Методическая разработка "Интерактивный пол"

Мелехина Наталья Ивановна

 

Методическая разработка

Интерактивный пол - одна из форм образовательной деятельности

В дошкольное образование технология «умный пол» пришла из реджио-педагогики. Создатель реджио-педагогики – итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци (1920–1994). Реджио-педагогика большое значение придает обучающим возможностям среды, которая окружает ребенка. Чтобы ребенок проявил интерес к природе, технике или искусству, у него должна быть такая возможность.

   Современные нейрофизиологи отмечают, что детский мозг вообще способен обучаться только в движении. Современная педагогическая технология «Обучение в движении», разработчиком которой является Марк  Львович  Вайнапель набирает  большую популярность в современной дошкольной педагогике.

Общеизвестно, что правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку возможности для разностороннего развития.

Технологию «Интерактивный пол» можно использовать для конструирования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ как систему визуализации знаний. Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный, игровой ресурс.

Можно выделить два блока игр.

Соответственно, сложилась следующая классификация.

Первый блок – мобильные игры с использованием готовых игровых полей. Игровые поля представляют собой баннерное полотно с изображением соответствующих элементов.

 

Второй блок – статичные напольные игры. Без возможности перемещения. Это игры, которые можно выполнить из цветного скотча, малярного скотча, изоленты, другого подручного материала. Они предназначены для игры на поверхности имеющегося пола в группе.

Мы в своей образовательной деятельности выделили первый блок – это мобильные игры, которые можно выполнить из цветного скотча на гибком   стекле.

Эти игры многофункциональны и фактически универсальны по содержанию, позволяют включать любой тематический материал.

Данные игры позволяют осуществлять, интеграцию двигательной, коммуникативной и познавательной активностей детей. Способствует эффективному взаимодействию всех участников образовательной деятельности без лишних затрат времени и средств.

Интерактивный пол дает педагогу возможность планирования игровой деятельности по всем образовательным областям.

Познавательное развитие.

Специально подобранные игры способствуют развитию познавательной активности детей, помогают легко воспринимать материал, закрепляют положительный опыт в решении поставленных игровых задач.

 Речевое развитие.

Игровое пространство интерактивного пола позволяет ребенку раскрыть свои таланты оратора и доброго собеседника. Составить рассказ по картинке, развить речевые способности и образную память, самостоятельно придумать загадки.

Физическое развитие.

 Невозможно представить ребенка без активных игр, которые помогают улучшить  координацию и моторику, способствуют общему физическому развитию. Используя возможности интерактивного пола, дети смогут поиграть в подвижные игры:

Важным плюсом подобных игр является возможность организовывать среди детей командные игры.

Художественно-эстетическое развитие. С помощью различных тематических карточек «Друдлы» дети развивают внимание, воображение, творческие способности, тренируют навыки нетрадиционного рисования, закрепляют техники декоративно – прикладного творчества.

Социально-коммуникативное развитие.

Замечательный детский писатель К.Д. Ушинский о игре сказал следующее: «…В игре формируются все стороны души человеческой: ум, сердце, воля». Интерактивный пол, как и любая другая игра, где задействована группа детей развивает ребенка как личность способную осознать свои действия, умеющую слушать, сопереживать, подчиняться общим правилам, аргументировать свои предложения. Было замечено, что в случае коллективной деятельности дети активно помогают друг другу с целью набора большего количества очков и достижения победы. Таким образом, интерактивный пол – это обучающая платформа, которая позволяет совместить увлекательную динамичную игру с интеллектуальной деятельностью. Подача образовательного материала и его закрепление осуществляется в игровой, развлекательной форме. Специально подобранный комплекс игр вырабатывает у детей реакцию и быстроту движений, то есть способствует их физическому развитию. В то же время это стимулирует общение между детьми и создает условия для речевой и познавательно-исследовательской практики.

Придумать и изготовить игры на полу совместно с ребенком очень просто. Можно воспользоваться готовыми идеями, а можно додумать или придумать игры самостоятельно.

Создавать «Интерактивный пол» можно начиная с групп раннего возраста, постепенно усложняя задания в соответствии с возрастом. По причине необходимости физических усилий для «игры» с полом, такой вид взаимодействия хорошо подходит тем детям, которые испытывают те или иные трудности в моторно-двигательном развитии. Кроме того, грамотное комбинирование традиционного обучения с работой на «интерактивном полу» дает прекрасные интеллектуальные  результаты.

Подробно изучив данную тему, была составлена картотека напольных игр – заданий для детей дошкольного возраста, которые решают множество образовательных задач: снимают гиподинамию, развивают координацию движений, формируют навык прыгать на одной ноге, учат взаимодействовать в команде и устанавливать правила для игры, активизируют речь, знакомят с названием геометрических фигур; формируют пространственные понятия:

«слева», «справа», «вверху», «внизу», «больше», «меньше»; учат соотносить предметы с геометрическими фигурами; формируют понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу», знакомят с цифрами , порядковым и обратным счетом в пределах 5; учат использовать порядковые, числительные «первый подъезд», «второй этаж», понимать пространственные понятия «над», «под», «между»; Формируют умение слушать, слышать, уважать точку зрения другого, правильно формулировать мысли и высказывать свое мнение, решать простые арифметические задачи; способствуют развитию интереса к буквам;  знакомят с методом опорного моделирования букв; развивают зрительную память и внимание, учат находить сходства и различия в начертании букв  и т.д.

Примеры заданий

2 младшая группа

1. «Геометрическое лото» - разложить в ряд  фигуры такой же формы: круг, квадрат, треугольник.

2. Игра «Кто, где живёт?»-расселить диких и домашних животных в домики

3. «Семья»- разделить диких и домашних животных на группы: папа, мама и детеныш.

4. «Большой, средний, маленький» – разложить предметы по размеру от большого до маленького.

5. «Один – много» - разложить предметы на две группы.

6. *Счет до 3-х – подобрать количество предметов к соответствующей цифре.

7. «Сказки» – выложить по порядку серию иллюстраций к сказке «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».

Средняя группа

  •  «Классики»- прыгать по цифрам по порядку от 1 до 5
  • «Геометрическое лото» - выложи в столбик фигуры одинаковой формы (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат)
  • «Транспорт» - разложи в три столбика водный, воздушный, наземный транспорт.

    4. «Учим стихи» -рассказать стихотворение по мнемотаблице.

    5. Лабиринт – найти правильный путь по предметам одинакового цвета.

 

Старшая группа

  • Квест «Ищем сказочные цифры» - найти цифры в сказках «Три поросенка», Волк и семеро козлят», «Как козленок считать учился»,
  • «Слева, справа, сверху, снизу»  - собрать нужные предметы по чек – листу.
  • «Плоский – объемный» - разложить картинки по группам

4. «Парковка»- припаркуй в гараж машины разного назначения – спецтранспорт, пассажирский транспорт, легковые автомобили»

5. «Рассказ по картинкам» – составить рассказ по картинкам

6. «Классификация предметов»: обувь, одежда, посуда, мебель, бытовые приборы.

7. «Дорисуй букву»  - правильно дорисовать букву.

 

Подготовительная к школе группа

1. «Ребусы» - разгадать слово по зашифрованным предметам.

2. «Четный-нечетный» - Прыгаем   по четным (или нечетным) числам.

3. «Задачи» - решить задачу по картинкам.

3. «Узоры русских мастеров» - Подобрать элементы росписи к изделиям народного прикладного творчества,

4. «Волшебные друдлы» - дорисовать незаконченный рисунок.

5. «Найди домик» - распределить мягкие и твердые звуки

6. «Состав числа»  -  заполнить числовой домик

7. «Составь картинку»- гжель, хохлома, городец, дымка.

 

Литература

Асамбаева М. Интерактивные методы обучения. – Каракол: Каракольский центр обучения взрослых, 2004 г;

Екжанова Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. Рекомендации/ Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.- М.: Просвещение,2009.- 175с.

Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС / Е.А.Стребелева, Ю.Ю.Белякова, И.А.Выродова и др. –М.: Экзамен,2007г.

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: наглядный материал / Е.А.Стребелева. – М.: Владос,2007 г.

Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика, игры, упражнения.- Ростов н/Д.,2006 г.

  Полякевич Ю.В., Осинина Г.И. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. -Волгоград, 2013.

  Сазонов В.Ф. Кинезиология, снимающая стресс.— Рязань, 2010.