Конспект развивающего занятия по социально – коммуникативному и эмоциональному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Сказочное настроение»
Конспект развивающего занятия по социально – коммуникативному и
эмоциональному развитию для детей старшего дошкольного возраста
«Сказочное настроение»
Педагог-психолог
Митрофанова О.В.
2024 год
Цель: Создание атмосферы психологического комфорта среди сверстников в группе.
Задачи:
Образовательные:
- учить понимать эмоциональное состояние друг друга, формировать уверенность в себе, повысить самооценку каждого участника.
Развивающие:
- снять зажимы посредством приемов расслабления
- развивать навыки общения и управления собственными эмоциями,
- развивать творческие способности, фантазию детей.
Воспитательные:
- воспитывать культуру отношения ребенка к себе и своим чувствам,
- воспитывать понимание эмоционального состояния других людей.
- способствовать доброжелательной атмосферы, гармонизации отношений в группе.
Оборудование: атрибуты у сказке «Колобок», карточки - пиктограммы для каждого ребенка, карандаши, запись с музыкой.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Приветствие.(2-3мин.)
Цель: создание психоэмоционального комфорта.
Упражнение « Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Дети стоят в кругу, психолог предлагает поприветствовать друг друга
Упражнение «Парочки»
Цель: уменьшение напряжения, развитие взаимной эмоциональной притягательности членов группы.
Все участники разбиваются на пары. Ведущий говорит команды. Например, «рука-голова», плечо-ладонь», «колено – бедро» и т.д. Играющие должны приклеиться этими частями тела друг к другу.
2. Основная часть
Педагог - психолог:
Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.
Предлагаю отправиться в сказочное путешествие.
Упражнение «Кто я?»(7-8 мин)
Цель: развитие самосознания, осмысление социального пространства личности.
Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим персонажа (сказочный персонаж, литературный герой).
Педагог - психолог: Давайте вместе подумаем, кто из известных персонажей самый-самый? На кого бы вы хотели быть похожим и почему? Будем по кругу передавать друг другу эту игрушку и показывать, чтобы остальные посмотрели и задумались над этим образом. (Если дети испытывают затруднения, психолог сам начинает игру, представляя образец).
Затем ребёнок проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя.) Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».
Рефлексия: каждый участник рассказывает о своих чувствах, которые возникли у него в ходе презентации.
Упражнение «Вхождение в роль» (5 мин)
Цель: развитие эмпатии, умение чувствовать настроение другого.
Педагог -психолог: Предлагаю обыграть небольшой отрывок русской народной сказки «Колобок», переделав ее так, чтобы Колобок у вас в первой группе был неуверенным, у второй — уверенным.
Вопросы для обсуждения.
- что чувствуют другие герои сказки, встречая «разных Колобков» - с разным типом поведения?
- какого Колобка (уверенного, неуверенного) может быстро «съесть» Лиса?
- какой покажется ей особенно «невкусным»?
- а какой может смело продолжить свой путь дальше?
Как ходит, смотрит, разговаривает, улыбается, хмурится неуверенный и уверенный герой?
Девиз: Шаг к уверенности — это всегда маленький шаг к успеху!
Упражнение «Трусливые зайцы»(2-3 мин.)
Цель: чередование напряжения и расслабления разных групп мышц.
Детям предлагаем на несколько минут стать зайцами на лужайке. Светит солнышко, и они резвятся, прыгают, играют друг с другом. Вдруг на опушке леса появляется волк. Зайчики чувствуют опасность, замирают, начинают дрожать всем телом, сжимаются. Когда волк уходит, ушастые продолжают резвиться. Цикл повторяем несколько раз, можно при этом уменьшать/увеличивать период активности.
Упражнение «Щелкунчик»(3 мин)
Цель: осознать степень напряжения тела.
Педагог - психолог: Представьте, что мы все с вами превратились в Щелкунчиков, и теперь должны разгрызать орехи. Какие орешки вы хотите погрызть: грецкие орехи, фундук? Орехи твёрдые, чтобы их раскусить, нужно крепко-крепко сжать зубы, чтобы орешек поддался. Наши челюсти напрягаются, и орешек раскалывается. Теперь разожмите челюсти.
Стихотворение для разминки «Щелкунчик» (Чижикова Татьяна)
Немножко, дети, отдохните!
Щелкунчиками стать хотите?
Давайте-ка тогда без спешки
Мы погрызем сейчас орешки.
Представьте, дети, что рука
Сжимает горстку фундука.
А, может, всё же на ладошке
Орешков кедровых немножко?
А если грецкие орехи
Мы погрызем ради потехи?
Тогда берем орешки в зубки –
Раскусываем все скорлупки.
Нам нужно крепко зубки сжать,
Разжать. И повторить опять.
Когда мы челюсть напрягаем,
Скорлупку сразу ослабляем.
Чем толще крепкие скорлупки,
Тем сильней сжимаем зубки.
Смотрите, вот у фундука
легка скорлупка и тонка.
Мы разгрызем, не напрягаясь,
Легонько зубками касаясь.
Орешек грецкий покрупнее –
Сжимаем челюсть посильнее.
Стараемся, сжимаем зубки.
Пусть треснут крепкие скорлупки.
Ну вот, орешки раскусили.
Все сделали, как вас просили.
Щелкунчиками стать смогли.
Героям сказки помогли.
Упражнение «Ты – лев!»(4-5 мин)
Цель: развитие уверенности, повышение самооценки.
Педагог - психолог: Закрой глаза, представь льва – царя зверей. Сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и спокоен. У него твои глаза, твои руки, твое тело, твое имя. Лев – это ты!
Упражнение «Подари сказочному герою настроение»(8-10 мин)
Цель: учить передавать эмоциональное состояние через рисунок
У каждого ребенка на столе лежат пиктограммы сказочных героев (2 шт.)
Педагог - психолог предлагает «оживить» героя, подарив ему сказочное настроение.
3. Заключительная часть.
Рефлексия(1 -2мин)
Педагог - психолог предлагает оценить занятие. Если занятие понравилось пусть дети поаплодируют, если нет – потопают ногами.
Уточнить, что понравилось больше всего, что не понравилось и почему:
- Что ты узнал нового о себе?
- С какими чувствами познакомился?
- Понравилось сочинять сказку?
- Какие трудности возникали во время работы?
Прощание(1 мин)
Педагог - психолог: Давайте встанем в круг, закройте глаза, протяните руки в стороны и коснитесь ими рук, кто стоит с вами рядом, попрощайтесь с ними руками. До свидания!
Используемая литература:
1. Ганичева И. В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» – Москва, 2004.
2. Земцова Е. А. «Способы преодоления психоэмоционального напряжения» –Минск: Красико – Принт, 2012.
3. Фесюкова Л.Б. «200 схем и заданий для детей 4-7 лет»- Харьков: Ранок, 2007.