Конспект занятия по лепке тема: Лепка чайной посуды: чайник, блюдце, чашка. (старший дошкольный возраст)

Тимонова Антонина Валентиновна

Цель:

Развивать приемы работы с пластилином, закреплять умения поэтапно вести работу,

планировать свою деятельность;  развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство объема

и форму, умение ориентироваться в пространстве, логическое мышление, творческие

способности;  воспитать аккуратность, усидчивость, терпение в работе.

Материалы и оборудование: 

Чайный сервиз, пластилин, доски для лепки, стеки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, мы с вами на протяжении трёх недель  разговаривали о чайной посуде, чайнике…; узнали много нового и интересного. Перед вами  стоит набор  для чаепития. Как он называется? ( ответ детей:- Чайный сервиз).   

Воспитатель: – Правильно, молодцы. Посмотрите, наш чайный сервиз очень красив. Давайте опишем его. Чем вам понравился  сервиз? ( Ответы детей) . Какие предметы входят в состав сервиза ? ( ответы детей). Какие они красочные! Как вы думаете, из какого материала изготовлен сервиз? (фарфора, глины, керамика-выбрать правильный ответ).

Воспитатель: - Сегодня ,ребята, мы с Вами попробуем слепить чайный сервиз из пластилина, для нашего кукольного уголка, украсим его по-разному.

Воспитатель:- Приступим к лепке. Для лепки чашки сначала возьмём половинку бруска пластилина, создадим форму шара, в которой делаем углубление указательным пальцем или каким – либо вспомогательным предметом (стекой). Увеличиваем полученную форму – расширяем и вытягиваем пальцами, поворачивая изделие по кругу. Нужно так вытягивать пластилин, чтобы стенки сосуда получились одинаково тонкими.  Сглаживаем и выравниваем край пальчиками по кругу. Для изготовления ручки нужно скатать верёвочку (жгутик) на доске и  прикрепить её к  полученному сосуду.  По желанию можно сделать форму чашечки разной: вытянуть полученный сосуд  или сплющить ; дно чашечки сделать  большим  или маленьким. Готовую чашку можно украсить (воспитатель показывает образец). Вспомните, какие  мы с вами раньше рассматривали  картинки с изображением сервизов или какие есть у вас дома,  по цвету , по форме, по  дизайну….

Физминутка.

К нам пришла Федора,

(ходьба на месте)

Не хозяйка, а умора,

(руку согнуть в локте, провести тыльной стороной ладони по лбу)

Выпачкала всю посуду,

(поочерёдно потереть ладонь о ладонь)

А потом кричит: «Не буду!».

(руки согнуты в локтях, ладони вверх, повороты головы вправо- влево)

Кофейник, чайник и стакан,

(наклоны головы в стороны)

Давно не видывали кран,

(наклоны головы вперёд)

Сахарница, блюдце, вилка,

(наклоны головы в стороны)

Ковш, молочник и бутылка,

(наклоны головы вперёд)

Бокал, маслёнка, самовар,

Как будто приняли загар.

(«вытирают» лицо ладонями в стороны)

Блюдо, перечница, солонка

(наклоны головы в стороны)

Плачут в углу тихонько.

(«собирают слёзы» в ладошку)

Скорей бежим к водице,

(бег на месте)

Чтобы попить, умыться.

(«вытирают» лицо ладонями вверх – вниз)

Воспитатель: -Чайник лепим аналогичным  способом. Только берем целый  1 брусок  пластилина и  создаем исходную форму ( по желанию, кто какую для себя выбрал): большой шар, конус или цилиндр. Делаем углубление и начинаем равномерно увеличивать форму, образуя полый сосуд. При этом стараемся сохранить заданную форму и равномерно вытянуть стенки. Теперь берём  второй брусок пластилина, делим его на 2 части. Из отдельных кусочков пластилина лепим ручку, крышку, подходящую к отверстию, и подставку в виде  диска ( воспитатель показывает , смотрит  за действиями детей)  . Украшаем чайник и чашку  одинаково, чтобы  они составили  комплект, а в последствии сервиз ( для образца показывает поделки  нескольких детей).

Воспитатель:- Дополняем сервиз блюдцем. Оно лепится по –другому. Смотрите, от большого куска отрезаем маленький кусочек, раскатываем его в жгут, соединяем концы и получаем кольцо. Делаем несколько таких колец,  но так чтобы следующее кольцо было чуть– чуть больше  предыдущего. Соединяем, составляем кольца одно на другое. Расплющиваем кольца  аккуратно пальчиками, чтобы жгутики преобразовались в пластину  одинаковой толщины. Затем  пальчиками , путем равномерных нажимов на пластилин, разглаживаем поверхность блюдца, чтобы она была гладкой, ровной. Выравниваем края блюдца, регулируем углубление.  Украшаем блюдце также как чайник и чашку.

Подведение итогов:

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, какие красивые сервизы у вас получились. Давайте поставим их на выставку, а вечером покажем вашим родителям. Молодцы!