Родительское собрание в средней группе "Музыкальное воспитание дошкольника"
Выступление на родительском собрании
в средней группе
2023г.
Тема:
«Музыкальное воспитание дошкольника»
Здравствуйте Уважаемые родители. Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о музыкальном воспитании дошкольника. Одна из наиболее таинственных и загадочных форм искусства и художественной выразительности – музыка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду.
Я не случайно взяла эту тему сегодня. Из опыта: одна мамочка как -то сказала , что ее ребенку не нужно обучаться музыке, он все равно не будет певцом и артистом. Конечно же я с ней провела беседу, о том,что у меня нет цели чтобы дети стали артистами и певцами. Но исходя из моей практики за 15 лет обучения детей в детском саду: многие посещая мои музыкальные занятия в течении 4-5 лет приобретают умения, навыки, развиваются и после выпуска из детского сада поступают в музыкальные школы, Дк такие как Маяковский, Артем, Гагарина. После, поступают в музыкальное училище, институт. Становятся певцами, музыкантами. Да, кто- то из вас скажет, что это он потом приобрел обучаясь уже в выше перечисленных заведениях, при чем тут детский сад? Я говорю о тех детях, в которых я заметила музыкальные способности и стала их дальше развивать или когда ребенок своим старанием, трудом добивается высоких результатов и потом проявляет себя в разных видах музыкальной деятельности. Они начинают в саду петь чисто, красиво, танцевать артистично, выступать в мьюзиклах таких как Дюймовочка, Снежная Королева, Буратино, Алиса в стране чудес. Выступать на большой сцене, участвовать в городских, всероссийских конкурсах занимая призовые места. И некоторые из этих детей стали Юными дарованиями Кузбасса, Прокопьевска. И сейчас многие из выпускников и их родители выражают благодарность , за то,что были раскрыты таланты в их детях. Конечно это не значит ,что все дети поступают в муз. школу после выпуска МБДОУ, многим музыкальное развитие в МБДОУ помогает лучше учиться в школе и проявлять творческие способности в кружках на базе школы. Ведь музыкальное развитие это не только музыкальные способности но и речевые, математические, физические, культурные-эстетические.
Теперь о Музыкальном воспитании –оно является одним из средств формирования личности ребёнка, оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, так и в физическом развитии. Гармоничное сочетание познавательного и физического развития, духовной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.
Музыка является средством эстетического воспитания ребенка
Ребенок чувствует настроение музыки при прослушивании музыкальных произведений, передающей душевное состояние человека, учиться сравнивать, оценивать музыкальные явления. Слушая музыку, дети создают элементарный художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. У воспитанников формируется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творчество.
Музыка формирует духовное развитие ребенка
Известно, что звуки музыки бывают подчас красноречивее, чем беседы или указания. Знакомя детей с произведениями разных направлений, жанров, композиторов, мы побуждаем их к переживанию новых внутренних чувств: грустная –веселая музыка, шутливая – сердитая, красивая –нежная. Музыкальные сеансы влияют на мотивы поведения дошкольников.
Музыка активизирует умственные, речевые способности
Музыкальная деятельность требует сосредоточения внимания, наблюдательности- при прослушивании музыкальных произведений, сообразительности- в исполнении хореографических номеров , познавательной активности- играя в музыкально-дидактические игры, речевой-слуховой при исполнении песен разного характера.
Музыка развивает физические качества
Музыка побуждает детей к активным движениям - у детей улучшается осанка, координация, все виды физических качеств.
«Музыкальная деятельность формирует многогранный процесс, который всесторонне развивает детей»
Цель музыкального воспитания - подготовить к школе эстетически воспитанного и развитого ребёнка. Умеющего думать, размышлять, фантазировать, импровизировать, принимать правильные решения.
ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
- Воспитывать любовь и интерес к музыке: через пение- слушание. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.
- Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
- Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и хороводах; использования выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.
В детском саду проводятся 2 музыкальных занятия в неделю - в средней группе оно длится 20 мину. Занятия проводит музыкальный руководитель со специальным образованием. На занятиях дети учатся петь, обучаются движениям под музыку, танцуют, играют в музыкальные игры, учатся играть на детских музыкальных инструментах, учатся слушать и понимать музыку.
Уважаемые родители! Ваш ребенок от природы музыкален. Так что же такое музыкальность?
Это комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве. Смена музыкальной деятельности подразумевает ребенком применение силы воли, сосредоточения, внимания, организованности; формируются личностные качества детей.
Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.
Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность». Итак, постарайтесь запомнить главное:
чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.
Детский сад не ставит перед собой основной задачей воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели – воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребёнка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.
Возрастные особенности детей 3 -4 лет. Четвертый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов «почему?» и «отчего?». Ребенок наблюдателен, способен определить:
- музыка - веселая, радостная, спокойная;
- звуки - низкие, громкие, тихие;
- инструмент - на котором играют мелодию (рояль, скрипка, баян)
Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске с атрибутами-без. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Налаживается вокально-слуховая координация. Дети приобщаются к классической, народной, современной музыке, через слушание и - исполнение индивидуальных общих танцев. В этом году детки смогут проявить себя в игре на шумовых, в дальнейшем ударных, народных музыкальных инструментах. У них проявляется интерес к пению, к исполнению. Задача взрослых - поддерживать интерес детей к музыке!!!!!!!
Как вы, родители, можете повлиять на развитие музыкальных способностей ваших детей.
Рекомендации
- Беседуйте с детьми о впечатлениях, полученных на занятиях по музыке.
- Поддерживайте интерес к музыке: посещая с детьми театры, балеты, концерты.
- Дома вы можете собрать домашнюю фонотеку-классическую, народную, современную детскую музыку.
- Участвуйте в мероприятиях дошкольного учреждения по проблемам музыкального развития.
- По желанию можно получить консультацию от музыкального руководителя.
- Так же с ребенком можно просматривать музыкальные интересные видео дидактические игры, викторины. Которые есть в свободной доступности в интернете- ребенку познавательно и интересно.
- Играйте в музыкальные игры. Например: «Пропой свое имя», «Какой инструмент звучит?», «Кто на каком инструменте играет?»
- Пойте песенки с ними каждый день из репертуара детского сад и просто из добрых советских мультфильмов и хороших познавательных современных.
Все это поможет воспитать ваших дошколят среднего возраста творческими личностями.
Так же вы сможете посещать утренники-детки уже подросли- приобрели определенные умения, навыки. И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям предоставляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания.
Несколько основных правил, пожеланий
- Поскольку на музыкальных занятиях и на утренниках одним из видов деятельности является движение, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, легкая. Самый распространенный вариант - чешки.
- Приходя на утренник– следите за своим внешним видом. Праздник ребенка – это и ваш праздник. Не забывайте приносить сменную обувь.
- Не отказывайтесь от участия в конкурсах и совместных номерах, играх! Дети гордятся выступлением своих родителей. Да и вы, скорее всего, получите удовольствие, ненадолго став ребенком. Поддерживаете положительный эмоциональный настрой ребенка; напоминайте правила поведения на утреннике.
- Почему важно присутствие родителей на утреннике? Для ребенка принципиально отличается выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед любимым человеком, чье мнение для него очень важно. Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребенка. Ни в коем случае не обнадеживайте его! Ребенок будет ждать, постоянно смотреть на дверь, откажется выступать и утренник пройдет мимо него. Постарайтесь не опаздывать. Если все-таки это произошло, заходите в зал, не привлекая внимания, и займите любое свободное место, не мешая другим зрителям.
- К чему приводят опоздания? На праздник ребёнок приходит с испорченным настроением (мама не пришла). Во время праздника заходит мама или папа – у ребёнка непроизвольный всплеск радостных эмоций, он машет рукой, чтобы мама его заметила, выкрикивает. Внимание всех детей переключается на это событие, а воспитателю теперь придётся очень постараться, чтобы дети вспомнили, зачем они сюда пришли.
- Нельзя отвлекать ребенка разговорами и выкриками с места во время праздника, а так же подзывать к себе, чтоб поправить одежду.
- Нельзя выбегать в зал во время утренника. Даже, если вы увидели, что у ребенка что-то развязалось или отклеилось. Хорошо, если это – последний отвлекающий момент. Но тут как назло зазвонил телефон!!!
- Не забывайте, пожалуйста, отключать мобильные телефоны. И уж, конечно, не заводите разговор по телефону на утреннике. Уважайте и педагогов, и своих детей.
- Разговоры друг с другом тоже следует исключить. Если не интересен момент утренника вам, помните, он может быть интересен тем родителям, чей ребёнок сейчас выступает.
- Фото и видео съёмка. Конечно, каждому хочется запечатлеть радостное настроение своего ребёнка на празднике. Но помните, что просить его всё время смотреть в камеру, махать рукой и тем более привлекать к себе внимание прямо на утреннике не стоит.
- После праздника дети и воспитатель организованно уходят в группу, родители выходят из зала после этого. Бывает, что в один день проходит несколько утренников подряд, а между утренниками обязательно нужно проветрить помещение. Пожалуйста ,после утренника не задерживайтесь.
- Поддержка и аплодисменты. Без доброжелательных, благодарных зрителей, без аплодисментов не могут обойтись даже профессиональные артисты. А ваши дети тем более. Не жалейте ладош. Нуждаемся в вашей поддержке и мы, педагоги. Нам всегда хочется услышать ваши отзывы, пожелания.
- Для ребенка утренник — это серьезное событие и очень ответственное. Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется! Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не придавайте этому значения и уж ни в коем случае не устраивайте «разбор полетов», и не сравнивайте своего ребенка с Машей, Сашей или Мишей. Ваш ребенок — самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе.
В заключении хочется пожелать вам, чтобы к концу пребывания в нашем детском саду ваши дети были все музыкальными, артистичными, активными, смелыми и уверенными в себе. Чтобы в каждом зародилась искра таланта и освещала дорогу всю жизнь.
Спасибо всем за внимание!!!
Как вы, родители, можете повлиять на развитие музыкальных способностей ваших детей.
Рекомендации
- Беседуйте с детьми о впечатлениях, полученных на занятиях по музыке.
- Поддерживайте интерес к музыке.
- Посещайте с детьми театры, балеты, концерты.
- Дома вы можете собрать домашнюю фонотеку-классическую, народную, современную детскую музыку.
- Участвуйте в мероприятиях дошкольного учреждения по проблемам музыкального развития.
- По желанию можно подойти ко мне для консультации.
- Так же по желанию с ребенком просматривать музыкальные интересные видео дидактические игры, викторины.
- Играйте в музыкальные игры. Например: «Пропой свое имя», «Какой инструмент звучит?», «Кто на каком инструменте играет?»
- Пойте песенки с ними каждый день из репертуара детского сад и просто из добрых советских мультфильмов и хороших познавательных современных.
Как вы, родители, можете повлиять на развитие музыкальных способностей ваших детей.
Рекомендации
- Беседуйте с детьми о впечатлениях, полученных на занятиях по музыке.
- Поддерживайте интерес к музыке.
- Посещайте с детьми театры, балеты, концерты.
- Дома вы можете собрать домашнюю фонотеку-классическую, народную, современную детскую музыку.
- Участвуйте в мероприятиях дошкольного учреждения по проблемам музыкального развития.
- По желанию можно подойти ко мне для консультации.
- Так же по желанию с ребенком просматривать музыкальные интересные видео дидактические игры, викторины.
- Играйте в музыкальные игры. Например: «Пропой свое имя», «Какой инструмент звучит?», «Кто на каком инструменте играет?»
- Пойте песенки с ними каждый день из репертуара детского сад и просто из добрых советских мультфильмов и хороших познавательных современных.
Как вы, родители, можете повлиять на развитие музыкальных способностей ваших детей.
Рекомендации
- Беседуйте с детьми о впечатлениях, полученных на занятиях по музыке.
- Поддерживайте интерес к музыке.
- Посещайте с детьми театры, балеты, концерты.
- Дома вы можете собрать домашнюю фонотеку-классическую, народную, современную детскую музыку.
- Участвуйте в мероприятиях дошкольного учреждения по проблемам музыкального развития.
- По желанию можно подойти ко мне для консультации.
- Так же по желанию с ребенком просматривать музыкальные интересные видео дидактические игры, викторины.
- Играйте в музыкальные игры. Например: «Пропой свое имя», «Какой инструмент звучит?», «Кто на каком инструменте играет?»
- Пойте песенки с ними каждый день из репертуара детского сад и просто из добрых советских мультфильмов и хороших познавательных современных.