Конспект занятия по рисованию на тему: «Весенний пейзаж» (старший дошкольный возраст)
Цель: развитие творческих способностей детей.
Задачи:
Уточнить знания детей о весне и её характерных признаках.
Закрепить знания детей о жанре изобразительного искусства: пейзаж.
Совершенствовать навыки рисования концом кисти.
Учить располагать предметы, заполняя всё пространство листа.
Развивать у детей творческое воображение, познавательные способности.
Развивать речь, внимание, мелкую моторику рук.
Развивать у детей эстетическое восприятие весенней природы.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Словарная работа:
Проталина, пейзаж, капель, репродукция.
Материалы:
Иллюстрация «Весенний лес», репродукция картины
А. Саврасова «Весна. Огороды».
Бумага формата А4, простые карандаши, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций «Весна пришла», чтение стихов, загадок и рассказов о весне, наблюдения на прогулке.
Ход занятия:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята!
Ребята, хотите отправиться со мной на необычную прогулку?
Дети. Да
Воспитатель. Тогда давайте закроем глаза произнесем волшебные слова и перенесёмся в лес.
Воспитатель и дети
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем
(В это время воспитатель показывает слайд с изображением весеннего леса).
Воспитатель. Дети, открывайте глазки. Посмотрите, в каком красивом лесу мы с вами оказались.
Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите: «Какое время года изображено на картине?
Дети. Это время года - Весна.
Воспитатель. Правильно, молодцы. Скажите мне, а как вы догадались, что это весна, по каким признакам?
Дети. Весной пригревает теплое солнышко, тают на крышах сосульки, появляются проталины, распускаются первоцветы.
Воспитатель. Правильно, ребята, на картине изображена природа весной. И мы с вами очутились в красивом весеннем лесу.
Весна – прекрасное и красивое время года, вся природа пробуждается ото сна. Весна несёт нам радость и чувство прекрасного.
А сейчас давайте с вами поиграем в игру
Проводится игра: «Без чего не может быть весны?»
Цель: упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.
Весна не может быть без … (яркого солнца).
Весна не может быть без …(луж).
Весна не может быть без… (ручейков).
Весна не может быть без… (грозы).
Весна не может быть без…(майских жуков).
Весна не может быть без…(проталин).
Весна не может быть без…(капели).
Весна не может быть без…(подснежников).
Воспитатель. Молодцы, ребята, вот мы и вспомнили приметы весны. Давайте еще погуляем по весеннему лесу. Какой в лесу весенний, и чистый воздух! А как чудесно поют свои песни птицы!
Воспитатель. Ой, ребята, я нашла какую-то записку. Давайте я ее вам прочитаю.
«Здравствуйте, ребята, я Лесная волшебница, у меня есть книга о весне, но в ней нет картинок. Помогите мне!»
Воспитатель. Ребята, как же мы поможем Лесной волшебнице.
(Ответы детей)
Воспитатель. Дети, а давайте нарисуем весенние картины с изображением природы весной. И ваши картинки - рисунки станут иллюстрациями к книге этой Лесной волшебницы? Хорошо?
Дети. Давайте нарисуем.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, если на картине изображена природа, то, как такая картина называется?
Дети. Она называется пейзаж.
Воспитатель. А что такое пейзаж?
Дети. Пейзаж – это образ природы
Воспитатель. Пейзаж — это один из жанров изобразительного искусства, где главный герой это природа, первозданная или преображенная человеком.
Воспитатель. А какие пейзажи бывают?
(Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, молодцы. Пейзажи бывают разные: осенние, зимние, весенние, летние.
Воспитатель. Ребята, у меня есть репродукция картины известного русского художника А. К. Саврасова «Весна. Огороды»
Воспитатель. Какое время года изобразил художник?
Дети Художник изобразил на картине весну.
Воспитатель. На картине художник изобразил сельский пейзаж ранней весны.
На переднем плане видим остатки снега, лед и весенние лужи. Дальше на пригорке видны огороды, с которых уже сошел снег. На них вышли погреться и поклевать что-нибудь куры.
Участки земли огорожены простыми заборами, которые немного наклонились за зиму. Вдали видим дом, где, скорее всего, живут хозяева огорода. А еще дальше видна колокольня церкви.
Особое внимание привлекает небо. Оно еще хмурое и не очень приветливое, но сквозь тучи уже видна его весенняя нежность.
Художнику Саврасову очень нравится наша русская природа.
Воспитатель. Ребята, скажите, что вы еще видите на картине.
Дети. Плетень, снег, деревья, кусты.
Воспитатель. Ребята, а каким цветом изобразил художник небо?
Дети. Небо хмурое, серое.
Воспитатель. Дети, нам же нужно помочь Лесной волшебнице. Давайте, закроем глазки, вернемся в группу и будем рисовать весенний пейзаж.
Проводится физкультминутка «В путь»
В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом).
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки (Идут топающим шагом).
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке (Идут на носках).
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках).
В лес весенний прибежали.
Воспитатель. А сейчас, ребята, я вам предлагаю стать художниками и нарисовать весенний пейзаж, для книги лесной волшебницы.
Дети рисуют. Звучит музыка П.И. Чайковского "Май" из фортепианного цикла "Времена года"
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были?
Дети. В весеннем лесу
Для кого мы рисовали картины?
Дети. Мы рисовали для лесной волшебницы.
-В каком жанре выполнены наши картины?
Дети. Пейзаж
Какое время года мы изобразили?
Дети. Весну.
Воспитатель. Ребята, у вас получились чудесные весенние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Чёрные проталины на полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
Воспитатель. Молодцы, ребята у вас получились красивые картины с весенней природой. Лесная волшебница благодарит вас за помощь и дарит вам книгу с красивыми картинами.