Консультация для родителей «Развитие речи в младшем дошкольном возрасте»

Хлыстова Елизавета Викторовна

Консультация для родителей «Развитие речи в младшем дошкольном возрасте»

Уважаемые родители!
Речь – это форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений (педагогический энциклопедический словарь).
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста является одной из важнейших образовательных задач, от решения которой зависит дальнейшее обучение ребенка на следующих возрастных этапах.
Основная задача речевого развития дошкольников – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, развитие коммуникативных способностей.
Помните! Ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.

Конечно, ребенок с самого раннего возраста проявляет интерес к речи, создает новые слова, ориентируясь на смысловую и грамматическую сторону языка, но это стихийное речевое развитие, и оно не помогает ребенку достичь нужного уровня развития речи. Поэтому необходимым условием для полноценного речевого развития детей является взаимодействие детского сада и семьи.

Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка.
Задачи развития речи на данном этапе разнообразны: необходимо приучить ребенка понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками, расширять активный словарь.

В этот период, необходимо уделять особое внимание на произношение ребенком звуков, обращать внимание малыша на словообразовательные возможности языка (собачка лежит на полу, погремушка гремит); помимо существительных вводят в речь ребенка прилагательные (красное яблоко), глаголы, наречия, предлоги. Звукоподражательные и облегченные слова (би – би, гав – гав) заменяются на общеупотребительные (машина, собака).

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые, от культуры речи взрослых и от того, сколько времени они уделяют речевому общению с ребенком, зависят успехи малыша в усвоении языка. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи, грамматически правильной и связной, точной в словоупотреблении. Жизненная обстановка, в которой ребенок находится, воспитывается, отношение окружающих взрослых, воспитательные воздействия и собственная активность малыша, все это имеет большое значение в развитии речи дошкольника.

Внимательное и доброжелательное отношение обеспечит ответные положительные эмоции и разнообразные реакции ребенка, что дает возможность установить тесный контакт с малышом и развивать его речь.

В детском саду развитие речи дошкольников происходит в режимных моментах, в ходе организованной совместной деятельности воспитателя и детей, самостоятельной деятельности дошкольников. Для развития речевой активности детей используются картинки с изображением предметов в действии, сюжетные картинки, это помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания об окружающем мире. Так же имеет большое значение чтение книг с иллюстрациями, последующее просматривание этих иллюстраций, пересказ того, о чем написано в книге.

Но для того, чтобы развитие речи ребенка было успешным, одних усилий педагога недостаточно. Многое зависит от родителей и близких ребенку людей. Обсуждайте с ребенком все, что видите вокруг: по дороге домой, в магазине, в парке, на детской площадке во время прогулки и т.д. Спрашивайте ребенка сами, потому что дети в этом возрасте задают мало вопросов взрослым. Очень скоро ребенок привыкнет к тому, что вопросы и ответы это часть жизни и сам начнет интересоваться окружающим миром. В процессе общения с ребенком речь взрослого должна быть четкой и неторопливой, не следует искажать слова, имитируя детскую речь. Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь от него, пока малыш не закончит рассказывать.

Необходимо следить за речью ребенка, слушать, как он говорит, и повторять за ним все слова и фразы, тем самым мы подтверждаем правильность произносимых ребенком слов, и в случае необходимости даем верные образцы для усвоения. Такой прием играет важную роль в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм.
Участие семьи в речевом развитии ребенка начинается с момента его прихода в детский сад и именно ее роль в речевом развитии ребенка наиболее значима, усилий педагогов без помощи родителей будет недостаточно.

Виды деятельности для успешного развития речи дошкольников младшего возраста:
• эмоциональное общение малыша с родителями с момента его рождения;
• общение ребенка с другими детьми;
• речь взрослого является образцом для подражания;
• развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры, шнуровка, лепка, игры с прищепками и т.д.);
• чтение детской художественной литературы;
• театрализованная деятельность (пальчиковый театр, настольный, би – ба – бо и др.);
• игры с ребенком взрослых и сверстников;
• наблюдения за окружающим миром.

Дети дошкольного возраста очень общительны, так давайте же больше общаться с малышами, показывая, как мы их сильно любим!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие речи в младшем дошкольном возрасте»

Уважаемые родители!
Речь – это форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений (педагогический энциклопедический словарь).
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста является одной из важнейших образовательных задач, от решения которой зависит дальнейшее обучение ребенка на следующих возрастных этапах.
Основная задача речевого развития дошкольников – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, развитие коммуникативных способностей.
Помните! Ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.

Конечно, ребенок с самого раннего возраста проявляет интерес к речи, создает новые слова, ориентируясь на смысловую и грамматическую сторону языка, но это стихийное речевое развитие, и оно не помогает ребенку достичь нужного уровня развития речи. Поэтому необходимым условием для полноценного речевого развития детей является взаимодействие детского сада и семьи.

Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка.
Задачи развития речи на данном этапе разнообразны: необходимо приучить ребенка понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками, расширять активный словарь.

В этот период, необходимо уделять особое внимание на произношение ребенком звуков, обращать внимание малыша на словообразовательные возможности языка (собачка лежит на полу, погремушка гремит); помимо существительных вводят в речь ребенка прилагательные (красное яблоко), глаголы, наречия, предлоги. Звукоподражательные и облегченные слова (би – би, гав – гав) заменяются на общеупотребительные (машина, собака).

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые, от культуры речи взрослых и от того, сколько времени они уделяют речевому общению с ребенком, зависят успехи малыша в усвоении языка. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи, грамматически правильной и связной, точной в словоупотреблении. Жизненная обстановка, в которой ребенок находится, воспитывается, отношение окружающих взрослых, воспитательные воздействия и собственная активность малыша, все это имеет большое значение в развитии речи дошкольника.

Внимательное и доброжелательное отношение обеспечит ответные положительные эмоции и разнообразные реакции ребенка, что дает возможность установить тесный контакт с малышом и развивать его речь.

В детском саду развитие речи дошкольников происходит в режимных моментах, в ходе организованной совместной деятельности воспитателя и детей, самостоятельной деятельности дошкольников. Для развития речевой активности детей используются картинки с изображением предметов в действии, сюжетные картинки, это помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания об окружающем мире. Так же имеет большое значение чтение книг с иллюстрациями, последующее просматривание этих иллюстраций, пересказ того, о чем написано в книге.

Но для того, чтобы развитие речи ребенка было успешным, одних усилий педагога недостаточно. Многое зависит от родителей и близких ребенку людей. Обсуждайте с ребенком все, что видите вокруг: по дороге домой, в магазине, в парке, на детской площадке во время прогулки и т.д. Спрашивайте ребенка сами, потому что дети в этом возрасте задают мало вопросов взрослым. Очень скоро ребенок привыкнет к тому, что вопросы и ответы это часть жизни и сам начнет интересоваться окружающим миром. В процессе общения с ребенком речь взрослого должна быть четкой и неторопливой, не следует искажать слова, имитируя детскую речь. Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь от него, пока малыш не закончит рассказывать.

Необходимо следить за речью ребенка, слушать, как он говорит, и повторять за ним все слова и фразы, тем самым мы подтверждаем правильность произносимых ребенком слов, и в случае необходимости даем верные образцы для усвоения. Такой прием играет важную роль в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм.
Участие семьи в речевом развитии ребенка начинается с момента его прихода в детский сад и именно ее роль в речевом развитии ребенка наиболее значима, усилий педагогов без помощи родителей будет недостаточно.

Виды деятельности для успешного развития речи дошкольников младшего возраста:
• эмоциональное общение малыша с родителями с момента его рождения;
• общение ребенка с другими детьми;
• речь взрослого является образцом для подражания;
• развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры, шнуровка, лепка, игры с прищепками и т.д.);
• чтение детской художественной литературы;
• театрализованная деятельность (пальчиковый театр, настольный, би – ба – бо и др.);
• игры с ребенком взрослых и сверстников;
• наблюдения за окружающим миром.

Дети дошкольного возраста очень общительны, так давайте же больше общаться с малышами, показывая, как мы их сильно любим!