Конспект занятия с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии" с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Пульс.".
Конспект ООД
с использованием цифровой лаборатории
«Наураша в стране Наурандии»
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Пульс»
Подготовила: воспитатель высшей категории Поднозова Т.И
Цель: Формирование умения детей проводить лабораторные опыты и
исследования.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «пульс»;
2. Обогащать и уточнять представления детей об устройстве и
функционировании системы кровообращения (сердце, кровеносные сосуды,
их функции и расположение в теле человека; кровь, её назначение);
3. Формировать умение измерять пульс человека;
4. Закреплять умение пользоваться датчиком пульса цифровой лаборатории
«Наураша»;
5. Способствовать развитию у детей логического мышления, памяти,
внимания, познавательной и речевой активности и инициативности, умения
анализировать, сравнивать, делать выводы.
6. Расширять словарный запас детей: обогатить словарь детей словами и
словосочетаниями: кровеносные сосуды, пульс, фонендоскоп, кислород,
кровь.
7. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам
Средства:
- ноутбук,
- экран,
- лоток с набором для эксперимента «Пульс»,
- фонендоскоп,
- рисунок строения сердца.
Способы:
- Мотивация
- Рассказ о сердце и его работе
- Исследовательская работа
- Физкультминутка
- Рефлексия
Предварительная работа:
изучение правил пользования датчиком пульса в цифровой лаборатории
Ход :
I.Мотивация.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам на электронную почту пришло письмо, а
вместо имени адресата - загадка. Кто же нам мог прислать это послание?
Это что за очень странный,
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт свой длинный.
Кто же это?…
Дети: БУРАТИНО!
Воспитатель: Хотите узнать, что нам пишет Буратино?
Дети: Хотим.
Воспитатель читает письм.
«Дорогие мои друзья! Мой Папа Карло жалуется на боли в груди и говорит,
что это, наверное, болит сердце. А я даже не знаю, что это такое, зачем оно
нужно и как оно работает. А без этих знаний я не могу ему помочь. Очень
прошу вас – помогите! Ваш друг Буратино»
Воспитатель: Почему же Буратино не знает что такое сердце?
Дети: У него нет сердца, потому что он сделан из дерева.
Воспитатель: Как мы можем помочь ему?
Дети: Рассказать о сердце.
Воспитатель: Откуда мы можем узнать про сердце, кто нам поможет?
Дети: Мы может обратиться к нашему другу Наураше, нужно
отправится в его лабораторию.
2. Рассказ о сердце и его работе.
Далее дети работают в цифровой лаборатории «Наураша в стране
Наурандии» в разделе «Пульс» по инструкции Наураши на экране.
Воспитатель: Сначала я предлагаю вам отгадать загадку:
У меня в груди, вот тут –
Слышишь? – часики идут.
Звук их радостен и тих.
Только кто заводит их?
Дети: это сердце.
Воспитатель: Правильно, ребята. А кто из вас знает, где находится
сердце?
Дети: Сердце находится слева от грудной клетки.
Воспитатель: Сердце – это самый важный орган человеческого организма.
От него зависит самочувствие и правильность работы всех остальных
органов человека. Можно сказать, что сердце отвечает за все процессы в
организме. Сердце работает у человека всю жизнь беспрестанно.
Сердце – это орган, который состоит из мышцы. Мышца сердца попеременно
то сокращается, то расслабляется.
3. Исследовательская работа.
Опыт 1. «Размер сердца»
Воспитатель: Как вы думаете какого размера сердце?
Как определить размер нашего с вами сердца?
Дети: По кулачку.
Воспитатель: Давайте сожмём свои кулачки и узнаем, какого размера у каждого сердце. У всех одинаковые кулачки?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вот и размер сердца у всех разный. А по мере вашего
взросления вырастет и ваше сердце.
Сердце непрерывно сокращается и расслабляется. Оно – главный двигатель
крови в нашем организме.
Когда сердечная мышца расслабляется, в сердце по трубочкам –
кровеносным сосудам – вливается кровь. Когда сердце сжимается, оно, как
насос, выталкивает кровь в другие кровеносные сосуды. Крупные
кровеносные сосуды разветвляются на всё более мелкие. Из сердца по
кровеносным сосудам кровь идёт во все органы тела. Она снабжает их
питательными веществами и кислородом. Когда сердце расслабляется, кровь,
обежавшая всё тело, снова возвращается и заполняет его. Такое движение в
организме называется кровообращением. Это удивительный орган
напоминает двухэтажный дом (рисунок сердца). Наверху в доме две
комнаты , называются предсердиями (правое и левое). Из комнат идут двери, их называют клапанами.
Клапаны открываются и закрываются.
Опыт 2. «Мышцы сердца»
Воспитатель: Сожмите, пожалуйста, еще раз кулачки. Теперь сжимайте и
разжимайте кулак. Долго вы сможете так работать?
Дети: нет
Воспитатель: Да, через несколько минут вы устанете. А мышцы сердца
намного выносливее, чем мышцы рук.
Сердце человека никогда не останавливается и делает за день до 12-ти тысяч
ударов (сокращений). За это время оно вырабатывает энергию, которой
хватило бы, чтобы поднять целый поезд.
Толчки крови, выбрасываемой с силой из сердца, мгновенно отдаются в
кровеносных сосудах. Это называется – ПУЛЬСОМ.
Когда человек лежит, сердце делает 60 ударов в минуту, при ходьбе – до 90
ударов, а при быстром беге –примерно 120 ударов в минуту.
Воспитатель показывает фонендоскоп.
Воспитатель: Ребята, вы видели когда-нибудь этот предмет? Кто знает, как
он называется? ФОНЕНДОСКОП.
Воспитатель: А где вы его видели?
ДетИ: В больнице у врача.
Воспитатель: Что врач слушает фонендоскопом?
Дети: сердцебиение, легкие.
Воспитатель вызывает двух детей и дает им послушать удары сердца
друг друга.
Воспитатель: - Как вы думаете, различаются ли удары сердца у каждого из нас?
Дети: Различаются.
Воспитатель: Конечно, все люди разные, и сердце у всех работает по-своему, в
зависимости от того, что мы делаем в данный момент: отдыхаем, спим,
поднимаемся по лестнице, а может быть, грустим. Сердце реагирует на
любые изменения и волнение человека. Когда мы плачем, волнуемся, бежим
или прыгаем, наше сердце бьется сильнее и чаще.
Воспитатель: А сейчас все вместе увеличим нагрузку на свое сердце.
4. Физкультминутка.
Начинаем бег на месте,
Веселее, дружно, вместе.
1, 2, 3, 4, 5 - никому нас не догнать.
3, 4, 5 и 6 – надо всем на место сесть!
Затем воспитатель показывает, как измерить свой пульс, если у тебя нет с
собой прибора. Дает возможность найти на внутренней стороне запястья
левой руки свой пульс. (Дети находят пульс на запястье своей руки и руки
другого ребенка).
Воспитатель: Прижмите пальцы к тому месту на руке, где начинается кисть. Здесь
кровеносные сосуды подходят близко к поверхности кожи. Во время каждого
сокращения сердца его толчок отдаётся и в кровеносных сосудах. Это
ПУЛЬС. Число ударов сердца и пульса совпадают.
Опыт 3. «Чье сердце бьется быстрее – ребенка или взрослого?»
Ребенок измеряет датчиком свой пульс и пульс других присутствующих
взрослых(воспитателя), затем помогает детям измерить датчиком их пульс в
спокойном состоянии.
Выводы: Пульс взрослого меньше, чем у ребенка. (Пульс у взрослого 60-
70 ударов в минуту, а у детей пульс 90 ударов в минуту)
Воспитатель: - Почему у детей пульс больше , чем у взрослых ?
Дети: Потому что мы много двигаемся , прыгаем, бегаем и т.д.
Воспитатель: Когда пульс повышается ?
Дети: При физических нагрузках. Если человек болеет.
Воспитатель: Когда человек много двигается , то пульс
ускоряется. А когда человек спокоен , то пульс замедляется.
Для того чтобы сердце всегда оставалось здоровым, нужно тренировать свою
выносливость с помощью физкультурных занятий. Такие занятия помогут
научить сердце и легкие быстро восстанавливать свой спокойный ритм.
5. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята, сегодня мы с вами плодотворно поработали.
Что вы узнали сегодня нового в лаборатории?
Дети: Мы узнали как работает сердце, что такое пульс, почему у разных людей пульс разный, чем пульс взрослого отличается от пульса ребенка.
Воспитатель: Теперь мы точно поможем Буратино. А он научит Папу Карло, что нужно делать, чтобы наше сердце было всегда здоровым.