подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе

Федорова Надежда Геннадьевна

Тема «Зима»

Цель: Расширить знания детей по теме «Зима»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Задачи:

Образовательные задачи

Расширить и уточнить элементарные знания о зиме
 Совершенствовать грамматический строй речи

 Формировать умение распространять предложения с помощью слов-действий


Коррекционно-развивающие задачи:

 Развивать слуховое внимание и восприятие.

  Развивать память.
 Развивать общую и мелкую моторику.
 Развивать мимику.
 Развивать зрительное восприятие.


Воспитательные задачи:

 Воспитывать умение работать в коллективе.

  Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Зима», сюжетные картинки на тему зимние игры и явления, предметные картинки с изображением лисы и зайца; резиновый мяч, ватный снежок, конверты с заданиями, бумажные снежинки.

Ход занятия:

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места. Прежде чем начать наше занятие, давайте с вами повторим правила красивой речи: «Ясно, четко говорим, никогда мы не спешим!» Молодцы! А теперь внимательно послушайте, о каком времени года я сейчас буду говорить.

 

С каждым днём все холоднее,

Греет солнце всё слабее,

Всюду снег, как бахрома,-

Значит, к нам пришла….

Дети: эта загадка о зиме

 Правильно, ребята! Вы верно отгадали. Мы с вами будем продолжать говорить о зиме, которая уже давно вступила в свои права. Сегодня мы будем вспоминать все, что знаем об этом времени года и о его приметах.

 

 

II основной этап

 А сейчас посмотрите, кто прилетел к нам в гости на занятие, к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше

А сейчас давайте вместе с вами рассмотрим картины. Скажите, какое время года на них изображено? Отвечайте на мои вопросы полным предложением. (На этих картинах изображена зима).

- Правильно! А какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы).

- А теперь скажите, что бывает зимой? Отвечайте со слов зимой…

Дети отвечают на вопросы:

Зимой выпадает белый и пушистый снег.

Зимой дует сильный ветер.

Зимой дети делают кормушки для птиц и вешают их на деревья.

Зимой дети катаются на коньках и на санках, играют в хоккей.

Зимой дети лепят снеговика.

 Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.

5. Дидактическая игра «Подбери слова»

– зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. 

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Снежинки сегодня прилетели к нам в гости не одни, они привели с собой много друзей. А кого вы будете отгадывать из загадок. Слушайте первую загадку.

Кисточки на ушках,

И пушистый хвост,

Красивая зверушка,

В дупле несёт свой пост,

Орешки грызёшь, шишки,

По веткам пробегает,

И на зиму излишки

Запасов собирает…(это белка)

 

Вывешиваю картинку с изображением белки.

- Правильно! Это белка! Белка принесла с собой конвертик с заданием. Белка предлагает вам поиграть в игру. Вы сейчас должны будете сесть на ковер. Я вам буду катить снежок и задавать вопрос, а вы должны будете поймать снежок и ответить на мой вопрос одним словом.

- Если днем светит солнце, то день (какой?) – солнечный

- Если утром мороз, то утро (какое?) – морозное

- Если горка сделана изо льда, то горка (какая?) – ледяная

- Если ночью холод, то ночь (какая?) – холодная

- Если зимой часто идет снег, то зима (какая?) – снежная

- Если днем дует сильный ветер, то день (какой?) – ветряный

- Молодцы! С этим заданием вы справились очень хорошо. А сейчас садитесь на свои стульчики и слушайте следующую загадку.

Следующее задание ребята, вам предстоит составить предложения о зиме по картине

Логопед помещает на наборное полотно картину.

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

– Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

– Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.

– Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».

Теперь давайте с вами отправимся во двор на прогулку.

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«идут» по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

К нам пришел еще гость, а кто это вы сейчас угадаете:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленький зимой,

А в шубке серой – летом (Это заяц)

Правильно и это заяц,  он принес вам конверт с новыми вопросами

Упражнение «Где это бывает?»

– Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.

– Где лежит снежинка?
– Где висит сосулька?
– Где замерз лед?
– Где катаются дети?
– Где слепили снеговика?
– Где стоят санки?

 Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпча­тый, мягкий,     искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

б) О чем можно сказать:

Морозный что? — день, вечер, ветер…

Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…).

Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…).

Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).

Я очень рада, то вы любите зиму. А какие игры можно играть зимой? Какие слова-признаки вы можете назвать про зиму?

III. Итог

– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

– Что мы делали на занятии?

– Что понравилось?

Все молодцы! Работали хорошо.

До свидания!