Закаливание детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie.docx | 40.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»
Журнал закаливающих мероприятий
Группы №2
2023-2024гг.
Воспитатель:
Ветрова В.Н.
Закаливание один из наиболее эффективных методов повышения сопротивления организма резким колебаниям температуры воздуха и простудным заболеваниям, обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.
Цель закаливания:
- укрепление здоровья детей
- развитие выносливости организма при изменении факторов внешней среды
- повышение сопротивляемости организма
Условия закаливания:
- учет индивидуальных особенностей при выборе методов
- комплексное использование всех факторов и процедур
- постепенное увеличение силы воздействия природы и факторов
- систематическое закаливание круглый год
- спокойное, радостное настроение во время процедур и тепловой комфорт организма детей.
В процессе закаливания вырабатываются защитные реакции в ответ на климатические изменения. Использование отдельных средств закаливания повышает общую способность организма реагировать на любые неблагоприятные раздражители. Ребёнок становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними, происходит лучшее развитие организма.
Природными факторами закаливания являются воздух, вода и солнечная радиация. Самое мягкое воздействие на организм оказывают воздушные процедуры. Влияние воздуха на организм зависит и от его физических качеств: температуры, теплопроводности, влажности, давления, скорости движения и т. п. Более сильным является закаливание водой. Принцип постепенности при использовании этого средства должен выдерживаться особенно тщательно. Закаливание солнцем – эффективный способ оздоровления и полноценного роста и развития, но использовать солнечные лучи нужно осторожно и умеренно, так как они оказывают очень сильное воздействие.
При организации закаливания необходимо соблюдать следующие требования:
- систематичность в течение всего года, с учётом сезонных явлений;
- строгая постепенность увеличения силы раздражителя;
- последовательность раздражения;
- учёт состояния здоровья, типологических особенностей ребёнка, домашних условий и условий детского учреждения (индивидуальный подход);
- учёт эмоционального состояния ребёнка;
- связь с режимом, с организацией всей деятельности ребёнка.
Виды закаливания, применяемые в дошкольных учреждениях
Примерная схема закаливания детей 3-7 лет
- Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, + 18, + 20градусов.
Воздушная ванна—10—15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6—7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.
- Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +18, зимой до +20. Дети старше двух лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех— верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже +28, а минимальная летом +16, зимой + 18 градусов.
- Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой—в хорошо проветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов.
- 4.Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
- 5. Прогулка два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительность от 1—1,5 часа до 2—3 часов.
- 6. В летнее время солнечные ванны от 5—6 до 8—10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.
Умывание
Ребёнок должен:
- открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
- Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «два».
Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «три».
Намочить обе ладошки и умыть лицо.
Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.
Сон без маечек.
Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
Воздушное закаливание
Воздушное – закаливание воздухом.
Температура воздуха в группах должна быть:
- до 3-х лет – 22˚С;
Детей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание доводят до 16˚С и прекращают.
Воздушные ванны
Воздушные ванны сочетают с подвижными играми или гимнастикой. Начинают (одежде – майка, трусы, мягкая обувь) закаливание в одежде и по мере закаливания доводят одежду до трусов, если можно – босиком.
Начинают принимать воздушные ванны с 1-2 минут, постепенно увеличивают до 15-40 минут. Температура воздуха снижается через 3-4 дня. Для детей от 2 до 7 лет – 14-15˚С. Воздушное закаливание на 2-3 недели предшествует водным закаливающим процедурам.
«ВОЗДУХ»
Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.
«СОЛНЦЕ»
Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:
- в младших группах до 20-25 мин.
Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.
Одежда детей на прогулке в зимнее время года
- от + 6 до - 3: 4-хслойная одежда: белье, платье, трикотажная кофта, колготки, рейтузы, куртка или демисезонное пальто (без трикотажной кофты, если t0 выше 0 градусов).
- от -3 до -8: 4-хслойная одежда: белье, платье, кофта, колготки, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги.
Одежда детей при различной t0 воздуха помещения
+ 23 и выше - 1-2-х слойная одежда: тонкое х/б белье, легкое х/б платье, с короткими рукавами, носки, босоножки.
+21- 22 - 2-х слойная одежда: белье, платье х/б или полушерстяное с длинным рукавом, колготки для детей 3-4х- лет, для детей 5-7-ми лет - гольфы, туфли.
+18 – 20 - 2-х слойная одежда: белье, платье с длинным рукавом, колготки, туфли.
+16 – 17 - 3-х слойная одежда: х/б белье, трикотажное или шерстяное платье с длинным рукавом, кофта, колготки, туфли или теплые тапочки.
Закаливающие мероприятия на 2023-2024гг.
- Утренняя гимнастика (ежедневно)
- Занятия физкультурой (2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз в неделю на свежем воздухе)
- Оздоровительные прогулки с подвижные игры на первой и второй половине дня (ежедневно)
- Гимнастика пробуждения после дневного сна (ежедневно) (план см. далее)
- Гимнастика после сна с использованием спортивного инвентаря (ежедневно)
- Дневной сон без маечек
- Умывание в течение дня прохладной водой (лица, шеи, рук до локтя) (ежедневно)
- Босохождение в носочках (2 раза в неделю)
- Босохождение по массажным дорожкам (3 раза в неделю)
- Элементы самомассажа (ежедневно)
- Пребывание в групповом помещении в облегченной одежде
- Солнечные ванны
- Воздушные ванны (ежедневно)
Схема закаливания в первой младшей группе
№ | Мероприятия | Рекомендации | Время проведения |
1 | Соблюдение температурного режима | Температура воздуха в группе должна быть: - от 3-х лет до 7 лет – 21˚С до – 23˚С; | В течение дня |
2 | Пребывание детей в облегченной одежде | Одежду и обувь должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов. Облегченная одежда – футболка, шорты, носочки; платье, носочки, гольфы. | В течение дня |
3 | Сквозное проветривание в отсутствии детей | Проводится путем открывания окон или дверей в противоположных концах помещения. Окна или двери закрываются за полчаса до возвращения детей, чтобы помещение успело нагреться до нужной температуры. В процессе проветривания в группе может снизиться температура, но не более, чем на 4 градуса. | 3 раза в день, в отсутствии детей, утром, до прихода детей, во время дневной и вечерней прогулки |
4 | Прогулка на свежем воздухе | Прогулка 2 раза в день, в любую погоду. При температуре воздуха не ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. | Ежедневно, 2 раза в день |
5 | Мытье рук прохладной водой | Умывание прохладной водой (20˚С). В дальнейшем её постепенно снижают до 18-16 градусов. После умывания дети обтираются полотенцем. | Ежедневно, после прогулки |
6 | Мытье рук холодной водой до локтей | Воспитанники умываются чистой водой без мыла до локтя. Умывание - вначале водой 20 градусов. В дальнейшем её постепенно снижают до 18-16 градусов. После умывания дети обтираются полотенцем. | Ежедневно, после сна. |
8 | Полоскание рта после еды прохладной водой | Начинать полоскать рот следует теплой водой — 36-33 градуса, через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. (Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям). | Ежедневно, после обеда |
10 | Дневной сон без маек | Дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18С и выше. Температура под одеялом достигает 38-39С, проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20 С. | Ежедневно |
11 | Контрастное обливание стоп | Возле поддона ставят два ведра с водой и ковш. В одном ведре вода должна быть горячей 38 градусов, а в другом – 28 градусов. Воспитатель зачерпывает ковшом воду и обливает ноги ребенка, затем насухо вытирает ноги полотенцем. Если ребенок часто болеет, процедуру заканчивают ведром с горячей водой, если ребенок здоров - прохладной. | Ежедневно, после сна |
12 | Босохождение, дорожки здоровья | Босохождение следует начинать с 3-4 мин в день, постепенно увеличивая продолжительность на 1-2 мин до 10-мин. | Ежедневно, после сна |
СХЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА
Система закаливания в средней группе
мероприятие | Осень | Зима | Весна | Лето | ||||||||
Утренний приём на свежем воздухе | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Гимнастика на свежем воздухе | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Воздушные ванны | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Облегчённая форма одежды | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Ходьба босиком в спальне до и после сна | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Сон с доступом воздуха +19о С +17оС | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Контрастные воздушные ванны (пробежки) | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Солнечные ванны | + | + | + | |||||||||
Обтирание сухой варежкой. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Обширное умывание | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Полоскание полости рта горла, после обеда водой с 2-3 лет | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Умывание прохладной водой. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Самомассаж. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Игры с водой | + | + | + | |||||||||
Топтание по соляной дорожке. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Дорожки здоровья | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Комплекс закаливающих мероприятий после сна № 1
«Прогулка с медвежатами»
Упражнения в кровати. (3 мин).
Это кто уже проснулся
Кто так сладко потянулся?
Потягушки – потягушки – потягушечки
От носочков до макушечки.
Уж мы тянемся – потянемся.
Маленькими не останемся.
Вот уж мы растем, растем… И выросли.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили Повороты головы (3-4 р.)
Вот так, вот так, вот так.
Головой своей крутили
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали Сели – легли (3-4 р.)
Вот так, вот так, вот так
Дружно дерево качали .
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали, Вытянуть прямые ноги вперед, вверх.
Вот так, вот так. Вот так.
Выше лапы поднимали,
Профилактика нарушений осанки. (2 мин.)
Медвежата быстро встаньте, Поднять руки через стороны вверх.
Улыбнитесь, выше, выше подтянитесь. Потянуться на носках, опустить руки
Ну-ка плечи распрямите, Движение выполняются по тексту
Поднимите, опустите
Влево – вправо повернулись
Руками коленей коснулись.
Сели – встали, сели – встали
Закаляться побежали.
Профилактика плоскостопия. (1 мин.)
По ровненькой дорожке шагают наши ножки
Вот так, вот так шагают наши ножки.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Впереди течет река Ходьба по дорожкам
Многоводна, глубока
А вот это ежик Ходьба по массажной и ребристой дорожкам
Ни головы, ни ножек.
Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой) (1 мин.)
А сейчас ребята, идем умываться.
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Шейка мойся хорошенько!
Мойтесь руки до локтя
И стряхнем их, как всегда.
Комплекс закаливающих мероприятий после сна № 2
«Веселые котята»
Упражнения в кровати. (3 мин).
Мы, все дружненько проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
1 «Потягивание котят»: И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Потягивание руками и ногами, напрягая мышцы (4-5 раз).
Мы проснулись,
Мы проснулись.
Наши глазки улыбнулись.
Лапки потянулись.
Они тоже ведь проснулись.
2 «Покажем наши лапки»: И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты на правый, левый бока (по 2 раза на каждую сторону).
Уж ты, котенька, коток,
Повернись-ка на бочок!
3 «Кошечка»: И. п. - стоя на четвереньках. Выгибать и прогибать спину (4- 5 раз).
Вот и кошечка проснулась.
Всем котятам улыбнулась,
А потом нахмурилась.
4 «Красивые котята»: И. п. Сидя на кровати по-турецки, руки на поясе. Поворот головы вправо-влево, спина прямая (4-5 раз).
Все у зеркала мы сели
И себя там рассмотрели.
5 «Дружные ладошки»: Энергично потереть ладони, выполнять движения вверх и вниз.
Мы потрем ладони наши,
Чтобы были они краше.
Ладошкой ладошку погладим немножко.
Профилактика нарушений осанки. (4 мин.)
Движение выполняются по тексту
1 Мы зарядку делать будем 2 Наклоняемся пониже.
Мы локтями быстро крутим Ну-ка к полу руки ближе..
То назад, то вперед, Выпрямились ноги шире
А потом наоборот Тянем спинку три, четыре.
3 На полянке красный мячик 4 Тише, тише, котята,
Выше всех сегодня скачет Развеселые ребята,
Вместе с мячиком скачу! Лесорубы к нам идут,
До небес достать хочу. Топоры они несут.
Упражнение «Лесорубы» И.П. ноги на ширине плеч, руки сцеплены
внизу. Вдох через нос – руки вверх, выдох под «Бах», руки вниз.
Стоп, закончилась зарядка. Полный сказок и чудес!
Вдох и выдох для порядка. Раз, два, три – мы покружились
До свидания, добрый лес, И в ребяток превратились.
Профилактика плоскостопия. (1 мин.)
Массажные коврики (Дорожка контрастная, Дорожка массажная, Следочки), кубики для перешагивания, кегли, обруч для подлезания и т.д. (3-4 раза).
Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Дети умываются прохладной водой, увлажняют руки до плеча, грудь и шею сзади, а затем насухо растираются полотенцем
Комплекс закаливающих мероприятий после сна № 3
«Прятки» (с элементами дыхательной гимнастики)
Упражнения в кровати. (3 мин).
Птичка села на окошко,
Во дворе мяучет кошка –
Разбудить решила нас.
Всё! Окончен тихий час!
Просыпайтесь, дети, я хочу предложить вам поиграть в прятки.
Выполняют движения по тексту
Наши сонные ладошки Сцепим ручки мы в «замочек»
Просыпались понемножку, У себя над головой.
В прятки весело играли – Правый, левый локоточек
Пальцы в кулачок сжимали. Мы сведём перед собой.
Пальчики на наших ножках Не хотят коленки спать,
Знают в парке все дорожки. Им давно пора вставать.
Проверяют – где там прятки, Мы коленки выставляли,
И играют с нами в прятки. Быстро ножки выпрямляли.
Мы почти уже проснулись, Наши ротики – молчок,
Наши ручки потянулись, Тренируем язычок:
Помахали над простынкой, Его спрячем и покажем.
Дружно спрятались за спинку. «Добрый день!» – мы дружно скажем.
Будем глубоко дышать,
С шумом воздух выдувать.
Наши носики проснулись,
Мы друг другу улыбнулись!
Профилактика нарушений осанки. (3 мин.)
Мы потопаем ногами, покачаем головой Движение выполняются по тексту
Мы руки поднимаем, мы руки опусканием
Мы руки подаём и бегом.
«Часы» И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Со звуком «тик» наклон в левую сторону.
Со звуком «так» вернуться в и.п. То же в левую сторону (3 раза)
«Гуси» И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе – вдох
Наклониться вперёд и вытягивая шею произнести «ш-ш-ш» (4 раза)
«Большие и маленькие» И.п. основная стойка. Подняться на носки, руки вверх – вдох «Какие большие» Присесть со звуком «у-х-х» «Какие маленькие» (4 раза)
Профилактика плоскостопия. (2 мин.)
Ходьба босиком по массажным коврикам
Мы к лесной полянке вышли
Поднимаем ноги выше
Через кустики и кочки,
Через бревна и печечки.
Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Обширное умывание:
Намочить обе ладошки и умыть лицо
Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.
Комплекс закаливающих мероприятий после сна № 4
«Чунга-чанга»
Гимнастика пробуждения в постели. (3 мин)
«Вы проснулись?» - «Да»
«Улыбнулись?» - «Да»
«Потянулись?» - «Да»
«С боку на бок повернулись» - повороты
«Ножками подвигаем» И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги выпрямлены; вдох – поднять правую ногу, выдох – согнуться;
то же с левой ноги; то же – две ноги вместе.
- «Разбудим глазки» И.п. Лёжа на спине, руки вдоль туловища.
Поморгать глазами, открывая и закрывая их. (10 сек.)
- «Потягушки» И.п.: лёжа на спине, руки вниз, ладони в «замок».
Поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох
Вернуться в и.п. – выдох (4 раза)
- «Посмотри на дружочка» И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, голова прямо.
Повернуть голову вправо, вернуться в и.п. То же влево (2 раза в каждую сторону)
- «Сильные ноги» И.п.: сидя, ноги вместе, руки упор сзади.
Поднять правую ногу, вернуться в и.п. То же левой ногой (2 раза каждой ногой)
Профилактика нарушений осанки. (3 мин.)
Комплекс музыкально-ритмических упражнений под музыку В.Шаинского «Чунга-чанга»
- И.п.: стоя ноги вместе, руки вниз.
Руки через стороны вверх, хлопок над головой (4-6 раз)
- И.п.: стоя руки на поясе.
Повороты туловища в правую и левую стороны (4 раза в каждую сторону)
- На припев: И.п.: стоя руки на поясе.
Прыжки ноги вместе – ноги врозь.
- И.п.: сидя на полу, ноги вытянуты, руки к плечам.
Руки вверх – к плечам, в стороны – к плечам (6 раз)
- И.п.: сидя на полу, ноги вытянуты, руки упор сзади.
Поочерёдное подтягивание согнутой ноги к груди (4 раза)
- На припев: И.п.: стоя руки на поясе.
Прыжки ноги вместе – ноги врозь.
Профилактика плоскостопия. (2 мин.)
Ходьба босиком по массажным коврикам.
Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Обширное умывание:
Намочить обе ладошки и умыть лицо
Намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать правой рукой, сказать «два».
Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.
Комплекс закаливающих мероприятий после сна № 5
«Мы проснулись»
Гимнастика пробуждения в постели. (3 мин)
Я проснулся, я проснулся,
Сел, зевнул и потянулся.
В наших окнах яркий свет.
1. Потягивание в кроватях.
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять руки вверх, потянуться, и.п. (6 раз)
2. Упражнение "Отдыхаем"
И.п.: лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. (3-4 раза)
Профилактика нарушений осанки. (3 мин.)
Упражнение "Зарядка".
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны
Согнули, Дети выполняют движения по тексту
Вверх подняли,
Помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели
Пяточки задели,
На носочках поднялись,
Опустили руки вниз.
Дыхательное упражнение "Веселый мячик".
И.п.: встать прямо, ноги расставить.
Поднять руки с воображаемым мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед, при выдохе произнести "у-х-х-х". 5 раз.
Профилактика плоскостопия. (2 мин.)
Ходьба по массажным дорожкам. Ходьба на носках.
На носочки встанем все - сразу подрастем.
На носочки встанем все и вот так пойдем.
Спинка прямо - взгляд вперед. Не стучи ногами.
Научились так ходить и покажем маме.
Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея).
Комплекс закаливающих мероприятий после сна № 6
«Мы проснулись»
Гимнастика пробуждения в постели. (3 мин)
Из-за грозных серых тучек,
Показался светлый лучик.
Это солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось.
1. «Обезьянки рвут бананы» И. п. – лёжа на спине, руки согнуты в локтях перед грудью.
Поочередное выпрямление рук вперед (3 – 4 раза)
2. «Бегемотики греют животики» И.п. - лёжа на спине, руки вытянуты вдоль туловища
(греем животик)
Перевернуться на живот – греем спинку, вернуться в И.п.(3 – 4 раза)
3. «Жуки» И.п. – лёжа на спине.
Жук упал и встать не может,
Ждёт он кто ему поможет (Активные движения руками и ногами)
Профилактика нарушений осанки. (3 мин.)
«Птичка»
На березу птичка села приседание, руки к коленям
Головою повертела поворот головы вправо – влево
Для Федота песню спела
И обратно улетела встают, машут руками
На кровати спит Федот приседание, руки под щеку
Просыпается, встаёт потягиваются, выпрямляются
Встав с утра в своей кроватке,
Приступает он к зарядке
1.2,3.4,5,
Ноги шире, руки выше, влево, вправо поворот
Наклон назад, наклон вперед.
Профилактика плоскостопия. (2 мин.)
Ходьба босиком по массажным коврикам
Шел по берегу петух,
Поскользнулся, в речку бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.
Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.
Обширное умывание:
Намочить обе ладошки и умыть лицо
Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.
Комплекс закаливающих мероприятий после сна № 7
«Любимые игрушки»
Гимнастика пробуждения в постели. (3 мин)
С добрым днём, ребятки!
Хватит, лежебоки, спать!
Солнца стрелы золотые
Говорят: пора вставать!
Воспитатель: Дети, я знаю, что вы люби играть с игрушками. И у каждого из вас есть своя любимая игрушка. Сегодня мы покажем своими упражнениями разные игрушки. Но сначала отгадайте загадку про игрушку, которая очень нравится девочкам.
Может, хочешь поиграть И меня на руки взять, На прогулку отвести И косички заплести? Уложи меня в коляску, Я тогда закрою глазки. (кукла) | «Кукла». И. п. — лежа на спине. Любим мы играть и даже Кукол вам сейчас покажем. Ровно улеглись в постели И направо посмотрели, Тут же глубоко вздохнули не выполнять резких движений головой. И головки повернули. А теперь мы выдыхаем, Смотрим вверх и отдыхаем, Дышим ровно, не спешим, То же влево повторим. |
Совсем не нужен ей водитель, Ключом ее вы заведите — Колесики начнут крутиться. Поставьте, и она помчится (машина) | «Заводная машина». И. п. — лежа на спине. 1 — вращательные движения руками перед грудью («завелся мотор»). 1—3 — вращательные движения ногами. 4 — вернуться и. п. Повторить три раза; темп сначала умеренный, заем быстрый, в конце медленный |
Перед волком не дрожал, От медведя убежал. А лисице на зубок Все ж попался... (колобок) | «Колобок». И. п. — сидя, ноги вместе, упор руки сзади. 1—2 — согнуть ноги в коленях, притянуть к груди, обхватить их руками. 3—4 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный. |
Зверь смешной в огромной клетке С ветки прыгает на ветку. Ест бананы, сладости К общей детской радости (обезьяна) | «Забавная обезьянка». И. п.— лежа на животе. 1 — поворот на спину, 2 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный. |
«Надуем воздушный шарик». И. п. — сидя на кровати. Через нос с шумом набрать воздух, задерживая дыхание на 1—2 с. С шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук [у]. Учить детей делать вдох, продолжительностью 3 с, выдох — 6 с |
Профилактика нарушений осанки. (3 мин.)
Мишка косолапый по лесу идёт
Шишки собирает и в карман кладёт Дети выполняют движения по тексту
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб
Мишка рассердился и ногою топ
Больше я не буду шишки собирать
Сяду на машину и поеду спать.
«Петушок» - шагать, высоко поднимая ноги, хлопая руками по бокам, высоко поднять голову
– Ку – ка – ре – ку. На болоте нет дорог,
Я по кочкам скок да скок.
Профилактика плоскостопия. (2 мин.)
Ходьба по массажной и ребристой дорожкам
Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Обширное умывание:
Намочить обе ладошки и умыть лицо
Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.
Комплекс закаливающих мероприятий после сна № 8
«Котята»
Гимнастика пробуждения в постели. (3 мин)
Час пробуждения, незаметно, наступил.
Вставайте же, ребятки, скорее!
Нас день грядущий счастьем угостил,
Жилось чтоб веселее на земле.
Наши котики проснулись
И в кроватках потянулись. (движения по тексту)
Лапки к верху поднимают,
Спинки ловко прогибают. (руки вверх, прогиб спины в положение лежа. 3-4 раза)
Лапкой мордочку умыли. (сидя ноги вытянутые, растираем лицо)
И головкой покрутили. (головой движение вправо, в лево. 4-5 раз)
Наклонились низко, низко
Наши маленькие киски. (наклоны в перед, достаем до носочек)
Ножки быстры у котят
Бегать. Шустрые, хотят. (лежа на спине ноги по очереди подгибаем к груди)
Не удержишь, побежали,
И нисколько не устали. (то же движения, в ускоренном темпе)
Профилактика нарушений осанки. (3 мин.)
«Поза сердитой кошки»- стоя на четвереньках, спина прогибается в низ, голова в верх, делаем глубокий вдох через нос. Затем голову прижимаем к груди, спина в дугу, резкий и максимальный выдох через рот, со звуком –Ш, ш, ш. (4 раза)
«Поза доброй кошки»- Стоя на четвереньках, виляем бедрами.
Спина максимально прогнута. (4 раза)
«Кошка царапушка»- Сидя на пяточках, локти максимально назад, лопаточки вмести, пальцы растопырены как когти у кошки, на вдохе. Далее, на выдохе, руки резко вперед, и произносим звук – ф, ф, ф, р. (4 раза)
«Кошечка зевает»- Сидя на пяточках, голову тянем на верх, глубоко вдыхаем носом, и при этом поднимаем руки. Руки опускаем и зеваем-мяукаем. (4раза)
Профилактика плоскостопия. (2 мин.)
Ходьба босиком по массажным коврикам.
«Веселые ножки»
Выше ножки! Топ, топ!
Веселее! Гоп, гоп!
Колокольчик, дон, дон!
Громче, громче, звон, звон!
Гоп, лошадка, гоп, гоп!
Тпру – ру – у, лошадка:
Стоп, стоп!
Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея)
Водица, водица,
Умой наши лица,
Умой наши щёчки,
Умой наши губки,
Умой наши зубки,
Умой наши ручки!
Комплекс закаливающих мероприятий после сна № 9
«Зарядка для зверят»
Гимнастика пробуждения в постели. (3 мин)
Медвежата, вы проснитесь – На постели потянитесь Тяни лапку, не ленись- Лапку вверх и лапку вниз | И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить. |
Медвежата повернулись на живот, и смотрят, кто проснулся ещё На живот ты повернись- Слева, справа осмотрись Твои лапки отдыхают И друг с другом поиграют | И.п. — лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. (3-4 раза) |
Медвежата умываются Умываться всем пора! Вот хорошая игра! | И.п. — сидя на корточках. Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Потрогайте воду... Ой, холодная! Аккуратно намочите волосы, намыливайте их, хорошенько мойте голову со всех сторон... Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, со всех сторон. У Саши на висках осталась пена. Теперь все чисто, Осторожно протрите волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!». |
Профилактика нарушений осанки. (3 мин.)
действия в соответствии с текстом
У меня спина прямая, я наклонов не боюсь
Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два
Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два
Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать
Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина!
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два!
Профилактика плоскостопия. (2 мин.)
А теперь пора гулять!
Лес наш просто не узнать!
Посмотрите вот лиса
Настоящая краса на носках «лисичка»
Ноги вы не замочите
На росу не наступите на пятках «На траве роса не замочите ноги»
Медвежата молодцы!
Бравые все удальцы! на внешней стороне стоны «медведь»
Длинноногий лось шагает
Ноги выше поднимает с высоким подниманием колена «лось»
Ёжик по грибы идёт
И ворчалочку поёт. в полуприседе «ежик»
Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Медвежатам в лес опять
Так и хочется бежать
Надо, надо закаляться
по утрам и вечерам,
Чтоб здоровым оставаться - всем нам!
Намочить обе ладошки и умыть лицо
Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
ИЮНЬ
Потягивание, разминка в кроватях.
Объявляется подъем!
Сон закончился – встаем!
Но не сразу.
Сначала руки
Проснулись, потянулись.
Выпрямляются ножки,
Поплясали немножко.
На живот перевернемся,
Прогнемся.
А потом на спину снова, вот уж мостики готовы.
Немножко поедем
На велосипеде.
Голову приподнимаем,
Лежать мы больше не желаем.
Ходьба по ребристой дорожке.
Речь с движением
Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, "фонарики")
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите (делаем любое движение)
Точно всё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)
Раз-два-три, раз-два-три.
Дыхательное упражнение «Писк комара».
Исходное положение «стоя». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счёте «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Дальше совместить эти движения с произнесением долгого звучания звука [з-з-з]. на выдохе со звуком медленно соединять руки, чтобы прихлопнуть воображаемого комара.
Обширное умывание.
Обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем.
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
ИЮЛЬ
Потягивание, разминка в кроватях.
Мы спокойно отдыхали, Крепко кулачки сжимаем,
Сном волшебным засыпали. Их повыше поднимаем.
Хорошо нам отдыхать! Потянуться! Улыбнуться!
Но пора уже вставать! Всем открыть глаза и встать!
Упражнения в кровати.
1) И.п.: лѐжа на спине.
Потянуться, напрягая мышцы, расслабиться (3-4р.).
2) И.п.: лѐжа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки, скрестить
руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох (3-4р.).
3) И.п.: лѐжа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть
к груди, обхватить колени руками и выпрямиться. (3-4р.).
4) И.п.: сидя на коленях, руки в стороны. Хлопок прямыми руками впереди. (3-4р.).
Профилактика нарушений осанки.
Воспитатель:
Дети, мы пришли в лес на красивую поляну, а кто здесь живѐт, вы попробуйте отгадать.
Я хозяин леса строгий, спать люблю зимой в берлоге,
И всю зиму на пролѐт –снится мне душистый мѐд.
Страшно я могу реветь. Кто же я скажи... (медведь)
Воспитатель:
Правильно! Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в медвежат.
Раз, два, три, мы закружились,
В медвежат мы превратились.
Сейчас медвежата сделают зарядку.
ОРУ (без предметов):
Утром мишенька проснулся, мишка к солнцу потянулся.
Вот так, вот так мишка к солнцу потянулся.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.
Вот так, вот так, головой своей крутили.
Медвежата мёд искали, дружно дерево качали.
Вот так, вот так, дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили и из речки воду пили!
Вот так, вот так и из речки воду пили.
Мишкам весело играть, мишкам хочется сказать.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
Воспитатель:
Стоп, закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.
До свиданья, добрый лес!
Полный сказок и чудес!
Раз, два, три –мы закружились
И в ребяток превратились.
Ходьба по дорожкам закаливания под музыкальное сопровождение.
Водные процедуры
Обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы щёчки краснели, чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!
Точечный массаж
Всего лишь один раз в день,
Нам точечный массаж делать не лень!
Закаляйтесь, дети,
Всем желаю от души,
Закалѐнным быть, здоровым,
К жизни быть всегда готовым!
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
АВГУСТ
Потягивание, разминка в кроватях.
Проснись, дружок, и улыбнись. - потягивание
С боку на бок повернись - поворачиваются направо
И в шофёра превратись. - затем налево
-А теперь встаем у кроваток на массажные коврики (босиком) .
Солнце ласковое встало
Всех детишек приласкало (погладить себя по голове)
Гладит грудку, гладит шейку
Гладит носик, гладит лоб,
Гладит ушки, гладит ручки (движения по тексту)
Подул теплый ветерок «ш-ш-ш»
Подул холодный ветерок «с-с-с»
Затих ветерок.
А теперь зажмурьте глазки,
И откройте их опять,
А теперь глазами будем
Быстро-быстро мы моргать. (Играет бодрая музыка)
А теперь давайте вместе
Пошагаем мы на месте.
А теперь, ребятки, стройтесь по-порядку на веселую зарядку.
(Дети встают друг за другом).
Профилактика нарушений осанки.
Едем, едем мы домой - движение руками:
На машине легковой. «крутим руль»
Въехали на горку -хлоп- - хлопок над головой
Колесо спустилось -стоп! - присесть
Едем, едем, долго едем - «крутим руль»
Очень длинен этот путь. - ходьба на месте
Когда к лесу мы подъедем, - руки вверх, наклоны вправо- влево
Там мы сможем отдохнуть. - присесть
Профилактика плоскостопия
Дыхательная гимнастика
- «Сдуем пыль с машины» (5р.) - глубокий вдох, выдох на ладошки
- «Накачаем шины» (5р.) - глубокий вдох, наклон вниз- выдох, встать – вдох
Самомассаж каучуковыми мячиками
- «Проверяем колёса» - прямые движение стопами по мячику
- «Проверяем, как крутятся колёса вправо-влево» - круговые движения стопами по мячику
- «Проверяем, как накачали» - «обнять» мячик пальцами обеих ног
Обширное умывание.
Обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем.