Семинар-практикум для родителей "Развитие связной речи у детей с тяжёлым нарушением речи"
Семинар-практикум для родителей (законных представителей)
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Рекомендации для родителей»
Подготовила
учитель-логопед МБДОУ
«Тотемский детский сад
№9 «Сказка» Кремлева С.В.
2024г.
Пояснительная записка
Цель: просвещение родителей в вопросах психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ТНР).
Задачи:
Образовательные: познакомить родителей с особенностями связной речи детей с ТНР (ОВЗ).
Развивающие:
· развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.
· развивать позитивное отношение к себе.
Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, тренинговые упражнения направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, сплочение.
Целевая группа: родители (законные представители) детей с ОВЗ (ТНР).
Оборудование: магнитная доска, макет солнца, лучи солнца (бумажные); «волшебная палочка»; музыкальный аудиофайл; распечатанные карточки текста детей с ТНР; М-м презентация «Развитие связной речи детей с ТНР»; памятки, буклеты для работы с детьми с ТНР.
Подготовительная работа: подготовка помещения, материалов для работы, рекомендаций родителям для работы с детьми с ОВЗ.
Ход проведения мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители. Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о связной речи и её развития у детей с ТНР.
Приветствие Игра для рабочего настроя: «Волшебная палочка»
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т.п.) передается из рук в руки каждому участнику и сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Передающий называет сказку с добрым окончанием, а принимающий – персонаж из названной сказки (3 поросёнка; Царевна-лягушка; Аленький цветочек; Заюшкина избушка; Сказка о золотом ключике и др.)
Цель: поприветствовать родителей (законных представителей), настроиться на работу.
Упражнение «Цветок» (под музыку)
Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.
Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.
Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать.
Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.
Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются нормированные дети.
Ведущий: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка при организации домашних заданий, в личностоном общении. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.
Упражнение «Солнце способностей»
Цель: осознание собственных способностей.
Задача участников создать солнце своих способностей. Каждому раздаются лучики. Участники пишут на них свои способности, умения, которые им помогают в воспитательной работе с их детьми. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.
Вопросы для обсуждения
— Кто испытывал неловкость, затруднения?
— Кому показалось, что кто-то хвастается?
— Узнали ли вы что-то новое о людях?
Ведущий: Большой «багаж» способностей мы с вами собрали. Пусть это солнце греет нас всё занятие и помогает в подходах в деле воспитания наших детей.
После того, как вы приняли себя со всеми своими недостатками, а тем более способностями можно двигаться дальше. Различные авторы выделяют разные классификации видов ОВЗ у детей. И сейчас с вашей помощью мы познакомимся с особенностями детей с ОВЗ.
Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются наличием ряда психологических особенностей, вызванных имеющимися у них речевыми дефектами.
У таких встречаются различные нарушения:
· Несформированность фонематической системы языка, что является основным препятствием в овладении чтением и письмом.
· Нарушение слухового восприятия. Они проявляются при ринолалии, дизартрии, но наиболее грубые нарушения встречаются при сенсорной алалии. В особо тяжелых случаях ребенок вообще не понимает обращенную к нему речь, не реагирует на собственное имя и т.д.
· Недостаточное развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстает от нормы. У детей наблюдаются сложности с узнаванием схожих графических букв, которые изображены пунктирно, и т.д.
· Нарушение пространственных представлений. У детей нарушено понимание таких понятий, как «справа», «слева», «спереди», сзади».
· Проблемы с памятью. Расстройство памяти встречается в разных проявлениях, в зависимости от конкретного расстройства у ребенка.
· Нарушение внимания. Оно характеризуется трудностью переключения, неустойчивостью и т.д. Среди общих признаков можно отметить низкий уровень подвижности, застенчивость, замкнутость, нерешительность, а также чувство неполноценности, т.е. ребенок сам осознает, что у него есть серьезные проблемы с речью и другими функциями, поэтому он всячески старается избегать коммуникации с другими людьми.
Насколько мы знаем наших с вами детей покажет Упражнение «Портрет ребенка с ОВЗ»
Цель: Понимание особенностей ребенка с ОВЗ и способы работы с ним.
Участникам предлагается разделиться на группы. Каждая группа получает памятку, на которой даны особенности ребенка. Задача представить портрет остальным участникам в произвольной форме. После представления группой своего «ребенка», коллективно делаем портрет нарушений речевых процессов у ребёнка с ТНР.
Дима 5 лет. Речевой анамнез. Ребёнок От 1 беременности, 1 родов, В анамнезе- многоводие, роды срочные, шкала по Апгар 7-8 б. Раннее речевое развитие с небольшой задержкой: гуление 3 м, лепет – 6-7 м. Первые слова после 1 года. Фраза с 2л 10 м.
Речь:
Ситя отень. Месить - аябь. На улите тао ойодно. Дямоотьки. А узих ёт. Тити уде уитеи, им оёдо. Нег ипа, и таи. Дёсие и дети одеты типо: тёпие кутки, сяпки, укавити. Сем весеёо. Койо дима.
Даша. 4 года. От 1 беременности, 1 родов, В анамнезе- в натальном периоде асфиксия плода, роды срочные, шкала по Апгар 6-7 б. Раннее речевое развитие с задержкой: гуление 4 м, лепет – 7 м. Первые слова после 1,5 года. Фраза с 3 г
Речь:
А убю идути. Не аится укы, ика, айта, А убю их упать, ормить, аюкать. Адю аясте, идаю ими. У ия идуси одо. А отется босе.
Ведущий: Молодцы! хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу.
Упражнение «Погладь себя по макушке»
Цель: Эмоциональный подъем.
Ведущий. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек), похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. Спасибо вам за работу.
Ведущий (зачитывает стихотворение) :
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Ведущий: 1. Презентация Обсуждение предложенных в презентации практических приёмов для развития связного высказывания у детей с ТНР.
2. Закрепление полученных навыков. Самостоятельное составление рассказа «Мой дом» с применением мнемосхем.
Прослушивание аудиоматериала рассказов детей по лексической теме «Дом и его части» с опорой на мнемотаблицы и вопросы логопеда.
Упражнение «Жизненные силы»
Ведущий: В заключении я предлагаю задать каждому из вас себе вопрос «Какая жизненная сила необходима мне для работы с моим ребёнком с особенностями развития?» Напишите и прочитайте.
Рефлексия.
Подведение итогов
Подвести родителей (законных представителей) к той мысли, что главное позитивный настрой на работу, что человек способен совершить невозможное, необходимо верить в себя и свои силы. Если что-то не получается в работе, то всегда можно обратиться за консультацией к специалистам.
Литература:
1) Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.
2) Завражин, С. А.Социально-педагогическая работа с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии / Завражин С.А., Фортова Л.К. // Завражин С.А.Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005.
3) Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога/Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
4) Барковская Е. Поддержка – что это такое? Занятие для педагогов.//Школьный психолог №15, 2011г. – С.42
5) Кремлякова А. «Место, где мне хорошо». Программа групповых занятий для педагогов и специалистов помогающих профессий»
Семинар-практикум для родителей (законных представителей)
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Рекомендации для родителей»
Подготовила
учитель-логопед МБДОУ
«Тотемский детский сад
№9 «Сказка» Кремлева С.В.
2024г.
Пояснительная записка
Цель: просвещение родителей в вопросах психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ТНР).
Задачи:
Образовательные: познакомить родителей с особенностями связной речи детей с ТНР (ОВЗ).
Развивающие:
- развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.
- развивать позитивное отношение к себе.
Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, тренинговые упражнения направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, сплочение.
Целевая группа: родители (законные представители) детей с ОВЗ (ТНР).
Оборудование: магнитная доска, макет солнца, лучи солнца (бумажные); «волшебная палочка»; музыкальный аудиофайл; распечатанные карточки текста детей с ТНР; М-м презентация «Развитие связной речи детей с ТНР»; памятки, буклеты для работы с детьми с ТНР.
Подготовительная работа: подготовка помещения, материалов для работы, рекомендаций родителям для работы с детьми с ОВЗ.
Ход проведения мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители. Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о связной речи и её развития у детей с ТНР.
Приветствие Игра для рабочего настроя: «Волшебная палочка»
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т.п.) передается из рук в руки каждому участнику и сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Передающий называет сказку с добрым окончанием, а принимающий – персонаж из названной сказки (3 поросёнка; Царевна-лягушка; Аленький цветочек; Заюшкина избушка; Сказка о золотом ключике и др.)
Цель: поприветствовать родителей (законных представителей), настроиться на работу.
Упражнение «Цветок» (под музыку)
Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.
Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.
Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать.
Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.
Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются нормированные дети.
Ведущий: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка при организации домашних заданий, в личностоном общении. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.
Упражнение «Солнце способностей»
Цель: осознание собственных способностей.
Задача участников создать солнце своих способностей. Каждому раздаются лучики. Участники пишут на них свои способности, умения, которые им помогают в воспитательной работе с их детьми. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.
Вопросы для обсуждения
— Кто испытывал неловкость, затруднения?
— Кому показалось, что кто-то хвастается?
— Узнали ли вы что-то новое о людях?
Ведущий: Большой «багаж» способностей мы с вами собрали. Пусть это солнце греет нас всё занятие и помогает в подходах в деле воспитания наших детей.
После того, как вы приняли себя со всеми своими недостатками, а тем более способностями можно двигаться дальше. Различные авторы выделяют разные классификации видов ОВЗ у детей. И сейчас с вашей помощью мы познакомимся с особенностями детей с ОВЗ.
Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются наличием ряда психологических особенностей, вызванных имеющимися у них речевыми дефектами.
У таких встречаются различные нарушения:
- Несформированность фонематической системы языка, что является основным препятствием в овладении чтением и письмом.
- Нарушение слухового восприятия. Они проявляются при ринолалии, дизартрии, но наиболее грубые нарушения встречаются при сенсорной алалии. В особо тяжелых случаях ребенок вообще не понимает обращенную к нему речь, не реагирует на собственное имя и т.д.
- Недостаточное развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстает от нормы. У детей наблюдаются сложности с узнаванием схожих графических букв, которые изображены пунктирно, и т.д.
- Нарушение пространственных представлений. У детей нарушено понимание таких понятий, как «справа», «слева», «спереди», сзади».
- Проблемы с памятью. Расстройство памяти встречается в разных проявлениях, в зависимости от конкретного расстройства у ребенка.
- Нарушение внимания. Оно характеризуется трудностью переключения, неустойчивостью и т.д. Среди общих признаков можно отметить низкий уровень подвижности, застенчивость, замкнутость, нерешительность, а также чувство неполноценности, т.е. ребенок сам осознает, что у него есть серьезные проблемы с речью и другими функциями, поэтому он всячески старается избегать коммуникации с другими людьми.
Насколько мы знаем наших с вами детей покажет Упражнение «Портрет ребенка с ОВЗ»
Цель: Понимание особенностей ребенка с ОВЗ и способы работы с ним.
Участникам предлагается разделиться на группы. Каждая группа получает памятку, на которой даны особенности ребенка. Задача представить портрет остальным участникам в произвольной форме. После представления группой своего «ребенка», коллективно делаем портрет нарушений речевых процессов у ребёнка с ТНР.
Дима 5 лет. Речевой анамнез. Ребёнок От 1 беременности, 1 родов, В анамнезе- многоводие, роды срочные, шкала по Апгар 7-8 б. Раннее речевое развитие с небольшой задержкой: гуление 3 м, лепет – 6-7 м. Первые слова после 1 года. Фраза с 2л 10 м.
Речь:
Ситя отень. Месить - аябь. На улите тао ойодно. Дямоотьки. А узих ёт. Тити уде уитеи, им оёдо. Нег ипа, и таи. Дёсие и дети одеты типо: тёпие кутки, сяпки, укавити. Сем весеёо. Койо дима.
Даша. 4 года. От 1 беременности, 1 родов, В анамнезе- в натальном периоде асфиксия плода, роды срочные, шкала по Апгар 6-7 б. Раннее речевое развитие с задержкой: гуление 4 м, лепет – 7 м. Первые слова после 1,5 года. Фраза с 3 г
Речь:
А убю идути. Не аится укы, ика, айта, А убю их упать, ормить, аюкать. Адю аясте, идаю ими. У ия идуси одо. А отется босе.
Ведущий: Молодцы! хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу.
Упражнение «Погладь себя по макушке»
Цель: Эмоциональный подъем.
Ведущий. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек), похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. Спасибо вам за работу.
Ведущий (зачитывает стихотворение) :
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Ведущий: 1. Презентация Обсуждение предложенных в презентации практических приёмов для развития связного высказывания у детей с ТНР.
2. Закрепление полученных навыков. Самостоятельное составление рассказа «Мой дом» с применением мнемосхем.
Прослушивание аудиоматериала рассказов детей по лексической теме «Дом и его части» с опорой на мнемотаблицы и вопросы логопеда.
Упражнение «Жизненные силы»
Ведущий: В заключении я предлагаю задать каждому из вас себе вопрос «Какая жизненная сила необходима мне для работы с моим ребёнком с особенностями развития?» Напишите и прочитайте.
Рефлексия.
Подведение итогов
Подвести родителей (законных представителей) к той мысли, что главное позитивный настрой на работу, что человек способен совершить невозможное, необходимо верить в себя и свои силы. Если что-то не получается в работе, то всегда можно обратиться за консультацией к специалистам.
Литература:
- Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.
- Завражин, С. А.Социально-педагогическая работа с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии / Завражин С.А., Фортова Л.К. // Завражин С.А.Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005.
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога/Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
- Барковская Е. Поддержка – что это такое? Занятие для педагогов.//Школьный психолог №15, 2011г. – С.42
- Кремлякова А. «Место, где мне хорошо». Программа групповых занятий для педагогов и специалистов помогающих профессий»
- Мне нравится (1)