"Как улучшить речевую готовность ребёнка к школьному обучению".
Игры для обогащения словарного запаса
Для обогащения словарного запаса регулярно читайте детям книги, особенно, детские энциклопедии. Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь.
• Игра «Назови одним словом». Молоток, пила, отвёртка – всё это… (инструменты). Берёза, ель, тополь – это…(деревья) и т. д.
• Игра «Подбери действия» (что делает врач, что можно делать ножом); слов, называющих какой предмет (какое может быть яблоко, погода).
• Игра «Скажи наоборот». Добро – зло, трусливый – храбрый, нашёл – потерял.
• Игра «Объясни словечко». Ребенок должен объяснить значения слов (что такое хлебница?)
• Для формирования чистого звукопроизношения необходимо систематическое выполнение артикуляционной гимнастики; заучивание стихотворений, скороговорок.
Игры для развития звуко - слогового анализа и синтеза:
• Игра «Посмотри и назови». При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки.
• Игра «Собери слово». Ребёнку предлагается на слух слово из нескольких звуков, причём звуки предъявляются по одному, с паузой. Прослушав, ребёнок произносит слово целиком. Начинать надо с простых слов из 3х букв, постепенно увеличивая их количество. Например: [к], [о], [т]- кот, [д],[о],[м]- дом и т.д.
• Игра «Назови слова с нужным звуком». После заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуков, ребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки (Напр звуки С и Ш). Вымыли мышки миски для мишки. Назвать слова сначала только со звуком С, а потом только со звуком Ш.
• Игра «Раздели на слоги слово» можно с помощью хлопков, ладони, поднесённой к подбородку при произношении, предметов (кубики, кирпичики, пуговицы. ).
Игры для развития грамматического строя речи
Чтобы сформировать грамматический строй речи, всегда поправляйте грамматические ошибки в речи детей.
• Игра «Назови детёнышей различных животных» (у лошади – жеребенок, два жеребенка, пять жеребят). Проверьте, как легко удается изменять фразу «варенье из клубники», какое варенье? – «Клубничное варенье». А если варенье из смородины?
• Игра «Покажи стрелкой» «Чей хвост? – Лисий», «Чья грива? – Лошадиная» и т.д.
• Игра «Прятки» и закрепить предлоги «под», «за», «перед», «между», «из-за», «из-под». Возьмите шкатулку, несколько игрушек и прячьте их.
Связная речь
Для развития связной речи предложите рассказать ребенку знакомую сказку или только что прочитанный рассказ.