Сценарий праздника к Дню славянской писменности.
СЦЕНАРИЙ
праздника, посвящённого
ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
1-й ведущий: Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.
Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.
2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.
1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский язык.
2-й ведущий: Создатели славянской письменности писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.
1-й ведущий: Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами - учителями веры в Бога.
1-й ведущий: В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!
(Ребенок читает стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица»)
Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно – строгие строки,
Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрёл у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твёрдость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!» - заявила Вселенной,
«Я есмь!» - заявила векам.
1-й ведущий: Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.
Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,
М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…
2-й ведущий: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:
Знать на ять – знать досконально, на отлично.
Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.
Стоять фертом - стоять руки в боки, как буква Ф
Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.
2-й ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.
Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки.
- Слушаем стихотворение:
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
- О каком празднике идет речь в данном четверостишии?
- Более 1000 лет прошло с тех пор, а славянские народы помнят братьев, причисленных к лику святых, и чтят их (икона с изображением братьев).
- Почему же помнят братьев, которые жили так давно?
Ответы учащихся:
- О дне памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян
. - Они создали славянскую азбуку. Азбука стала носить имя её составителя – КИРИЛЛИЦА. Они постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том, чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом.
Педагог предлагает вспомнить буквы славянского алфавита, слова, о которых должны были напоминать людям эти буквы
Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают старинные названия букв, их значение:
Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет своё имя: веди, люди, буки, аз, земля.
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живёте», «земля», «люди», «покой».
Педагог: Пусть старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки Входят буквы
Аз. Здравствуйте,ребята! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут «Аз». Назовите слова, которые начинаются с меня.
Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут «Буки». Вспомните сколько хороших, вкусных слов начинаются с моей буквы. Назовите их. А теперь назовите нас по порядку.
Ведущий. Получилось слово «Азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала «аз» и «буки», а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Ребята, вспомните пословицы о пользе учения.
Дети:
Азбука — к мудрости ступенька.
Без муки нет науки.
Век живи — век учись.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
С книгой жить — век не тужить.
С книгой поведешься, ума наберешься.
Учиться всегда пригодится.
Учиться никогда не поздно.
Хорошая книга — лучший друг.
Чему учился, тому и пригодился.
Чтенье — лучшее ученье.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_slavyanskoy_pismennosti.docx | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ
праздника, посвящённого
ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
1-й ведущий: Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.
Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.
2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.
1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский язык.
2-й ведущий: Создатели славянской письменности писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.
1-й ведущий: Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами - учителями веры в Бога.
1-й ведущий: В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!
(Ребенок читает стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица»)
Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно – строгие строки,
Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрёл у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твёрдость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!» - заявила Вселенной,
«Я есмь!» - заявила векам.
1-й ведущий: Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.
Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,
М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…
2-й ведущий: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:
Знать на ять – знать досконально, на отлично.
Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.
Стоять фертом - стоять руки в боки, как буква Ф
Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.
2-й ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.
Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки.
- Слушаем стихотворение:
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
- О каком празднике идет речь в данном четверостишии?
- Более 1000 лет прошло с тех пор, а славянские народы помнят братьев, причисленных к лику святых, и чтят их (икона с изображением братьев).
- Почему же помнят братьев, которые жили так давно?
Ответы учащихся:
- О дне памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян
. - Они создали славянскую азбуку. Азбука стала носить имя её составителя – КИРИЛЛИЦА. Они постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том, чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом.
Педагог предлагает вспомнить буквы славянского алфавита, слова, о которых должны были напоминать людям эти буквы
Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают старинные названия букв, их значение:
Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет своё имя: веди, люди, буки, аз, земля.
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живёте», «земля», «люди», «покой».
Педагог: Пусть старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки Входят буквы
Аз. Здравствуйте,ребята! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут «Аз». Назовите слова, которые начинаются с меня.
Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут «Буки». Вспомните сколько хороших, вкусных слов начинаются с моей буквы. Назовите их. А теперь назовите нас по порядку.
Ведущий. Получилось слово «Азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала «аз» и «буки», а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Ребята, вспомните пословицы о пользе учения.
Дети:
Азбука — к мудрости ступенька.
Без муки нет науки.
Век живи — век учись.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
С книгой жить — век не тужить.
С книгой поведешься, ума наберешься.
Учиться всегда пригодится.
Учиться никогда не поздно.
Хорошая книга — лучший друг.
Чему учился, тому и пригодился.
Чтенье — лучшее ученье.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.