Мы однакоманда
«Мы – одна команда»
«Уча других, мы учимся сами...»
(Л. Сенека)
2023 год объявлен в России годом педагога и наставника. Обратимся к Википедии, что же означает слово наставничество. «Наставничество - отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.».
У каждого из нас наверняка, да я просто уверена, был в жизни наставник, мудрый советник и учитель. А, возможно, и не один. Но, вот быть самому наставником, другом, соратником получается не всегда. Я хочу познакомить вас со своим опытом наставничества.
По законам литературного жанра – небольшое вступление, экскурс в тонкости моей профессиональной специализации. Музыкальный руководитель детского сада. Что же это за профессия?
Музыкальный руководитель знакомит детей с миром музыки: учит петь, танцевать; развивает умение различать музыкальные жанры, слышать музыку в каждом «вздохе» природы; познает с детьми основы музыкального и театрального творчества. И самое главное творит, музицирует, придумывает сам; и танцы, и сочиняет песни, и разрабатывает различные утренники, и музыкальные досуги, и даже (не все конечно) сочиняет музыкальные сказки. Поэтому приходится быть и музыкантом, и поэтом, и режиссером.
Я начинала свою педагогическую деятельность в 1988 году. Тогда ни о каком интернете и не знали. Новый музыкальный материал достать (приобрести в книжном варианте) было непросто. Его попросту было очень мало. Поэтому приходилось полагаться только на свой творческий потенциал. Между музыкальными руководителями существовала жесткая конкуренция. Если ты что – то интересное нашел, или сочинил, то никогда, ни при каких обстоятельствах, самыми интересными задумками, находками никто не делился. Напротив, между музыкальными руководителями существовало негласное соперничество и даже «военные действия». И это не только в масштабах города или области. Частенько в одном детском саду разворачивались баталии соперничества. Всем известна легенда о том, что великого композитора Моцарта отравил завистник и соратник Сальери. Но по сравнению с «кознями» и выдумками многих «педагогов», Сальери просто невинный младенец. Часто вражда музыкальных руководителей приводила к тому, что коллектив детского сада делился на два конкурирующих лагеря. Доходило до того, что, работая в одном кабинете, музыканты запирали на ключ свои отделения шкафа, чтобы никто не смог проникнуть в святая святых и что – то из наработанного материала там увидеть. Поэтому никакого действительного наставничества, помощи молодым специалистам тогда и не было.
Мне повезло, я легко придумывала какие – то идеи, сама сочиняла стихи, танцы, придумывала сказки для детей. Но определенные трудности в начале своей профессиональной деятельности, конечно же, испытала в полной мере. И вот, имея уже достаточный опыт, богатую копилку собственных наработок и сочинений, я пришла работать в новый детский сад. В напарницы мне дали совсем молоденькую девочку, Юлию Николаевну. Наш директор, Наталья Евгеньевна, вызвала меня к себе в кабинет и очень аккуратно попросила меня помочь Юле. Не требуя, не настаивая, а просто попросила. Но я и так знала, что обязательно помогу. Ведь существует определенная педагогическая этика. И она затрагивает не только отношения педагог – ребенок, но и взаимодействие с соратниками.
Когда – то, еще в молодости, я увлекалась книгой А. С. Макаренко «Педагогическая поэма». И вот был в ней один из главных героев, который мне очень импонировал своими поступками, отношением к жизни и людям. Он был всеобщим любимцем, ставил спектакли, просто фонтанировал идеями. И, однажды, его проект «украл» один из воспитанников колонии и получил за это незаслуженную награду. Когда друзья стали возмущаться этим фактом, парнишка сказал: «Да что мне, жалко что ли. Я еще придумаю, и даже лучше. А вот он больше ничего не сможет». Эти слова и мысли героя запали мне в душу. Да и знаменитый индийский просветитель Ошо сказал, что: «Чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь взамен. Это великий закон Вселенной». И я, по мере своих сил, стараюсь следовать этому закону. Ведь если тебе природой дан определенный дар, талант, умения, нельзя все запирать в какой – то чулан, а нужно щедро делиться с людьми.
Итак, началось наше тесное сотрудничество С Юленькой. Я давала ей свои сценарии музыкальных утренников, помогала ей составить свои. Ведь это на первый взгляд кажется очень просто. А тут нужная четкая схема, план действий и выступлений. Четко и точно приходится просчитывать нагрузку детей во время праздника, ля того, чтобы не перегрузить материалом и не сделать выступление детей скучным. Когда подошло время аттестации Юлии Николаевны, мы вместе писали статьи, очерки. И вот первый звездный час, Юлии Николаевне доверили показать музыкальное занятие на областном семинаре. Здесь я постаралась не вмешиваться, дать полную волю творчеству своей напарницы. И только на заключительном этапе, помогла придумать стихи для музыкально – дидактической игры. А со всем остальным Юлия Николаевна справилась сама и получила высокую оценку своего мастерства.
Следующим нашим сотрудничеством стал Университет и высшее образование. Мне казалось, на тот момент, что диплом о высшем образовании мне особенно и не нужен. Высшая категория есть, достижения тоже. Но вмешались высшие силы в лице нашего директора, Натальи Евгеньевны. Опять она пригласила меня на приватную беседу и сказала: «Без тебя, Юлия Николаевна, вряд ли пойдет учиться в университет, и ты должна своим личным примером вдохновить и поддержать ее». Поразмыслив, и я пришла к такому же мнению. Сколько раз, Юленька пыталась бросить учебу, сколько раз придумывала различные отговорки. Но я, как паровоз, тащила ее вверх по студенческой лестнице. И курсовые мы вместе писали, и дипломы защищали в один день. И не раз, впоследствии, мне Юля говорила, что благодаря совместным усилиям, она смогла закончить обучение. Ведь разница в возрасте у нас 18 лет. И уж если я, которая очень давно окончила колледж снова села за студенческую парту, то ей просто стыдно отлынивать.
Через три года тесного сотрудничества и плодотворной совместной работы мы стали с ней соавторами методического сборника «Государственные праздники и развлечения». Это методическое пособие утвердило Министерство Республики Казахстан, выпущено тиражом в 3000 экземпляров и рекомендовано к использованию всем образовательным организациям.
Сейчас Юлия Николаевна живет и работает в Подмосковье. И самым дорогим для меня стало то, что там ее все считают профессионалом, педагогом и музыкантом высокого уровня, и просто замечательным человеком. Юлия Николаевна стала победителем в конкурсе «Воспитатель года» в своем районе. И я горжусь ее успехами и достижениями. И считаю, может это и эгоистично, но я помогла ей стать тем, кем она на данный момент является – музыкальным руководителем самой высшей категории. Мы до сих пор обмениваемся музыкальным материалом (спасибо интернету), какими – то идеями, мыслями, своим творчеством.
И в заключении я хочу сказать……Если вы любите свою профессию, дело, которому отдаетесь целиком и полностью, то подарите эту любовь и привязанность кому – то еще. Не бойтесь того, что кто-то обойдет на финишной прямой, или воспользуется вашими идеями, и даже (бывает и такое) выдаст ваши достижения за свои. Вселенная подарит еще много шансов и возможностей за вашу щедрость и теплоту. А теплота сердец, благодарность ваших воспитанников, и маленьких, и больших, будет путеводной звездой, проводником в этом волнующем, чарующем и каждодневном творческом процессе.