ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАС ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ»
Своевременное развитие словаря - главный фактор подготовки к школьному обучению. Проблема развития словаря у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речевого развития, является актуальной на сегодняшний день. Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста- это формирование словаря. Развивая словарь, мы подготавливаем основу, по которой идет совершенствование фонематической стороны речи.
Освоение языка происходит в повседневном, естественном общении ребенка с окружающими взрослыми и в процессе специально организуемого педагогами и родителями обучения. От содержания, характера и методов такого естественного и специального обучения зависит развитие речи ребенка.
Слово - система символов и кодов, которые передают информацию о свойствах, функциях предмета, связи одного предмета с другими. Овладевая словом, ребенок спонтанно усваивает, автоматизирует сложную систему связей, отношений, в которых состоит данный предмет.
Обозначающая роль – это главная функция слова.. Слово может обозначать либо предмет, либо действие, либо качество или отношение.
Еще функция слова «понятийное значение». Под значением следует понимать способность слова:
- анализировать предметы,
- выделять существенные признаки предметов,
- обобщать их,
- относить предметы к определенной категории.
Слово является тем звеном, которое связывает сенсомоторные процессы и мышление. При всей внешней простоте оно обладает сложной структурой.
Особенности речевой деятельности у дошкольников с РАС:
- Одно из главных проявлений аутизма - нарушения понимания и развития речи (искаженное развитие речи с только ему присущим использованием глагольных форм и местоимений по отношению к собственной личности).
- Трудность овладения значением и смысловым содержанием слов.
- Преобладание эхолалий при ответах на вопросы.
- Речевые возможности ограничены произнесением случайных гласных или согласных звуков (звукоподражания), лепетные слова, издаваемых редко и бесцельно. А также речевые штаммы, не имеющие непосредственного отношения к происходящему (не имеет значимости для социального общения).
- Стремление к словотворчеству, бесцельное
манипулирование звуками, слогами, отдельными фразами из стихов, песен, мультфильмов и рекламы, шаблонные фразы-штампы, (повторяющиеся слова, предложения).
- Системное нарушение речевой деятельности - одновременно пробелы в фонетико-фонематическом развитии, недостаточность лексического запаса, грамматического строя речи и трудности связной речи.
Виды нарушений при расстройстве аутистического спектра наблюдаются следующие:
- Словарный запас отстает от возрастной номы;
- Ограниченное использование предметного словаря, словаря признаков и действий;
- Нарушение формирования связной речи :
грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, употреблении числа и рода существительных, глаголов, прилагательных.
- Нарушения в согласовании прилагательных с существительными.
- Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов.
- Собственные высказывания дети строят из 1-2 слов, почти не употребляя сложные конструкции (зачастую экспрессивная речь выступаешь лепетными словами).
- Ответы однословные и односложные.
Работа по формированию семантических полей строится следующим образом:
- Необходимо сформировать понимание ядерного слова
Выбирается слово из любой подкатегории. К примеру, категория животные – кошка или собака. Какие они бывают?
2. Затем происходит развитие связной речи при помощи формообразующего плана (плана выражения):
1. Предметные слова (существительные).
2. Признаковые слова (прилагательные).
3. Действенные (глаголы)
Прилагательное (Какой? Какая?) | Существительное (Кто?) | Глагол (Что делает?) |
Выделение признака | Выделение категории | Действие |
Какая кошка или собака? Белая/рыжая/серая/черная.
Что она делает? – спит, сидит, умывается, кушает и т.д.
Таким образом, при помощи технологии семантических полей ребенок учится строить предложения, тем самым развивая связную речь.