортивные;
–хороводные.
В драматических играх формируются зачатки театрализованного драматического действа. Их основой является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель – победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы. В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия. Большое место в играх детей занимают считалки, «Игровые прелюдии», имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом как в формировании эстетического воспитания, так и музыкальных способностей дошкольника. Вся фольклорная информация, которую получают ребята от взрослых в детстве: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки с напевами, – важна для воспитания в детях музыкальных и творческих навыков.
Именно в самом раннем возрасте закладывается фундамент будущих музыкальных способностей. Каждый услышанный ребенком звук, попевка не проходят мимо его слуха и запоминаются. Очень важно, чтобы детям с самого раннего возраста не только исполняли народные песни, но и обучали их самих фольклорному интонированию, используя для этого самые простые, легкие для запоминания песенки. Это заложило бы наиболее прочный фундамент для будущего освоения детьми традиционного песенного фольклора.
Ценность же всех музыкальных впечатлений первого детства состоит в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их музыкальном и творческом развитии [46].
Именно в раннем возрасте у детей формируется эмоциональная отзывчивость на музыку. Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти способствуют игровые, плясовые песни, народные игры. Известно, что у детей развита больше всего непроизвольная память. Поэтому игровой материал создаёт на занятиях атмосферу заинтересованности, ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности [28]. Игра помогает развитию творческой личности индивидуума, реализации механизмов, заложенных природой в виде задатков в каждом.
Занятия по фольклору включают в себя народное песнетворчество, освоение народных игр, фольклорный театр, игра на народных инструментах, участие в народных праздниках и обрядах. Всё это «предполагает многовариативность, импровизационность при исполнении, которые способствуют развитию музыкальных способностей дошкольников» [28].
При систематических занятиях, происходит накопление музыкально-слухового опыта, что способствует развитию внутреннего слуха, то есть умения как бы про себя слышать музыку и ее отдельные элементы. Именно внутренний слух помогает предварительно слышать то, что надлежит исполнять, тем самым обеспечивая стройность пения. Когда дети импровизируют и сочиняют, они внутренним слухом как бы выбирают из запасов памяти какой-либо мелодический оборот (интонацию) в определённом ритме, движении мелодии, интуитивно опираясь на чувство лада, ощущении устойчивости и неустойчивости звуков. Активизация всех компонентов музыкального слуха ребенка – одна из важнейших задач музыкальной педагогики и самая существенная сторона в практическом обучении
Импровизация на занятиях фольклора, преследует две взаимосвязанные цели: первую – выработку интонационного и ладового слуха, вторую – развитие творческой фантазии [56].
Творческая фантазия детей развивается на потешном фольклорном материале. Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции. Небылицы важны для воспитания в детях творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма – становления речи, тренировки памяти, информативного запаса [59].
Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.
Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки. Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Для потешного фольклора характерны тексты с уменьшительными и увеличительными суффиксами в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и другие. Встречаются звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду – ду), щебету птиц (чики – чики – чикалочки), ударам колокола (дон – дон, дили – бом) [43].
Развитие певческих навыков является неотъемлемой частью освоения русского народного музыкального фольклора. Основой напевов детских песен являются многократные повторения секундовых, терцовых, квартовых попевок, строящиеся на напевно-декламационных интонациях клича, зова, скандовки, приговора, они отражают естественные понижения и повышения голоса, близкие разговорной речи (ходы на малую секунду).
Доступные каждому ребенку простейшие интонации детских песен подготавливают детей к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий. Ведь даже в песнях с широкими интонационными ходами роль секундовых сопряжений весьма значительна. Детские песни построены преимущественно на традиционных, устоявшихся попевках-формулах. Усваивая их с самого раннего возраста, ребята постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе всего народного музыкального творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки-формулы не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, но и нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям того или иного ребенка. Кроме того, традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и певческое дыхание, голосовой аппарат – ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок, прибауток поются полным голосом, легко и непринужденно.
Пение небольших по объему форм детских песен, таких, как заклички, приговорки, дразнилки, считалки, могут входить в репертуар детей младшего дошкольного возраста, и в то же время служить для распевания детей старшего дошкольного возраста. Так, с разучивания и исполнения веселой дразнилки, с ее интонационной раскованностью, свободой интонирования, простотой попевочной формулы, может начинаться любое занятие.
Заклички особенно полно раскрывают возможности детского голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность. Скороговорки и поговорки используются для развития артикуляционного аппарата. Их главная техническая задача – естественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука, работа грудного и головного резонаторов, что способствует ровному звучанию голосов в соответствующих регистрах и на их соединении.
В процессе многократно повторяющихся попевок и закличек состоящие из простейшего квартового тетрахорда, с небольшим звуковысотным варьированием и видоизменением ритмического рисунка, вырабатываются правильные рефлекторные навыки дыхания, укрепляться дыхательная мускулатура. Упражнения на основе попевок и закличек приносят большую пользу каждому певцу и оказывают соответствующее влияние на процесс звукообразования и звуковедения.
В народных песнях встречаются распевы на все гласные, с помощью которых вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр, регистровая ровность, точность интонации, техника звуковедения, а также – и это главное – протяженное дыхание. Поэтому начинать рекомендуется с песен, в которых распеваются только два звука на один слог, как в известных детских игровых песнях «Маки» и «Заинька» Мелодии распевов могут служить упражнениями в работе над протяженностью хорового звучания. Здесь следует добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании [46].
Освоение детьми игры на народных музыкальных инструментах играет большую роль в формировании музыкального слуха, памяти, чувства темпа и ритма, развитии мелкой моторики пальцев, пластики, координации движения, совершенствовании дыхания. Детям дошкольного возраста наиболее доступны шумовые, ударные инструменты: различные варианты игры на двух ложках (индивидуально – на трех), трещотках, бубне, рубеле, колокольчиках, пастушьей доске, коробочке, ветряке, колотушке и др. Благодаря тембровому разнообразию, простоте освоения навыков игры на элементарных народных инструментах, у детей возникает интерес к народному искусству. Кроме того, ребенок включается в общее действо, что особенно важно для маленьких детей.
Движения, сопровождающие пение, влияют на развитие необходимых вокально-хоровых навыков. Дети увереннее интонируют, дикция улучшается, происходит укрепление дыхания, воспитывается чувство ансамблевой согласованности. Процесс усвоения нового материала происходит быстрее. У юных певцов вырабатывается умение красиво двигаться, у некоторых заметно исправляется осанка.
Первые выступления являются творческим стимулом для детей и вызывают большой интерес и массу впечатлений. Выступления на утренниках и праздничных концертах, а также различных конкурсах и фестивалях вне стен детского сада, наиболее полно помогает раскрывать свои музыкальные и творческие способности, придаёт им уверенности, становится полезной творческой практикой, развивает стремление к дальнейшему освоению песенного фольклора.
Таким образом, фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в музыкальном воспитании дошкольников. Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Пословицы, поговорки, постановки русских народных сказок формируют и расширяют словарный запас ребенка. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор, создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни вызывают положительные эмоции у ребёнка. Широкая напевность, характерная для всех жанров русской песни способствует работе над протяжённости звука, формированию ладового и интонационного слуха, развитие творческой фантазии. Упражнения на материале коротеньких попевок помогают сформировать устойчивые песенные навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала
Список литературы
- Агафонников, В. Г. Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы для детей младшего и среднего возраста / В. Г. Анафонников. - Москва : Музыка, 1977. - 40 с. - Текст : непосредственный.
- Аникин, В. П. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество / В. П. Аникин. – Ленинград, 1983. - Текст : непосредственный.
- Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. – Москва, 1957. – Текст : непосредственный.
- Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу / А. Н. Афанасьев. - Москва, 1865. - Текст : непосредственный.
- Богословский, В. В. Общая психология : учеб. пособие / В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.; под ред. В. В. Богословского. – Москва : Просвещение, 1981. - 383 с., ил. - Текст : непосредственный.
- Василенко, В. А. Детский фольклор / В. А. Василенко. – Текст : непосредственный // Русское народное поэтическое творчество. – Москва, 1978. - С. 132.
- Весенние капельки. Русские народные игровые и хороводные песни для детей младшего возраста. - Москва : Музыка., 1983. - Музыка (знаковая) : непосредственная.
- Ветлугина, Н. А. Музыка в детском саду. Подготовительная к школе группа. / Н. А. Ветлугина. - Москва : Музыка 1987. - Текст : непосредственный.
- Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. - Москва : Просвещение, 1983. - 255 c. - Текст : непосредственный.
- Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду : учеб. / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комисарова; под ред. Н. А. Ветлугиной. -2-е изд., испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1982. - 271 с., ил. – Текст : непосредственный.
- Виноградова, Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей / Н.Ф. Виноградова. - Москва : Просвещение, 1989. - 192 с. - Текст : непосредственный.
- Науменко, Г. М. Фольклорная азбука : методика обучения детей народному пению / Г. М. Науменко. - Москва : Современная музыка, 2013. - 138 с., ил. - Текст : непосредственный.
- Гижов, В. А. Формирование учебной мотивации студентов в условиях повышения качества трёхступенчатого высшего образования / В. А. Гижов, А. И. Капичников, А. А. Поздникин, О. Б. Капичникова. - Текст : непосредственный // Качество. Инновации. Образование. - 2016. - № 12 (139). - С. 24-27.
- Голубева, Л. К. Непрерывное музыкально-эстетическое образование как средство самоопределения воспитанников / Л. К. Голубева. Москва, 2014. - Текст : непосредственный.
- Гончарова, О. В. Теория и методика музыкального воспитания : учеб. для студ. / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. - 2-е изд., испр. - Москва : Академия, 2013. - 256 с. - Текст : непосредственный.
- Гормошечка – говорушечка : песни, пьеса, инсценировки для детских садов города и села. - Москва : Музыка, 1981. - Вып. 1. - Текст : непосредственный.
- Гормошечка – говорушечка : музыкально-литературные композиции для детских садов города и села. - Москва : Музыка, 1982. - Вып. 2. - Текст : непосредственный.
- Гормошечка – говорушечка : музыкально-литературный материал для детей младшего возраста. - Москва : Музыка, 1988. - Вып. 6. - Текст : непосредственный.
- Горький, А.М. Заметки. - Ленинград, 1951. – Т.2. – с. 382. - Текст : непосредственный.
- Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – Москва : NB Магистр, 1993. - 190 c. - Текст : непосредственный.
- Добра, А. А. Физическое развитие и физическое воспитание дошкольников / А. А. Добра. - Москва : Перо, 2014. - 14 с. - Текст : непосредственный.
- Зимина, А. Н. Народные игры с пением : практическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, студентов педагогических вузов и колледжей / А. Н. Зимина. - Москва : ГОНМ и Д, 2000. - 64 с. - Текст : непосредственный.
- Капица, О. И. Детский фольклор / О. И. Капица. - Ленинград, 1928. – 15 с. - Текст : непосредственный.
- Капичников, А. И. Педагогика и психология : учеб. пособие. / А. И. Капичников. - Саратов, 2009. - Текст : непосредственный.
- Капичникова, О. Б. Развитие учебно-речевой деятельности в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры / О. Б. Капичникова, О. В. Романова, А. И. Капичников. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2. - С. 133-140.
- Каплунова, И. Ансамбль ложкарей : метод. пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов / И. Каплунова. - Санкт-Петербург : Невская нота, 2015. – 64 с. - Текст : непосредственный.
- Каплунова, И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей / И. Каплунова, И. Новоскольцева. - Санкт-Петербург : Композитор, 2005. - Текст : непосредственный.
- Картавцева, М. Г. Школа русского фольклора / М. Г. Картавцева. - Москва : МГИК, 1994. - 72 с. - Текст : непосредственный.
- Картушина, М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду / М. Ю. Картушина. - Москва : Скрипторий 2003. - 2010. - 176 с. - Текст : непосредственный.
- Кирнарская, Д. К. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Д. К. Кирнарская. - Москва, 2003. - 368 с. - Текст : непосредственный.
- Кирнарская, Д. К Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. - Москва, 2004. - 50 с. - Текст : непосредственный.
- Кондрашина, О. Е. Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание / О. Е Кондрашина. - Текст : непосредственный // Вестник Тамбовского Университета. - 2013. - (Гуманитарные науки). - № 2. - С. 72.
- Куцакова, Л. В. Нравственно‐трудовое воспитание ребёнка-дошкольника / Л.В. Куцакова. - Текст : непосредственный // Мама. - 2005. - № 4. - С.13.
- Мельников, М. Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельникова. - Москва : Просвещение, 1987. - Текст непосредственный.
- Максимова, В. И. Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста / В. И. Максимова, А. А. Максимова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 1. - С. 730-733.
- Макшанцева, Е. Д. Скворушка : сб. музыкально-речевых игр для дошкольного возраста / Е. Д. Макшанцева. - Москва : АРКТИ-ИЛЕКСА, 1998. – 104 с. - Текст : непосредственный.
- Мельников, М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / М. Н. Мельников. - Текст : непосредственный // Сибирский фольклор. - Вып. 1. - Новосибирск, 1971.
- Мерзлякова, С. И. Учим петь детей 3 - 4 лет. Песни и упражнения для развития голоса / С. И. Мерзлякова. - Москва : ТЦ Сфера, 2014. - 80 с. - Текст : непосредственный.
- Мерзлякова, С. И. Учим петь детей 4 - 5 лет. Песни и упражнения для развития голоса / С. И. Мерзлякова. - Москва : ТЦ Сфера, 2014. - 96 с. - Текст : непосредственный.
- Мерзлякова, С. И. Учим петь детей 5 - 6 лет. Песни и упражнения для развития голоса / С. И. Мерзлякова. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. - 160 с. - Текст : непосредственный.
- Мерзлякова, С. И. Учим петь детей 6 - 7 лет. Песни и упражнения для развития голоса / С. И. Мерзлякова. - Москва : ТЦ Сфера, 2014. - 176 с. - Текст : непосредственный.
- Мерзлякова, С. И. Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста: гусли звончатые / С. И. Мерзлякова, Е. Ю. Комальковская. – Москва : Центр ВЛАДОС, 2001. - 56с. - Музыка (знаковая) : непосредственная.
- Науменко, Г. Русское народное детское музыкальное творчество / Г. Науменко. - Москва : Советский композитор, 1988. - Текст : непосредственный.
- Науменко, Г. М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное
детское музыкальное творчество / Г. М. Науменко. - Москва, 1988. – Текст : непосредственный. - Науменко, Г.М. Новый год - вокруг ёлки хоровод! Русские народные новогодние песни, игры, загадки. / Г. М. Науменко. - Москва : Издательство КИФАРА, 2001. – Текст : непосредственный.
- Науменко, Г.М. Фольклорная азбука : методика обучения детей народному пению / Г. М. Науменко. - Москва : Современная музыка», 2013. - 138 с., ил. - - Музыка (знаковая) : непосредственная.
- Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста / Г. А. Праслова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2015. - Текст : непосредственный.
- Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников : учеб. пособие / О. П. Радынова. - Москва : Академия,1998. – 240 с. – Текст : непосредственный.
- Русская народная песня для детей: в помощь музыкальным работникам дошкольных образовательных учреждений, учителям пения начальной и средней школы. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 1999. – Текст : непосредственный.
- Старчеус, М. С. Личность музыканта / М. С. Старчеус. - Москва : Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2012. – 848 с., ил. – Текст : непосредственный.
- Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. - Москва : Педагогика, 1988. - 173 с. – Текст : непосредственный.
- Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – Текст : непосредственный // Избранные труды: в 2 т. – Москва : Педагогика, 1985. – Т. 1. – 328 c.
- Урунгаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунгаева. – Москва, 2006. – Текст : непосредственный.
- Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - 5-е изд. – Москва : Академия, 2001. - 336 с. – Текст : непосредственный.
- Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ . – Текст : электронный // Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.11.2022). - Хромых, Ю. А. Творческое развитие ребенка на уроках музыкального фольклора : методический доклад / Ю. А. Хромых. - Текст : непосредственный // Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 имени И.П. Гринева». – Курск, 2020.
- Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально исполнительской деятельности : учеб. пособие / Ю. А. Цагарелли. - Санкт-Петербург : Композитор, 2008. – Текст : непосредственный.
- Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. - Москва : Логос, 1996. - 320 с.: ил. – Текст : непосредственный.
- Якименко, Л. Н. Детский фольклор : учебно-методическое пособие / Л. Н. Якименко, Е. В. Чепурченко. - Луганск : Книта, 2020. - 168 с – Текст : непосредственный.