Консультация для родителей "Как вырастить юного исследователя"
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.)
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Как показывает практика, знания, полученные во время опытов, запоминаются на долго. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
По информационному наполнению и методическим подходам выделяют следующие типы работ:
- экспериментальные (проведённые на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный характер);
- натуралистические и описательные (направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления);
- исследовательские (работы, имеющие собственный экспериментальный материал, на основе которого делаются анализ и выводы).
Дошкольнику для решения исследовательских задач необходимы навыки и умения логического и творческого мышления. В результате исследовательской деятельности он должен научиться: видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, высказывать суждения.
Дома родители могут очень многое дать своему малышу, развивая в нем необходимые качества и умения с помощью очень простых, но эффективных приемов: игр, упражнений, наблюдений и собственно экспериментов. Вот некоторые из них:
Рекомендую вам:
Побеседуйте с детьми на тему «Значение воды в жизни человека»
Понаблюдайте за состоянием погоды (например, из окна). Объясните, как может изменяться погода (было тихо, солнечно, а потом небо нахмурилось, подул сильный ветер, пошел дождь).
Проведите эксперименты вместе с ребенком:
«Что плавает – что тонет» (запустите в тазик по очереди игрушки - пластмассовые мячики, деревянный кубик, металлический предмет (ложка); понаблюдайте за ними с ребенком, сделайте вывод: легкие предметы плавают, тяжелые – тонут).
Превращаем снег в воду за секунду
Ребенку кажется, что снег тает слишком медленно? Что ж, можно ускорить процесс. Для этого нужно взять миску с горячей водой и ложкой добавлять в нее снег. Рыхлые снежные комки будут мгновенно превращаться в воду.
«Имеет ли вода вкус?» (предложите ребенку попробовать воду на вкус, задайте вопрос: имеет ли вода вкус? делаем вывод: вода не имеет вкуса).
«Вода холодная и горячая» (предложите ребенку определить, в каком стакане находится холодная вода, а в каком – горячая). При этом развиваем у детей тактильные ощущения.
«Игры с губкой»- покажите ребенку, как можно набирать воду в губку и отжимать ее
«Поиграем с солнечным зайчиком» (покажите при солнечной погоде, как появляется «Солнечный зайчик», как он может двигаться, как им можно «управлять»; дети очень любят такую игру, с удовольствием принимают в ней участие).
«Мыльные пузыри» (для поднятия эмоционального настроения у детей поиграйте в эту веселую и простую игру - запускайте мыльные пузыри)
«Воздушный шарик» (надуйте вместе с ребенком воздушный шарик, спросите, что же находится внутри (воздух); покажите, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха).
«Сгибаем бумагу» (предложите ребенку согнуть бумагу в любом направлении, задайте вопрос «легло было сгибать лист?» Вместе с ребенком расправьте лист, спросите, осталось ли место сгиба; делаем вывод: бумагу легко согнуть).
«Легко ли рвется бумага» (предложите ребенку порвать лист тонкой бумаги, а затем лист толстой; можем сделать вывод: тонкая бумага рвется легко.)