подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе
Тема «Зима»
Цель: Расширить знания детей по теме «Зима»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
Задачи:
Образовательные задачи
Расширить и уточнить элементарные знания о зиме
Совершенствовать грамматический строй речи
Формировать умение распространять предложения с помощью слов-действий
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать слуховое внимание и восприятие.
Развивать память.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать мимику.
Развивать зрительное восприятие.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение работать в коллективе.
Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: сюжетные картинки по теме «Зима», сюжетные картинки на тему зимние игры и явления, предметные картинки с изображением лисы и зайца; резиновый мяч, ватный снежок, конверты с заданиями, бумажные снежинки.
Ход занятия:
I Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места. Прежде чем начать наше занятие, давайте с вами повторим правила красивой речи: «Ясно, четко говорим, никогда мы не спешим!» Молодцы! А теперь внимательно послушайте, о каком времени года я сейчас буду говорить.
С каждым днём все холоднее,
Греет солнце всё слабее,
Всюду снег, как бахрома,-
Значит, к нам пришла….
Дети: эта загадка о зиме
Правильно, ребята! Вы верно отгадали. Мы с вами будем продолжать говорить о зиме, которая уже давно вступила в свои права. Сегодня мы будем вспоминать все, что знаем об этом времени года и о его приметах.
II основной этап
А сейчас посмотрите, кто прилетел к нам в гости на занятие, к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше
А сейчас давайте вместе с вами рассмотрим картины. Скажите, какое время года на них изображено? Отвечайте на мои вопросы полным предложением. (На этих картинах изображена зима).
- Правильно! А какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы).
- А теперь скажите, что бывает зимой? Отвечайте со слов зимой…
Дети отвечают на вопросы:
Зимой выпадает белый и пушистый снег.
Зимой дует сильный ветер.
Зимой дети делают кормушки для птиц и вешают их на деревья.
Зимой дети катаются на коньках и на санках, играют в хоккей.
Зимой дети лепят снеговика.
Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.
Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.
5. Дидактическая игра «Подбери слова»
– зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .
Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .
Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Снежинки сегодня прилетели к нам в гости не одни, они привели с собой много друзей. А кого вы будете отгадывать из загадок. Слушайте первую загадку.
Кисточки на ушках,
И пушистый хвост,
Красивая зверушка,
В дупле несёт свой пост,
Орешки грызёшь, шишки,
По веткам пробегает,
И на зиму излишки
Запасов собирает…(это белка)
Вывешиваю картинку с изображением белки.
- Правильно! Это белка! Белка принесла с собой конвертик с заданием. Белка предлагает вам поиграть в игру. Вы сейчас должны будете сесть на ковер. Я вам буду катить снежок и задавать вопрос, а вы должны будете поймать снежок и ответить на мой вопрос одним словом.
- Если днем светит солнце, то день (какой?) – солнечный
- Если утром мороз, то утро (какое?) – морозное
- Если горка сделана изо льда, то горка (какая?) – ледяная
- Если ночью холод, то ночь (какая?) – холодная
- Если зимой часто идет снег, то зима (какая?) – снежная
- Если днем дует сильный ветер, то день (какой?) – ветряный
- Молодцы! С этим заданием вы справились очень хорошо. А сейчас садитесь на свои стульчики и слушайте следующую загадку.
Следующее задание ребята, вам предстоит составить предложения о зиме по картине
Логопед помещает на наборное полотно картину.
– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
– Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.
– Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.
Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.
– Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».
- Теперь давайте с вами отправимся во двор на прогулку.
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«идут» по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)
К нам пришел еще гость, а кто это вы сейчас угадаете:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленький зимой,
А в шубке серой – летом (Это заяц)
Правильно и это заяц, он принес вам конверт с новыми вопросами
Упражнение «Где это бывает?»
– Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.
Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.
– Где лежит снежинка?
– Где висит сосулька?
– Где замерз лед?
– Где катаются дети?
– Где слепили снеговика?
– Где стоят санки?
Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?
а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).
Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).
День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).
Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).
Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).
Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).
б) О чем можно сказать:
Морозный что? — день, вечер, ветер…
Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…).
Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…).
Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).
Я очень рада, то вы любите зиму. А какие игры можно играть зимой? Какие слова-признаки вы можете назвать про зиму?
III. Итог
– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
– Что мы делали на занятии?
– Что понравилось?
Все молодцы! Работали хорошо.
До свидания!