Консультация для родителей

Догадова Марина Васильевна

Сообщение из опыта работы

«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Подготовила:

Догадова М. В. – воспитатель

1 квалификационной категории

                                                          2024 год

 

Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Е. Щукина

 

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. В период младшего дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется и речь. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.

Проблема развития речи детей сегодня актуальна; т.к. овладение речью является основой для дальнейшего развития ребенка, постоянно растет число детей имеющих  нарушение речи, значительно снизилось живое общение родителей с детьми.

В речевом развитии ребёнка дошкольного  возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, воспитания звуковой культуры речи, развитие речевого слуха, приобщение к художественной литературе, а также расширения зоны общения с взрослыми.

С первых дней пребывания ребёнка в нашей группе, мы постоянно стимулируем речевую активность специальными  методами и приёмами.

1.Наглядные методы:

- показ предметов и игрушек;

- наблюдение явлений природы, труда взрослых;

- рассматривание живых объектов;

- показ образца;

- использование кукольного театра, теневого настольного, фланелеграфа.

2. Словесные методы:

- чтение и рассказывание стихотворений, потешек, сказок;

- разговор, беседа;

- рассматривание картинки, инсценировки.

 

3. Практические методы:

- упражнения;

- совместные действия воспитателя и ребёнка;

- выполнение поручений;

- элементарное экспериментирование;

- развитие мелкой моторики рук, пальчиковые игры.

4. Игровые методы:

- дидактические игры;

- подвижные игры;

- игры-забавы, инсценировки.

Форма организации детей:

- специальные организованные занятия;

- совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;

- самостоятельная деятельность детей.

Для успешного речевого развития детей, в нашей группе созданы необходимые условия, которые способствуют формированию хороших речевых навыков. Развивающая предметно-пространственная среда насыщена разнообразными  игровыми и образовательными материалами.

Дети познают мир с помощью органов чувств, поэтому созданы центры речевого, игрового и сенсорного развития, которые включают в себя:

- наборы картинок (животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек);

- наборы парных картинок (предметные) для сравнения;

- разрезные картинки из двух частей по прямой;

- серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации);

- сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребёнку – сказочной, социально – бытовой), крупного формата;

- разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками;

- звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукового извлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки);

- уголок  ряженья с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Активизация речи детей осуществляется во всех видах деятельности. В процессе обогащения и активизации словаря детей, используем  разные методы и приёмы словарной работы с учётом особенностей каждого ребёнка и особенностей каждого вида деятельности.

В группе есть книжный уголок, где дети берут книги, рассматривают их, называют героев, названия сказок, предметы,  книги стимулируют детей, они вспоминают отрывки из сказок Чуковского, стихотворений А. Барто, Маршака.

  Так же для стимуляции речи используют магнитную доску, где вывешиваю разные картинки, дети рассматривают их, показывают друг другу, называют что изображено. Во время занятий по развитию речи, так же для наглядности  использую  различные мнемотаблицысерии сюжетных картинок. Дети пересказывают короткие сказки по картинкам, использую различные игрушки, картинки и предметы,  побуждая детей описывать их, давать имена, задания.

Во время продуктивной деятельности дети получают знания о форме цвете, размере. Тут я использую прием «проблемная ситуация», забыла положить лист или кисточку. Это вынуждает ребенка просить недостающее, тем самым проявлять речевую инициативу.

Во время простых экспериментов дети эмоционально рассказывают, что у них получилось. Например сухая рука, бумага утонула.

Прогулка, также, является одним из эффективных способов стимулирования речи детей. Наблюдения на участке за различными растениями, птицами, насекомыми, посадка огорода, цветов и уход за ними, приносят  детям множество впечатлений. Дети начинают задавать вопросы, выражают свои эмоций и мысли с помощью слов. Так дети узнают новые слова и понятия, обогащая свой словарный запас.

 Не менее значимы дидактические игры,  «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие, они  позволяют  детям усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Малоподвижные, подвижные игры. Во время которых дети подражают различным животным, транспорту. Проговаривают слова сопровождающие действия, для выбора ведущего мы разучиваем считалочки. В дальнейшем дети сами применяют их. Дети сами объясняют правила игры.

  Для развития речи используем хороводные и музыкальные игры. «Грибок», «Каравай» где дети начинают подпевать, пританцовывать. Дети запоминают движения и слова и в дальнейшем сами без музыки повторяют их.

 Пальчиковые игры для стимуляции речевого развития так как чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.

Немаловажную роль в речевом развитии дошкольников играет конструкторы . С помощью конструктора можно отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными. Манипулируя деталями, ребенок, превращая их, то в одну, то в другую букву, запоминает ее образец. Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний, развивает понимание образования сложных слов.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. С детьми можно играть в сюжетно-ролевые игры «Зоопарк»,  «Ферма»«Дом»«Строители»«Водители»  и многие другие, где дошкольники учатся общаться, договариваться друг с другом, распределять роли.

Таким образом, активизация речи детей дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности.