Тезисы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Волоткевич Наталия Алексеевна

1 слайд Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является - овладение родным  языком  и развитие речи. В современном дошкольном воспитании – это общая основа воспитания и обучения детей.

Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

2 слайд В толковом словаре русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова дается такое определение: «ЧЕЛОВЕК – ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, В ОТЛИЧИЕ ОТ ЖИВОТНОГО, ОБЛАДАЮЩЕЕ ДАРОМ  РЕЧИ,

МЫСЛИ И СПОСОБНОСТЬЮ ПРОИЗВОДИТЬ ОРУДИЯ ТРУДА И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМИ». (Толковый словарь)

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

3 слайд Театрализованные игры у детей пользуются большой популярностью.  Ребята с большим интересом  обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику жесты. Дети радуются, когда герои преодолевают трудности, когда торжествует добро  и наступает счастливая развязка.

ТИП  МОЕГО ПРЕКТА:

- ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

- ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети группы общеразвивающей направленности

от 3 до 4 лет, воспитатель, родители.

ПО ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ: долгосрочный.

Проводится на базе  МДОУ «Муниципальный детский сад «Теремок»

4 слайд Происходящие изменения в обществе оказали влияние на развитие детей, активно включающихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения.

Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие речи и коммуникативных навыков.

И здесь нам в помощь придут  игры-театрализации, театрализованная деятельность, способствующая развитию речи, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и развитию ребенка в целом.

5 слайд  Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

 В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.

6 слайд Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития детей.

Гипотеза проекта – предполагается, что целенаправленное развитие речи детей дошкольного возраста эффективно идет через адекватную возрасту совместную деятельность – игру,  специально организованную систему, включающую организацию театрализованных игр, взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на развитие речи детей.

7 слайд  Развитие речи ребенка дошкольного возраста – процесс достаточно сложный  и для успешной его реализации необходима совокупность  компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

8 слайд ЦЕЛЬ МОЕГО ПРОЕКТА: развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в специально организованной предметно-развивающей среде дошкольного учреждения

9 слайд Задачи моего проекта вы видите на слайде.

 В дошкольном возрасте просто необходимо проводить специальные коллективные  театральные игры  и  создавать  веселую  атмосферу, подбодрять зажатых и скованных детей и не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально-игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребенка, формирует  его творческое воображение, внимание, коммуникативные навыки.

10 слайд ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической и монологической речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Родители: Стремятся поддерживать интерес ребёнка к театрализованной деятельности.

По мере возможности стараются присутствовать на детских спектаклях, отмечают их достижения.

Предлагают исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогают разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения                                                    11 слайд В своем проекте я использовала такие методы, как :

- консультирование

- наблюдение за поведением детей в игровой деятельности

- анкетирование, опрос

- обработка и анализ данных диагностики

- игра-театрализация, театрализованные представления

- беседы с родителями

12 слайд В проекте я использовала методические пособия Елены Анатольевны Антипиной, Галины Калининой, Маханевой Майи Давыдовны и других авторов.

В качестве дидактического обеспечения использовала перспективный план, конспекты театрализованных представлений, картотеку словесных игр, различные виды театра, настольно-печатные игры для развития речи, изобразительные материалы, атрибуты, костюмы, консультации для воспитателей и родителей.

13 слайд

На первом подготовительном этапе я изучала и анализировала передовой опыт педагогов и психологов, методическую литературу по развитию речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Разрабатывала методические материалы, составляла конспекты, так же занималась разработкой диагностического инструментария, создавала соответствующую предметно-развивающую среду.

На втором этапе проводилась работа по развитию речи через разные виды деятельности: чтение художественных произведений, сказок, стихотворений, обыгрывание этюдов, театрализованных игр.

Так же, проводилась работа с родителями: беседы, доклады.

На третьем, заключительном этапе было проведено повторное диагностирование детей, анкетирование родителей, анализ материалов, полученных в результате работы.

14 слайд На I этапе диагностика показала, что в основном развитие речи детей соответствует низкому и среднему уровню. Это позволило мне разработать план работы на втором основном этапе.

15 слайд II ЭТАП  - ОСНОВНОЙ, на котором проводились беседы о театре, знакомство с различными видами театра, игры-этюды на развитие эмоций «Назови одним словом», инсценировка и показ сказок «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Репка» и др. для малышей и родителей. В работе с родителями читала доклад: «Развитие речи у детей дошкольного возраста», проводила беседы «Роль семьи в речевом развитии ребенка», «Театр наш друг и помощник».

16 слайд  На III заключительном  этапе я провела повторное диагностирование детей и анкетирование родителей.  Уровень сформированности связной речи изменился.

17 слайд Мы видим, что у детей улучшилась речь. Благодаря театрализованным играм у них развивается  эмоциональная сфера и обогащается опыт  детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность скрывает в себе огромные возможности для развития речи детей.

Список литературы:

  1. Антипина Е.А. «Театральная деятельность в детском саду»; М.;Т.Ц. «Сфера», 2009.
  2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
  3. Журнал «Театр и дети» Буренина А. И. СПб, 2008.
  4. Жданова В. А. Театрализованная деятельность в детском саду. // Воспитатель №6, 2009.
  5. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.
  6. Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство Воспитания». - М.: Лепта-Книга, 2007.
  7. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  8. Маханева М.М. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  9. Маханева М.М. Занятия по театральной деятельности в детском саду; М.,Т.Ц.»Сфера»,2008.
  10. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. - Санкт - Петербург, 2013
  11. Сорокина Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
  12. Синицын, Е. Б. «Умные сказки» / Е. Б. Синицын. – М.: Аист, 1998. – 168 с.
  13. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов
  14. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
  15. Фурмина Л. Театр-дома// Дошкольное воспитание №12, 2009
  16. Щетинин, М. Н. Методика дыхания Стрельниковой / М. Щетинин. – М.: Издательство АСТ, 2016 – 256 с.
  17. Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2014 г.
  18. Презентация проекта (слайды) https://cloud.mail.ru/public/PrT8/2qZxJBeG3