Конспект занятия по кружковой работе в средней группе на тему "Измерение времени: час, минута, секунда. Сказки о времени"
Цель: Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о разных способах измерения, фиксирования времени.
Задачи:
1. Дать более глубокие и точные знания о том, какие функции выполняют секундные и минутные стрелки в часах.
2. Формировать общие представления о процедурах измерения времени.
3. Учить точно определять время по модели часов.
Материал:
1. Персонаж «Королева часов»;
2. Образцы различных часов: будильник, настенные, песочные, ручные;
3. Иллюстрации с изображением различных видов часов;
4. листы бумаги;
5. Карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель:Тихо-тихо, не шумите, только ушки на вострите. Что вы слышите сейчас?
Кто день не спит?
И ночь не спит?
А все стучит, стучит, стучит?
И стук у них все в такт, да в такт
Тик-так, тик-так?
(часы)
Вы хотите совершить путешествие в одну сказочную страну? Там нас ждут интересные встречи.
Дети:Хотим!!!
Воспитатель: Как вы думаете «Кто это волшебная королева?».
Посмотрите внимательно...
Дети:К Королеве часов!
Воспитатель:Почему вы так решили?
Дети:У неё на короне нарисованы часы!
Королева:Я управляю самыми главными часами, которые находятся в столице нашей Родины, в городе Москва, на Красной площади – это кремлевские куранты.
По мне сверяют время, все жители нашей страны, но у меняя есть помощницы: мои сестренки и братишки, без которых бы я не справилась.
Показывает образцы часов
Королева:Посмотрите на часы и скажите мне, из чего состоят часы?
Дети:Корпус, циферблат, стрелки.
Королева:Сколько стрелок на часах?
Дети:Три.
Воспитатель:Самая тоненькая стрелочка – как ее зовут?
Дети:Секундная.
Выходит ребенок в костюме Секунды.
Секунда:Я - Секунда и меня очень уважают и ценят все спортсмены. Они всегда брали на тренировку с собой специальный прибор – секундомер (показывает) и старались опередить меня. Но это было не легко, уж очень быстро я прыгаю.
Вот смотрите (прыгает), как только я попрыгаю 60 раз, появляется моя сестра – Минута
Выходит ребенок в костюме Минуты.
Минута:Пока моя сестра прыгает 60 раз, я делаю только один шаг. Я отсчитываю минуты. Деловые люди очень следят за моими шагами и стараются за каждый мой шаг успеть что-то сделать.
Королева:Минута не спешила и все-таки шла очень быстро. Когда минута обходила один круг циферблата – приходил их старший брат Час.
Выходит ребенок в костюме Час.
Час: Я старший брат – очень солидный. Минута делает 60 шагов, а я делаю один шаг. Ой, сколько же раз за это время успевает прыгать Минута – 3 600 раз. Я не суечусь по пустякам.
Воспитатель:Но люди говорят, что и он, с их точки зрения, ходит слишком быстро.
Дети, а как вы думаете, что будет, если исчезнут все часы?
Дети:Начнется беспорядок!
Воспитатель:Давайте посмотрим, какие еще бывают часы, в которых живут наши друзья и помощники.
Посмотрите, а где у нас в группе часы и как они называются?
Показ и анализ образцов часов.
Ответы детей
Воспитатель:А это настольные. почему их так называют? А как они отбивают каждый час? (ку-ку)
Ответы детей.
Воспитатель:Карманные, наручные и песочные... А с какой целью их используют?
Ответы детей.
Воспитатель:Молодцы! ох, и устали же с вами путешествовать, давайте отдохнем.
Динамическая пауза:
Часы нам время измеряют (дети стоят)
Стоят на месте, но шагают. (Дети шагают на месте)
Шагают часики все в такт,
Тик-так, тик-так, тик-так. (Наклоны головы)
И стрелки вертятся вперед (Круговые движения руками)
За часом час, за годом год.
Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, всегда ли были часы? А как же измеряли время, когда не было часов? Чтобы это узнать, нужно заглянуть в прошлое, лет на 500 назад.
У меня есть волшебные часы, если их стрелки перевести назад, то можно попасть в прошлое и узнать, как люди измеряли время.
- Приготовьтесь, не шалите и тихонечко сидите.
Начинаю колдовать: раз – два – три – четыре - пять!
Посмотрите-ка, деревня! А где же здесь часы? Кто будил людей по утрам?
Да вот же, часы на заборе сидят. Кто из вас помнит стихотворение о петушке?(Петушок – золотой гребешок)
Как будит петушок людей? Ку-ка-ре-ку!!! Просыпайтесь, люди добрые, на работу пора!
Воспитатель:А теперь, ребята, нам пора опять возвращаться в свое время .
Давайте вспомним с вами, что происходит, если Час сделает 24 шага?
Дети:Наступает новый день!
Воспитатель:Правильно! Вот они семь братцев.
Игра «Живая неделя»
Для игры вызывают к доске 7 детей, пересчитывают их по порядку, дают им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.
Дети: (называют дни недели по порядку)
Понедельник – фиолетовый,
Вторник – синий,
Среда – голубой,
Четверг – зеленый,
Пятница – желтый,
Суббота – оранжевый,
Воскресенье – красный.
Воспитатель:Кто сегодня у нас дежурный?
Скажите нам пожалуйста: какое сегодня число, месяц, год и день недели?
Дежурный отвечает на вопрос.
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
Воспитатель:Вот мы с вами сегодня и попутешествовали, узнали многое о часах и их разновидностях. А теперь давайте попробуем изобразить своих новых друзей.
Дети садятся за столы и рисуют.
Воспитатель:За утром наступит день, вечер. ночь и снова утро.
За зимой придет весна, лето, осень и снова зима.
Вы были маленькие, стали большие. Время идет вперед.
Пора заканчивать наше путешествие во времени.Давайте вспомним с вами, что мы узнали, путешествуя во времени
Ответы детей.
Воспитатель:А сейчас пришло время заняться другими делами.
Сказки о времени для дошкольников
Дети очень любят слушать и читать сказки. Именно поэтому часто в сказках присутствуют воспитательные и образовательные компоненты. Есть специальные обучающие сказки. Приведём список самых известных книг на тему временных ориентировок для дошкольников.
«Королевство кривых зеркал». Это поучительная, интересная сказка о девочке, не ценившей своё время. Существует одноимённый мультфильм.
Белорусская сказка «Всему своё время». Небольшая сказка-притча о ленивом попе, который решил не тратить время на еду работников. Он утром накормил их сразу завтраком, обедом и ужином. Работники рассудили это по-своему и легли спать, ведь после ужина положен отдых.
«Сказка о потерянном времени». Это произведение, ставшее классикой, не теряет актуальности. В центре сюжета – обычные мальчики, которые не ценили время. Одновременно злые волшебники решили вернуть себе молодость, забрав то время, которое люди теряли. Мальчики превратились в стариков. И до конца дня им необходимо перевести стрелки часов назад, чтобы снова стать детьми. *Увлекательная сказка с захватывающим сюжетом подойдёт для детей 5-6 лет и старше.#
«Сказка о часах», которую написала современная писательница Людмила Петрушевская. Сказка несет глубокий философский смысл. Она учит ответственности и верности. *Эта сказка подойдёт не всем малышам, так как может быть сложновата для дошкольников, лучше читать её детям с 7-8 лет.#
«Сказка о времени», автор Ирина Лазоренко. Это история королевы, которая любила своего шута, но долго ждала, в результате потеряв молодость и красоту. Мораль сказки состоит в том, что над любовью не властно время.
«Двенадцать месяцев». Сказка в изящной форме демонстрирует не только положительные качества человека, но и смену времён года. *Дети легко запоминают имена братьев-месяцев и времена года на примере этой сказки.#
«Четыре принцессы», автор Валентина Юденко. Сказка посвящена временам суток. В ней описаны четыре принцессы, которые никак не могли ужиться вместе. Волшебник Сутки дал принцессам имена и велел им оживать в заданном порядке. *Сказка подходит как для младших, так и для старших дошкольников.#
Сказка «Четыре сестрицы» (Юлия Зюба) рассказывает тоже о четырёх сёстрах, но она уже о временах года. В этой небольшой истории участвует Солнце, которое ходит в гости к сестрицам и никак не может выбрать себе жену.
«Сказка о днях недели» (Чеслав Янчарский). Сказка входит в цикл сказок от Мишки-Ушастика. В ней рассказывается об утке, которая никак не могла научить своих утят ходить гуськом. Потом она придумала дать им имена, которые соответствуют дням недели. С тех пор утята всегда ходили друг за другом. *Короткая милая сказка, которая подойдёт для самых маленьких.#
Чтение стихов и сказок о времени научит ребёнка ценить своё время. Планирование времени – это навык, которому стоит учиться с детства. Яркие примеры героев из сказок о времени демонстрируют, как важно грамотно распоряжаться временем.
С помощью стихотворений можно быстро заучить названия дней недели, времён года, месяцев и т. д. Сказки же подскажут малышам, как важно знать разницу между этими понятиями. *Занятия, посвящённые временной ориентировке, в совокупности с чтением произведений позволят дать ребёнку необходимые знания о времени.