консультация для родителей " Правила использования цифровых устройств"
Опубликовано 01.07.2024 - 20:14 - кузнецова наталья викторовна
консультация для родителей " Правила использования цифровых устройств"
Первый важный показатель – экранное время, то есть время, которое ребенок проводит за экраном. Рекомендации относительно длительности экранного времени для дошкольников опубликованы в журналах Американской академии педиатрии и Канадского педиатрического общества (в 2016 и 2017 годах соответственно). Врачи и психологи не рекомендуют детям до 2-х лет проводить время за экраном (телевизионным или экраном гаджета). Максимально разрешенное время для детей 2-5 лет – 1 час в день.
Вторая рекомендация связана с качеством контента, с которым взаимодействует ребенок.
Под качественным контентом имеются в виду программы, отвечающие следующим требованиям:
1) контент соответствует возрастным особенностям ребенка;
2) программы отличаются качественным дизайном;
3) контент несет образовательную нагрузку;
4) в программе можно создать индивидуальный аккаунт, где можно следить за успехами ребенка, пройденными темами и т.п.;
5) программа имеет функцию ограничения сеанса взаимодействия до 5-20 минут.
Третья рекомендация связана с присутствием родителя, когда ребенок взаимодействует с гаджетом. Роль взрослого при взаимодействии ребенка с гаджетом. Тема отношения родителей к использованию их детьми гаджетов активно исследуется в современной научной литературе.
Так, исследования говорят о том, что, сопровождая процесс взаимодействия ребенка с гаджетом, родитель может выступать в роли «хранителя» или «проводника». Родители детей младшего возраста чаще выбирают роль «хранителя», оберегая ребенка от излишнего, по их мнению, взаимодействия с гаджетами. По мере того, как ребенок взрослеет, родитель становится его «проводником» в мир цифровых технологий. Однако в некоторых исследованиях отмечается, что иногда трансляция знаний о цифровых устройствах происходит «снизу вверх», а не «сверху вниз», то есть дети оказываются более компетентными в среде новых технологий и обучают им родителей.
Четвертая рекомендация: в современных условиях для взрослых крайне важно выбрать правильную стратегию родительского посредничества при взаимодействии ребенка с цифровыми технологиями.
Стратегии родительского посредничества при взаимодействии ребенка с цифровыми технологиями:
1. Авторитетный – родители устанавливают четкие правила и объясняют их, чтобы воспитывать у ребенка ответственное поведение и саморегуляцию. Это наиболее приемлемая родительская стратегия;
2. Авторитарный – родители устанавливают правила без объяснений и ожидают послушания, не открыты к диалогу и навязывают свое восприятие и взгляды на цифровой контент;
3. Разрешающий – родители не устанавливают явных ограничений, но время от времени контролируют процесс взаимодействия ребенка с гаджетом и договариваются с детьми об ограничении экранного времени;
4. Безразличный – родители не контролируют ни экранное время, ни цифровой контент, с которым взаимодействует ребенок.
Принимая во внимание отличительные характеристики авторитетного типа родительской стратегии, можно предложить следующие рекомендации родителям дошкольников по взаимодействию детей с гаджетами:
* родителям необходимо обсудить с ребенком допустимое экранное время. Так как дошкольник в силу возрастных особенностей еще не может понять, что на практике значит 15 или 30 минут, то взрослым в разговоре целесообразнее опираться на количество серий мультфильма или уровней игры. Кроме того, важно следить, чтобы цифровая активность не мешала полноценной физической активности дошкольника;
* родителям стоит позаботиться о выборе качественного и доступного для ребенка контента;
* если старший дошкольник имеет доступ в интернет, необходимо проговорить с ним возникающие интернет-риски;
* необходимо отвечать ребенку на возникающие вопросы и поощрять ребенка за его успехи в виртуальном пространстве.
Цифровые технологии при их разумном использовании могут способствовать развитию когнитивных, социальных и иных навыков ребенка. Данные эмпирических исследований свидетельствуют о том, что:
- контент, содержащий просоциальные установки (помощь другим людям, забота о них), способствует улучшению социальных навыков ребенка;
- использование в работе с детьми определенного вида компьютерных игр («Serious games») способствует увеличению и структурированию физической активности детей;
- умеренное использование компьютерных игр развивает перцептивные способности дошкольников;
- при соблюдении норм экранного времени развивающие компьютерные игры оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов ребенка.
Материал подготовила: педагог-психолог Давыденко А.П.
5
Нравится
Поделиться: