Средства развития мелкой моторики у детей с нарушением речи

Семыкина Ирина Александровна

Средства развития мелкой моторики у детей с нарушением речи

«Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки кисть руки есть ещё одна речевая зона мозга» - доказывает М. М. Кольцова (известный исследователь детской речи). Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с нарушением речи.

Мелкую моторику рук развивают:

  • Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
  • Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
  • Народные игры с ладошками;
  • Игры с природным материалом;
  • Игры с предметами домашнего обихода;
  • Игры с песком и водой;
  • Пальчиковый театр;
  • Ниткотерапия;
  • Дидактические игры;
  • Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).

Перечисленные виды детской деятельности используются в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникает необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.

  • Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:
  • Продуктивная деятельность
  • Индивидуальная работа
  • Самостоятельная деятельность
  • Прогулка
  • Утренняя гимнастика
  • Самообслуживание

“Пальчиковый бассейн” легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком “бассейне” способствует активизации двигательных ощущений.

Щетка “ежик”. Рабочую поверхность “ежика” можно изготовить из массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. Использование щетки возможно в двух положениях:

а) зубцами к ладонной поверхности руки;

б) зубцами к наружной поверхности руки.

С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные ощущения. Это позволяет успешно использовать новый тренажер на занятиях логопедической лечебной физкультурой.

Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

Гимнастика для пальцев рук делиться на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.

Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится читать. Для этого можно использовать мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предлагаем ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагаем ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

Основные направления работы с детьми на занятиях:

Одним из приемов развития мелкой моторики: использование системы «от простого к сложному», поэтому развивать мелкую моторику рук у детей можно начинать с обучения приемам самомассаж.

Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук. Проводим его ежедневно 2-3 раза в день, т.к. самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Самомассаж начинаем с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой.

После этого проводим растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой.

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы: скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.

Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.

Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей:

  1. Позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка;
  2. Через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы;
  3. Дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке. Можно выполнять такие упражнения:

  • Упражнения в перекладывании предмета.
  • Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловле (жонглирование одним предметом).
  • Упражнения в бросках и ловле предметов в парах.
  • Броски и ловля мешочков двумя руками на расстоянии 2-4 м друг от друга.
  • Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой
  • Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!