Тезисы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
1 слайд Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является - овладение родным языком и развитие речи. В современном дошкольном воспитании – это общая основа воспитания и обучения детей.
Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
2 слайд В толковом словаре русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова дается такое определение: «ЧЕЛОВЕК – ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, В ОТЛИЧИЕ ОТ ЖИВОТНОГО, ОБЛАДАЮЩЕЕ ДАРОМ РЕЧИ,
МЫСЛИ И СПОСОБНОСТЬЮ ПРОИЗВОДИТЬ ОРУДИЯ ТРУДА И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМИ». (Толковый словарь)
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
3 слайд Театрализованные игры у детей пользуются большой популярностью. Ребята с большим интересом обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику жесты. Дети радуются, когда герои преодолевают трудности, когда торжествует добро и наступает счастливая развязка.
ТИП МОЕГО ПРЕКТА:
- ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
- ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети группы общеразвивающей направленности
от 3 до 4 лет, воспитатель, родители.
ПО ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ: долгосрочный.
Проводится на базе МДОУ «Муниципальный детский сад «Теремок»
4 слайд Происходящие изменения в обществе оказали влияние на развитие детей, активно включающихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения.
Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие речи и коммуникативных навыков.
И здесь нам в помощь придут игры-театрализации, театрализованная деятельность, способствующая развитию речи, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и развитию ребенка в целом.
5 слайд Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.
6 слайд Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития детей.
Гипотеза проекта – предполагается, что целенаправленное развитие речи детей дошкольного возраста эффективно идет через адекватную возрасту совместную деятельность – игру, специально организованную систему, включающую организацию театрализованных игр, взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на развитие речи детей.
7 слайд Развитие речи ребенка дошкольного возраста – процесс достаточно сложный и для успешной его реализации необходима совокупность компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
8 слайд ЦЕЛЬ МОЕГО ПРОЕКТА: развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в специально организованной предметно-развивающей среде дошкольного учреждения
9 слайд Задачи моего проекта вы видите на слайде.
В дошкольном возрасте просто необходимо проводить специальные коллективные театральные игры и создавать веселую атмосферу, подбодрять зажатых и скованных детей и не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально-игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребенка, формирует его творческое воображение, внимание, коммуникативные навыки.
10 слайд ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической и монологической речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Родители: Стремятся поддерживать интерес ребёнка к театрализованной деятельности.
По мере возможности стараются присутствовать на детских спектаклях, отмечают их достижения.
Предлагают исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогают разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения 11 слайд В своем проекте я использовала такие методы, как :
- консультирование
- наблюдение за поведением детей в игровой деятельности
- анкетирование, опрос
- обработка и анализ данных диагностики
- игра-театрализация, театрализованные представления
- беседы с родителями
12 слайд В проекте я использовала методические пособия Елены Анатольевны Антипиной, Галины Калининой, Маханевой Майи Давыдовны и других авторов.
В качестве дидактического обеспечения использовала перспективный план, конспекты театрализованных представлений, картотеку словесных игр, различные виды театра, настольно-печатные игры для развития речи, изобразительные материалы, атрибуты, костюмы, консультации для воспитателей и родителей.
13 слайд
На первом подготовительном этапе я изучала и анализировала передовой опыт педагогов и психологов, методическую литературу по развитию речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Разрабатывала методические материалы, составляла конспекты, так же занималась разработкой диагностического инструментария, создавала соответствующую предметно-развивающую среду.
На втором этапе проводилась работа по развитию речи через разные виды деятельности: чтение художественных произведений, сказок, стихотворений, обыгрывание этюдов, театрализованных игр.
Так же, проводилась работа с родителями: беседы, доклады.
На третьем, заключительном этапе было проведено повторное диагностирование детей, анкетирование родителей, анализ материалов, полученных в результате работы.
14 слайд На I этапе диагностика показала, что в основном развитие речи детей соответствует низкому и среднему уровню. Это позволило мне разработать план работы на втором основном этапе.
15 слайд II ЭТАП - ОСНОВНОЙ, на котором проводились беседы о театре, знакомство с различными видами театра, игры-этюды на развитие эмоций «Назови одним словом», инсценировка и показ сказок «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Репка» и др. для малышей и родителей. В работе с родителями читала доклад: «Развитие речи у детей дошкольного возраста», проводила беседы «Роль семьи в речевом развитии ребенка», «Театр наш друг и помощник».
16 слайд На III заключительном этапе я провела повторное диагностирование детей и анкетирование родителей. Уровень сформированности связной речи изменился.
17 слайд Мы видим, что у детей улучшилась речь. Благодаря театрализованным играм у них развивается эмоциональная сфера и обогащается опыт детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность скрывает в себе огромные возможности для развития речи детей.
Список литературы:
- Антипина Е.А. «Театральная деятельность в детском саду»; М.;Т.Ц. «Сфера», 2009.
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
- Журнал «Театр и дети» Буренина А. И. СПб, 2008.
- Жданова В. А. Театрализованная деятельность в детском саду. // Воспитатель №6, 2009.
- Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.
- Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство Воспитания». - М.: Лепта-Книга, 2007.
- Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Маханева М.М. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Маханева М.М. Занятия по театральной деятельности в детском саду; М.,Т.Ц.»Сфера»,2008.
- Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. - Санкт - Петербург, 2013
- Сорокина Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
- Синицын, Е. Б. «Умные сказки» / Е. Б. Синицын. – М.: Аист, 1998. – 168 с.
- Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов
- Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
- Фурмина Л. Театр-дома// Дошкольное воспитание №12, 2009
- Щетинин, М. Н. Методика дыхания Стрельниковой / М. Щетинин. – М.: Издательство АСТ, 2016 – 256 с.
- Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2014 г.
- Презентация проекта (слайды) https://cloud.mail.ru/public/PrT8/2qZxJBeG3