Коррекция нарушений темпа и ритма речи у детей с различными речевыми нарушениями.
Логопедическая работа по коррекции темпоритмической организации ведётся через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения. Целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей.
Последовательность работы по формированию и коррекции темпоритмической организации.
I. Развитие восприятия ритмических структур.
Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) — громких и тихих, с короткими и длинными паузами: !!! ---; !!--!!--; ! !! !!; !-!-!-; --- --- и т.д. Логопед задаёт детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.
II. Развитие умения воспроизводить различный темп.
1. Восприятие и воспроизведение темпа в неречевом плане:
а) воспроизведение движений телом (повороты, прыжки, наклоны) в заданном темпе (медленный, умеренный, быстрый) и ритме;
б) чередование движений в различном темпе;
в) повтор за логопедом в определённом темпе ударов по музыкальному инструменту (барабан, бубен, ксилофон);
г) повторить заданный ритмический образец, прослушанный с закрытыми глазами: // // ///, //// / ///; сравнить две серии ударов, предъявленных последовательно: // // ↔ //// /; / /// //// ↔ // /// ////;
д) сопряжённо и отражённо отрабатываются ритмические рисунки: ритм повтора // // //, /// /// ///, / / /, //// //// //// (одинаковые карточки); ритм чередования / ////// / //////; / ////// / ////// (карточки разных цветов); ритм противопоставления / // / //; / // / // (карточки разных цветов и размеров).
2. Восприятие и воспроизведение темпа в речевом плане:
а) скоординированное с темпом и ритмом собственных движений (хлопки ладонью по столу; прыжки на одной, двух ногах; хлопки ладонями) воспроизведение слогов с разным темпом (ба – ба – ба, да – да – да, ва – ва – ва);
В ходе логопедической работы предусматривается постепенное усложнение предлагаемого речевого материала:
- на материале одинаковых слогов: «па'па /па'па, па'папа /па'папа, папа'/ папа', папапа'/ папапа'»;
- слогов с разными гласными и согласными звуками: «пы'па / пы'па, пыпа'/ пыпа', пы'папу/ пыпа'пу, пыпапу'»;
- односложных простых слов: «он, ем, сел, нос, сок, сын, кот, рот»;
- односложных слов со стечением: «трап, крот, смог, свет, квас»;
- двухсложных слов без стечения согласных с ударением, падающим на гласные (у, ы, и, э, о, а) первого слога: «зубы, рыба, вилы, эхо, Толя, Катя»;
- двухсложных слов без стечения согласных с ударением, падающим на гласные (у, ы, и, э, о, а) второго слога или последнего слога: «иду, кусты, старик, сапог, стена»;
- двухсложных слов со стечением согласных с ударением на первом слоге: «краска, сабля, масло, марка, тряпка, дочка»;
- двухсложных слов со стечением согласных с последним ударным слогом: «окно, доска, кирпич, матрос, очки»;
- трёхсложных слов без стечения согласных с ударением на первом, среднем, последнем слоге: «ягода, посуда, машина, сапоги, самолёт, колесо»;
- трёхсложных слов со стечением согласных с первым, средним, последним ударным слогом: «яблоко, автобус, скамейка, колбаса»;
- пар слов без перемещения ударного слога: а) односложные (без стечения и со стечением согласных): «гусь—гуси, зуб—зубы, стул—стулья, гвоздь—гвозди»; б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): «песня—песни, машина—машины, палец—пальцы, спица—спицы, спичка—спички»;
- пар слов с перемещением ударного слога: а) односложные (без стечения и со стечением согласных): «лист – листы, мост – мосты, дуб – дубы, долг – долги; бак – баки, мак – маки, ночь – ночи, столб — столбы, стол — столы»; б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): «доска—доски, дерево—деревья, окно— окна, колесо—колеса»;
- слов с различной слоговой структурой и местом отрабатываемого гласного (у, ы, и, э, о, а) по отношению к ударению в слове: «Уля, улей, утро; удар, укол, учитель; август, минус, папирус»;
б) произнесение словосочетаний и предложений простой и сложной синтаксической конструкции с различными комбинациями по месту ударения (отхлопывание слогового ритма с одновременным проговариванием):
- (ударение на первом слоге) – жёлтая тыква, быстрый поезд, стул занят, капает дождь; Мальчик бежит. Вечером холодно. На горке было много ягод. У дяди Васи / сильный голос. Петя целый день / был дома.;
- (ударение в середине слова) – зелёная рассада, великий писатель, весёлый ребенок, лошадка резвится, прозрачные сосульки, читаем предложение, любимая игрушка, сестрёнка приехала; Последняя остановка. Контрольная работа. Пугливый зайчонок / забился под корягой.;
- (ударение на последнем слоге) – трава в росе, разговор о тебе, нашли грибы, лежит апельсин, уснул бегемот, рубил дровосек; Переезд закрыт. Ученики пошли поливать цветы. У снеговика на голове ведро, / а в руках метла.;
- (различные комбинации ударений) – плачет мышонок, чистая просторная комната, лепить из пластилина; Катя подошла к своему столу. Ветка хрустнула и обломилась. Мама бегом бросилась в сад. Хозяин вытащил / тяжёлое ведро из колодца. В саду вырос / душистый цветок.;
в) отстукивание ритмического контура слова, словосочетания, предложения и стихотворения с последующим воспроизведением его слоговой структуры: та-Та-та (машина), Та-та (липа), та-та-Та (молоко); та-Та-та та-та-Та (сбежало молоко); та-Та-та та-та-Та (сбежало молоко); та Та-та та-Та-та та-та-Та (у мамы сбежало молоко); та Та-та та-Та-та та-та-Та (у мамы сбежало молоко); та Та-та та-Та-та та-та-Та (у мамы сбежало молоко);
г) прослушивание ритма стихотворения, похлопывание и протопывание его в нужном ритме (в начале воспроизведение текста с отработанными движениями, затем произнесение текста без сопутствующих движений): «Это кто? Это кто, по дороге скачет? Это наш озорной непоседа-мячик». Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка слова, стихотворения, фразы.
д) подбор подходящей строчки из стихотворения к прослушанному ритмическому рисунку, который демонстрирует учитель-логопед: «Мяу! Мяу! Кот пищит. У меня живот болит». (Та та-Та).
Этапы развития умения воспроизводить различный темп речи:
а) воспроизведение темповой характеристики фразы сопряженно с логопедом;
б) воспроизведение темповой характеристики фразы отражённо, вслед за логопедом;
в) самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы.
Задания:
• определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка;
• определить на всём протяжении рассказа (стихотворения), как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком);
• привести примеры, когда необходимо говорить быстро (при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т. д.);
• привести примеры, когда нужно говорить медленно (например, когда что-либо объясняешь, когда загадываешь загадку и т. д.);
• определить подходящий для высказывания темп речи;
• заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, затем в быстром темпе;
• произнести по сигналу логопеда фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном);
• разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа;
• моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи — например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с маленьким ребенком и т. д.
Игровые упражнения:
1. «Угадай, как надо делать».
Логопед произносит одну и ту же фразу несколько раз в разном темпе: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Затем в игру вводятся другие фразы, например: «Мы с Антошкой едем по дорожке», «Ветерок играет с листочками» и т. д.
2. «Дождик».
Логопед читает стихотворение:
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва:
Кап, кап, кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять:
Кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Кап, кап, кап.
Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова «Кап, кап, кап». В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.
3. «Дятел».
Логопед произносит двустишие несколько раз в разном темпе:
Дятел дерево долбит,
На весь лес он стучит.
Детям предлагается произносить слова «тук-тук, тук-тук» в том же темпе, в котором было произнесено двустишие. Далее дети произносят данное двустишие в разном темпе, в зависимости от просьбы логопеда.
4. Упражнения на развитие координации речи с движением.
Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий.
Под музыку дети проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.
Перед нами луг широкий — разводят руки широко в стороны.
А над нами дуб высокий — поднимаются на носки, поднимая руки
вверх.
А над нами сосны, ели — ритмично делают наклоны в стороны,
покачивая поднятыми вверх руками.
Головами зашумели
Грянул гром — делают хлопок.
Сосна упала — делают наклон вперед и вниз, опуская
руки.
Только ветками качала — ритмично покачивают опущенными
руками.
5. Прочти стихотворение, вставь пропущенные слова.
Цель: Выявить возможности детей чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу.
Инструкция: Прослушай стихотворение: а) подбери из нескольких слов нужное; б) подбери сам слово, которое подходит по ритму и по смыслу.
На шесте, ветвях, на крыше
Гнезда вьет он, где повыше,
Ест лягушек, что попались,
С клювом длинным белый …… (попугай, аист, лебедь)
(В. Талызин)
В самых разных морях они водятся
И опасны, коль рядом находятся.
Может съесть даже ножку от стула
Если пахнет съедобным …… (рыба, кит, акула)
(В. Талызин)
Кто там крылышками машет
И цветка иного краше?
И похожа на жучка
Балерина …….. (птичка, бабочка, стрекоза)
(В.Талызин)