Конспект занятия по обучению грамоте: «Письмо от Мудрой Совы» (старший дошкольный возраст)

Тимонова Антонина Валентиновна

Задачи:

Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твердости и мягкости.

Учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову.

Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове.

Совершенствовать навык составления предложений по схеме.

Развивать речь детей.

Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.

 

Материал: 

Мягкая игрушка Мудрая Сова, мольберты, письмо с заданиями, картинки домов для игры «Домики», картинки животных на каждого ребенка, фишки для звукового анализа (красные, синие, зеленые), счетные палочки, буквы Ш, К, О, Л, А, картинки со схемами для звукового анализа (Лиса, Мышка)

Ход занятия:

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости! Поздоровайтесь с ними!

- А сейчас садимся на свои места и начнем наше занятие.

- Сегодня утром, мне принесли письмо, оно адресовано вам – «детям подготовительной группы №11»

- Послушайте, что в нем написано: 

«Ребята, в этом году вы идете в школу. Значит, вы многому научились? Я вам посылаю задания, если вы с ними справитесь, вас ждет сюрприз. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова»

- Постараемся выполнить эти задания? Заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились. Какие вы у нас умники и умницы!

Задание 1: О звуках

- Подумайте и скажите, чем отличаются звуки от букв? (звуки – мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)

- Какие бывают звуки? (гласные согласные)

- Юля, расскажи нам, пожалуйста, стихотворение о гласных звуках

Гласные тянутся в песенке плавной
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и рычать.

- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются, воздух при их произношении проходит свободно)

- Павел нам расскажет стихотворение о согласных звуках.

А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не могут они петь.

- Какие звуки мы называем согласными? (это те звуки, при произношении которых нам мешают губы, зубы, язык)

- Молодцы, ребята!

- А сейчас нам Мудрая Сова предлагает поиграть в игру

Игра «Поймай звук»

Правила игры:

- Я буду называть вам слово, если в этом слове есть звук Л – мы хлопаем в ладоши.

- Будьте внимательны! Звук может стоять в начале, середине или в конце слова.

- Если в слове нет этого звука, никаких действий мы не выполняем.

(ЛАМПА, НОСКИ, ВИЛКАЛУНА, МИР, ЛЕЙКА, ПОЛКА, НИТКА, БУЛКА, МИСКА, КОШКА, ЛАНДЫШ, СЛИВАСАМОСВАЛ, МАЛЬЧИК, ДЕВОЧКА, ДЯТЕЛ, ЦЫПЛЕНОК,  ПЕНАЛ, МАРТ) – спрашивать у детей, где стоит звук. Ответы детей.

- Молодцы! Справились с заданием!

- А сейчас мы с вами будем составлять звуковые схемы к словам.

- Первое слово ЛИСА (показать картинку)

- Сколько звуков в слове ЛИСА?

- Какой первый звук? (ль, согласный, мягкий)

- Каким цветом мы его обозначим на нашей схеме? (зеленым)

- Назовите второй звук. (и, гласный)

- Каким цветом обозначим? (красным)

- Третий звук? (с, согласный, твердый, обозначим синим цветом)

- Четвертый звук? (а, гласный, красным цветом)

- А сейчас, с помощью цветных фишек, которые находятся у вас на столе, вы составите схему этого слова (дети выполняют работу)

- Майя, выходи к доске и покажи, как ты составила схему?

- Все сделали так же? Все согласны с тем, как это сделала Майя?

- Молодцы!

- А теперь второе слово МЫШКА. Сколько в нем звуков?

- Схему слова МЫШКА мы будем составлять самостоятельно.

- Вова, иди к доске и покажи, как ты составила схему?

- Какой первый звук?

- Второй, третий, четвертый, пятый…?

- Все согласны с Вовой?

- Умники!

- Мы отлично справились с первым заданием Мудрой Совы!

Физкультминутка с капитаном КРАБОМ

Задание 2: Слоги

- Мудрая Сова просит вас разделить слова на слоги.

- Давайте поиграем с вами в игру «ДОМИКИ»

Правила игры: 

У вас на столе лежат карточки с изображением животных, и даже подписано название этого животного. Читать вы умеете!

- Нужно расселить их в домики. У нас есть три домика. Обратите внимание на схемы на крыше дома!

- В этом доме живут животные, в названии которых один слог.

- В этом доме живут животные, в названии которых два слога.

- В этом доме живут животные, в названии которых три слога.

- Будьте внимательны! Не спешите, сначала подумайте, в какой домик вы поселите животное, которое изображено на вашей картинке.

(проверить, как дети справились с заданием)

- Сейчас я посмотрю, всех ли животных вы расселили правильно?

- А вы мне поможете в этом.

- Как мы можем проверить количество слогов в слове?

- Правильно, с помощью хлопков в ладоши.

- А еще, какое мы знаем правило, как проверить, сколько слогов в слове?

- Верно, с помощью гласных, сколько гласных звуков, столько и слогов.

- И с этим заданием Мудрой Совы вы справились. Молодцы!

Игра «Найди спрятанные слова»

- Вы любите играть в прятки?

- В русском языке есть слова, которые тоже любят играть в прятки.

- Это слова, которые прячутся в более длинных словах.

- Я буду говорить вам слова, а вам нужно найти спрятанные слова, среди этих букв.

- А чтобы вам было легче искать, я вам дам подсказку.

- В спрятанных словах вы должны найти животных.

СтреКОЗА, коЛОСЬя, сУТКИ, уКРОТитель, диКОБРАз, платЕЖ, цоКОТ, ЛЕВша, заСЛОНка, КОНЬкобежец, КИТай, НиКИТа, ВасиЛИСА, поЛИСАдник, минУТКА, тРАКтор, вЛЕВо.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Ногами все потопали
Руками все похлопали
Раз присели, два присели,
Три нагнулись и достали
Рукой левою носок,
Рукой правой потолок
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Повертелись, покружились
На места свои уселись,

Задание 3: Предложение

Открываю конверт, достаю схему предложения.

- Дети, как вы думаете, что это? (Ответы детей)

- А что такое предложение? (предложение - это несколько слов, которые дружат между собой. Это законченная мысль)

- Скажите, что означает каждая полоска на схеме? (сколько слов в предложении)

- Как пишем первое слово в предложении? (с большой буквы)

- Что ставим мы в конце предложения? (точку)

- Посмотрите на схему предложения нашей Совы, сколько слов здесь? (два)

- Придумайте предложение по этой схеме (дети придумывают предложения)

- Молодцы!

- А теперь послушайте еще одно задание.

- Составьте предложение из трех слов, со словом….

- А слово в отгадке.

Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла... (весна)

(дети составляют предложения, выбрать лучшее предложение и предложить детям составить схему)

- Перед вами счетные палочки.

- Давайте выложим из счетных палочек схему предложения «Пришла долгожданная весна»

- Сколько слов в этом предложении?

- Какое слово первое? Второе? Третье?

- С какой буквы пишется предложение? А еще, какие слова мы пишем с большой буквы, даже если они не стоят в начале предложения?

- Что ставим в конце предложения?

- Еще, какие знаки могут стоять в конце предложения?

- Молодцы!

- Много стараний вы приложили, выполняя задания Мудрой Совы.

- Я думаю, она останется довольна вами.

- Наверное, скоро появится и сам сюрприз.

- Вы были так увлечены выполнением заданий, что и не заметили, как «прилетела» Мудрая Сова.

- А вот и сюрприз! Это какое-то приглашение!

- А чтобы узнать,  куда вас приглашает Совушка, мы должны отгадать загадки.

- А слово зашифровано в первых звуках отгадок.

ЗАГАДКИ

С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны
В клетках справа
В клетках слева
Короли и королевы
Но не могут удержаться
Чтоб друг с другом не сражаться (ШАХМАТЫ)

- Какой первый звук в слове ШАХМАТЫ?

- Вика, найди букву, которая обозначает этот звук.

Я все знаю, всех учу
А сама всегда молчу
Чтоб со мною подружиться
Нужно чтению учиться (КНИГА)

- Какой первый звук в слове КНИГА?

- Оля, найди букву, которая обозначает этот звук.

Листья с веток облетают
Птицы к югу улетают,
«Что за время года? – спросим
Нам ответят «Это…(ОСЕНЬ)

- Какой первый звук в слове ОСЕНЬ?

- Катя, найди букву, которая обозначает этот звук

Кто следит за чистотой
Лист бумаги очищая,
Кто, так жертвуя собой,
Что боками оттирает,
Все не нужные штрихи
Ради этой чистоты,
Чтоб красивым был рисунок,
И ошибки не видны? (ЛАСТИК)

- Какой первый звук в слове ЛАСТИК?

- Миша, найди букву, которая обозначает этот звук.

Эта книга не простая
По ней буквы изучают (АЗБУКА)

- Какой первый звук в слове АЗБУКА?

- Миша, найди букву, которая обозначает этот звук.

- Теперь дружно читаем, какое слово получилось?

ШКОЛА

- Мудрая Сова нам принесла приглашение в школу.

- Вас ждут там учителя осенью, 1 Сентября!