Экологическое воспитание дошкольников как основа любви к Родине.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДИНЕ
Экологическая культура определяется как степень детского восприятия окружающей среды. К экокультуре также относится принадлежность ребенка к этому миру, оценивание ребенком себя в живой природе, в мире.
Сейчас население нашей планеты столкнулось с глобальным экологическим кризисом. Данный факт сигнализирует о том, что очень важно приобщение к природе и окружающему миру начинать уже в детском возрасте. Таким образом, мы приходим к первоочередности воспитания экологической культуры у будущего поколения в сложившейся в мире обстановке.
Экологическая грамотность детей состоит в следующем. Воспитанники должны воспринимать себя частью окружающего мира. Они должны понимать, что человек и природа взаимосвязаны. Человек не может жить и существовать без природы. Общение человека с природой очень ценно, поэтому следует воспитывать осознанное отношение к этому у детей. Природа также зависит от того, как человек за ней ухаживает. Каждый должен научиться сохранять природу. Также педагог обязан сформировать мотивацию к данному виду деятельности, которая послужит основой успешного применения на практике полученных знаний. У каждого дошкольника нужно сформировать элементарные навыки природозащитной деятельности. Дошкольники могут научиться предвидеть последствия и результаты своих действий в природе.
Воспитанникам полезно объяснять, в чем состоит экологическая проблема. Рассказывать о том, что часто люди необдуманно загрязняют окружающую среду. Неправильные и необдуманные действия могут нанести непоправимый вред всей планете Земля. Представления детей о факторах загрязнения поможет им осмыслить весь вред такого неправильного поведения. ДОУ призвано воспитывать бережливого человека будущего.
Опыт образовательно-воспитательной деятельности экологической направленности у дошкольников всех возрастов и формирование правильного отношения к природе свидетельствует о благоприятном воздействии на всестороннее развитие детской личности. В данном случае положительный результат обоснован тем, что формирование экологической культуры дает наравне с другими качествами моральное и эстетическое удовлетворение.
Методы экологического воспитания, используемые в деятельности педагога, очень разнообразны, что является залогом эффективной работы.
В ДОУ формирование у воспитанников экологической культуры считается относительно новым направлением. Несмотря на это выбор образовательных программ достаточно велик и позволяет сделать работу экологической направленности ёмкой и занимательной для воспитанников.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ связано с тем, что у дошкольников идет формирование представления об окружающем мире. Поэтому лучшим методом считается наблюдение и беседа, далее, по мере взросления, экспериментальная и проектная деятельность.
В природном уголке дети любят наблюдать за ростом растений. Важно проводить наблюдения во время прогулок. Обращать внимание дошкольников на то, что природа изменяется.
Дидактические игры еще один эффективный метод, используемый для формирования экологического представления дошкольника.
Экскурсии в лес, на природу также способствуют экологизации дошкольников. В лесу можно предложить детям послушать, как шумит листва, поют птички. Это даст детям понимание того, что природа живая, ее надо беречь.
Зимой вокруг здания детского сада воспитатели совместно с дошкольниками развешивают кормушки. Детям предлагают следить, чтобы в кормушках был корм. Если корм заканчивается, то дети могут взять на себя обязанность его туда подсыпать. Так дети учатся заботиться о птицах в то время, когда им трудно найти корм.
В старшем дошкольном возрасте у детей расширяются познавательные интересы. У детей всегда много вопросов об увиденном. Важно отвечать на детские вопросы. На экскурсиях дети просто засыпают воспитателей различными вопросами. Это хороший момент для экологического обучения дошкольников. Следует отметить, что важно обсуждать возникающие ситуации в моменте «здесь и сейчас», так как эмоциональный эффект позволяет закрепить полученные знания в памяти более эффективно.
Действительно, разговоры с детьми об экологии и непосредственное общение с миром природы во время прогулок быстрее затронет детское восприятие. У дошкольников разовьется экологическое мышление, и это поможет им осознать и принять к сердцу, что природу нужно любить и беречь. А о животных нужно заботиться.
Научится ли каждый дошкольник экологически мыслить, прочувствует ли он окружающий мир природы — все это будет зависеть от умения воспитателя донести экологические знания до детского сознания. Лишь обучив детей экологическим основам можно сказать с уверенностью, что эти дети будут поступать правильно, и за будущее планеты можно не беспокоиться. Поэтому в своей работе мы делаем упор на практическую работу в экологическом направлении в ДОУ. Наши воспитанники наблюдают за прорастанием семян, их ростом. Для осознания важности и пользы данного процесса мы делали упор на цель: выращивание зелени для домашнего питомца. В завершение данной деятельности воспитанники вместе с родителями подготовили фотоотчет. Неподдельный интерес вызывает участие в высадке цветочной рассады на клумбы на территории детского сада. Таким образом, мы реализовали проект «Украсим детский сад». Все лето дети наблюдали за жизнью посаженных растений и ухаживали за ними.
При составлении планирования по экологическому воспитанию мы учитываем возраст детей, их интересы, способности, возможности. В своей работе применяем различные методы и приемы: наблюдения, беседы, рассматривание, экскурсии, знакомство с живыми объектами, игры, экспериментирование, проектную деятельность, уход за животными и растениями, участие в экологических акциях и флешмобах.
Несомненно, наиболее эффективно воспитание экологической культуры будет реализовываться только благодаря активному взаимодействию с семьями воспитанников.
Чтобы выявить, как родители относятся к природе, и интересует ли их проблема экологического воспитание дошкольника, целесообразно провести анкетирование родителей. По его итогам строится дальнейшая работа с родителями. По результатам анкетирования 2022 года были определены следующие востребованные темы: организация экскурсий в заповедные места родного города и края, проведение благотворительных экологических акций, оформление экологического уголка в группе детского сада, размещение «Живого уголка», также поступило предложение по организации площадки по раздельному сбору мусора. Кроме того, третья часть участников анкетирования заявили о необходимости организации для детей уголка для экспериментирования и опытно-исследовательской деятельности. Очень интересной стала тема озеленения территории детского сада, так как было принято решение использовать элементы ландшафтного дизайна, чтобы поддержать интерес детей в данном направлении. В работе мы использовали природные материалы. В деревянном ящике-домике с отсеками дети разместили шишки, собранные заранее, кору деревьев, предварительно напиленные веточки деревьев, лыко. Во время одной из прогулок домик для насекомых был размещен на одной из клумб для дальнейшего наблюдения за жизнью насекомых. В процессе реализации проекта воспитанники познакомились с таким понятием как «экосистема», вспомнили правила безопасности при столкновении с насекомыми, изучили наглядные пособия с редкими насекомыми, внесенными в Красную Книгу. Обратная связь от совместной деятельности появилась сразу: ребята стали более осознанно и относиться к насекомым, которые встречаются на площадке для прогулок в детском саду. В группе было принято решение разместить флорариум с целью изучения вегетационных процессов растений. Работа над данным проектом находится в стадии разработки, так как осуществляется в рамках направления «Родитель-сопедагог».
Большое внимание в своей работе уделяю чтению художественной литературы - В. Бианки, Д. Мамина-Сибиряка, Е. Чарушина, А Пушкина, С. Есенина, А. Блока. На примере сказок учу детей различать добро и зло. На основе произведение детских писателей удается реализовать и инновационные подходы в экологической деятельности. Таким образом, по «Сказке про Козявочку» Д. Мамина-Сибиряка вместе с детьми был создан домик для Козявочки (элемент ландшафтного дизайна для дальнейшего исследования-наблюдения за жизнью насекомых на площадке для прогулок ДОУ).
С каждым возрастным этапом усложняются и расширяются задачи. В старшей и подготовительной группах проводится экспериментирование, организуются совместные экологические акции и проекты. Среди реализованных: высаживание лука, проращивание пшеницы, выращивание цветочной рассады и многие другие. Кроме того, привлекаю детей к высадке цветов на клумбе, посадке овощей на грядке, воспитывая и любовь к труду. Следует отметить, что совместное озеленение участка, группы формирует у ребят более бережное отношение к окружающей нас природе.
Слушая пение птиц, учу детей ценить прекрасное, знакомлю их с тем, какую пользу птицы приносят в народном хозяйстве. Дети проникаются любовью к ним, стараются оберегать, охранять их.
На примере птиц дети учатся устанавливать причинно-следственные связи: птицы прилетают тогда, когда тепло, появляется травка, просыпаются насекомые, а улетают тогда, когда становится холодно, сохнет травка, исчезают насекомые. В зимний период времени изготавливаем кормушки и подкармливаем птиц.
В старших группах проводим семейные конкурсы на лучшее изготовление поделок из природного материала, оформление букетов (конкурс рисунков «Берегите природу», конкурс кормушек «Покормите птиц зимой»).
Очень важную роль в экологическом воспитании ребенка играет музыка. Мы регулярно прослушиваем записи журчания воды, дождя, шелест листьев, пение птиц, разучиваем песни о природе. Проводили праздники на экологические темы: «Земля - наш общий дом», «Прилет птиц» и другие.
Немаловажную роль в экологическом воспитании занимает ознакомление и разучивание с детьми стихотворений о животных, природе. Все произведения подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей. На каждом возрастном этапе изменяется список произведений и расширяется список поэтов: А. Пушкин, А. Майков, М. Лермонтов, А. Блок, В. Жуковский, Е. Серов, И. Белоусов, М. Исаковский, А. Аким, С. Есенин, Ф. Тютчев, И. Суриков и другие.
Вместе с красотой родного слова детям передавалась любовь к родному краю, к природе. В результате нашей работы знания у детей систематизируются, дошкольники могут применять полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Дети растут, переходят из группы в группу. Но задачи остаются прежние – воспитать добропорядочных граждан. А это возможно только с помощью любви и бережного отношения к нашей земле.
ЛИТЕРАТУРА
1.Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.
2.Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.
3.Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // «Дошкольное воспитание», 1995.