Занятия по ФЦКМ "ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭКОНОМИКИ"
Конспект НОД «Путешествие в мир экономики» для детей 6-7 лет
Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить представление, об экономических понятиях: товар, цена, бартер, доход, расход, банк, благотворительность.
- Закрепить знания детей о профессиях и предметах труда, относящихся к определенной профессии;
- Учить решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
- Учить детей определять направления и источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.
Развивающие:
- Развивать экономическое мышление; память, внимание; упражнять детей в математических расчётах.
Воспитывающие:
- Воспитывать социально-нравственные качества: рациональность, милосердие, отзывчивость.
Материалы и оборудование: слайды для занятия, столы (3 штуки, стулья по кол-ву детей, счетные палочки на каждого ребенка, мяч, письмо, коробочка с медалями, изображение на картинках профессий и предметы труда к данным профессиям.I
Ход занятия
I. Мотивация. Постановка цели
Воспитатель: - Дети почтальон оставил для нас письмо, посмотрим что там написано.
(открывает конверт).
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гном Эконом. Я узнал, что вы изучаете финансовую грамотность. Умеете считать деньги. Поэтому я хочу пригласить вас на экскурсию в свой город Эконом-град. Здесь вы сможете проверить свои знания по финансовой грамотности и получить медаль «Юный финансист». Буду ждать встречи с вами в Эконом - граде».
Воспитатель: - Ребята принимаем приглашение Гнома Эконома?
А для этого нам нужно повторить заветные слова
Раз, два - повернись
В Эконом - Граде окажись. (попадают в необычный город).
II. Основная часть
Слайд 1 - Улица Профессий.
На улице Профессий детей встречает Гном Эконом.
Воспитатель: Как вы думайте Гном рад, что мы пришли к нему в гости?
Ответы детей.
Воспитатель: - У Гнома есть очень интересная игра , хотите поиграть?
Игра «Найди пару: профессия-предмет труда»
Воспитатель: - Ребята подойдите к столу и выберите карточки.
Воспитатель: - Человек какой профессии у вас, и что ему необходимо для работы?
Ответы детей: строителю - дрель, парикмахеру - ножницы, художнику-кисти, врачу- градусник, учителю- книги, повару - кастрюля, продавцу - кассовый аппарат, портнихе- нитки.
Словесное поощрение детей.
Воспитатель: - А сейчас я загадаю вам загадки. Вы умеете их отгадывать?
Угадайте, как это зовётся, что за деньги продаётся? Это не чудесный дар, а просто на просто товар.
Слайд 2 - Городской парк.
Воспитатель:
- Где продают товар? (в магазинах, на рынке)
- Как называют человека, продающего товар?
- Как зовут человека, покупающего товар?
А у товара быть должна обязательно …цена. Что такое цена?
Слайд 3 - Кафе «Лакомка». У входа в парк стоит кафе «Лакомка». Там работают Маша и Медведь. Они продают кондитерские изделия.
Слайд 4 - Медведь делает торты, а Маша - пирожные.
«Проблемная ситуация»
Воспитатель: Дети как вы думайте?
- Кто из них потратит больше времени на изготовление 1 изделия? Почему?
– На какое изделие требуется больше продуктов?
– Что будет стоить дороже торт или пирожное? Почему?
- Маша и Миша обменяются своим товаром друг с другом, как это будет называться? (Бартер)- проговаривается с детьми чётко и вслух.
Слайд 5 - Баба-Яга за прилавком торгует мягкими игрушками-слонами.
Воспитатель: Кто на экране?
Ответы детей .
Воспитатель обращает внимание детей на слайд, где Баба-Яга продаёт мягкие игрушки и зазывает покупателя словами:
«Покупайте слона, он без уха и хвоста,
С красным длинным языком и оранжевым свистком.»
Вопрос
Воспитатель: - вы думаете, купят такой товар? Почему?
Воспитатель объясняет детям:
- чтобы товар покупали, нужно его так хвалить, что не купить его было бы просто невозможно.
- Давайте поможем Бабе Яге продать Слона.
Прорекламировать его.
Игровое задание «Реклама для Слона»
Ответы детей: (Слон красивый, замечательный, добрый и т.д.)
Словесное поощрение детей.
Дети отправляются дальше.
Слайд 6 – Лужайка.
В парке есть прекрасное место для отдыха.
Воспитатель: - Ребята вы наверное устали, хотите поиграем с мячом?
Физминутка.
Игра в кругу с мячом «Доходы и расходы»
Воспитатель называет действие и бросает мяч, а дети поймав его отвечают доход это или расход.
- Папа получил зарплату. – доход
- Заболела бабушка. – расход
- Мама выиграла приз. – доход
- Сестра потеряла кошелек. – расход
- Бабушка продала пирожки. – доход
- Заплатили за квартиру. – расход
- Брат порвал куртку. –расход
- Купили путевку на море. – расход
Воспитатель: - Чего должно быть больше в семье: доходов или расходов?
- Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно)
Воспитатель: - Молодцы! Мы идём дальше.
Дети посмотрите на экран , мы с вами попали в «Бюджетный перекрёсток»
Слайд 7 - Бюджетный перекрёсток.
Воспитатель: - Дети подходите к столу, хотите решать экономические задачи?
Ответы детей. (да).
«В семье трёх медведей отец работает строителем и получает зарплату 6 руб.
Выложите это кол-во на палочках.
Мама работает медсестрой и получает за свой труд 4 руб.
Выложите это кол-во на палочках.
Мишутка ходит в детский сад и ничего не получает».
Вопрос
Назовите месячный доход этой семьи. (10 руб.)
Затем дети считают, месячный расход этой семьи.
– Какова сумма расходов, если:
на продукты они тратят - 2 руб. показываем это на палочках,
на обновки - 2 руб. ,
за оплату берлоги они отдают 3 руб.,
за детский сад - 1 руб. ,
на лесной автобус - 1 руб., (9)
Вопрос
Могут ли семья медведей в этом месяце купить медвежонку велосипед за 2 руб.? Почему? Что нужно сделать?
Ответы детей .
Словесное поощрение детей.
Слайд 9 -Улица Размышлений. Банк.
На слайде Банк.
Вопрос
- Что это? (Банк)
- Для чего он нужен?
Слайд 10 - Банк. Магазин «Детский мир». Приют для бездомных животных.
Рядом с ним находятся магазин «Детский мир», Приют для бездомных животных.
Вопрос
Куда бы вы посоветовали жителям города потратить заработанные деньги? Вложить в Банк, потратить в «Магазине игрушек» или же отдать на благотворительность в «Приют для бездомных животных». Или вариант детей.
(Размышления детей).
Слайд 11 - Гном Эконом.
Воспитатель: Дети наша экскурсия по городу Эконом- граду подошла к концу.
Гном Эконом очень доволен и дарит вам на память коробочку. Но предлагает открыть её в детском саду.
Дети закрывают глаза и произносят заветные слова:
Раз, два- повернись
В детском садике окажись.
III. Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель:
- Что понравилось больше всего?
- Каким жителям города помогали и в чем?
- Что вы хотите рассказать родителям дома?
- Какие новые слова мы сегодня узнали?
Сюрпризный момент
Воспитатель открывает коробочку и достаёт медали «Юный финансист», которые передал для них Гном Эконом. Вручение медалей детям.едал для них Гном Эконом. Вручение медалей детям.