Обучение навыкам конструктивного взаимодействия в системе Родитель – ребенок
Консультация для родителей
Тема:«Обучение навыкам конструктивного взаимодействия в системе Родитель – ребенок»
Педагога – психолога
Цыпляковой Натальи Николаевны
Каждому человеку приятнее общаться с собеседником, умеющим не только говорить о себе, но и активно слушать. И желательно, чтоб другой был дружески настроен и способен внимательно поддержать разговор.
Так вот, существует возможно уже кому - то знакомая, но эффективная и конструктивная техника «Активное слушание». Она, кстати работает как с детьми, так и взрослыми.
Смысл её заключается в том, что нужно понять не только содержание слов, но и эмоциональное переживание другого.
Для этого необходимо повторить, что сказал ребенок и назвать его ведущее чувство или состояние.
Очень важно после вашего ответа держать паузу. Она нужна для того, чтобы дать ребенку пространство и время подумать.
Повторять сказанное нужно в утвердительной форме. Когда вы задаете вопрос, то это значит, что вы хотите информировать себя. А когда вы произносите ту же фразу в утвердительной форме, вы рассказываете ребенку то, что услышали о нем.
Полезно подстраиваться под ребенка невербально, то есть повторять его позу, мимику, жесты, интонации, громкость и темп голоса, движения глаз и головы.
Не стоит начинать слушать, если нет времени. Воздержитесь от оценок, советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.
Примерные ответы родителей при активном слушании:
- «Ты очень расстроилась, так как я не смог прийти раньше»;
- «Тебе сейчас неприятно, и ты не готова продолжать разговор».
Суть техники не в том, чтобы переделать ребенка или сделать, так как нам хочется, а в том, чтобы понять, что чувствует ребенок и принять его переживания.
Техника «Я - сообщения или Я - конструктивная коммуникация» поможет детям понять, что мы чувствуем как родители и узнать нас поближе. Часто конфликты возникают из - за обращения к детям через Ты - сообщения:
- «Ты постоянно все портишь», «Ты что не мог мне позвонить?» и т. п. Когда ребёнок или взрослый слышит такого рода сообщения, то они могут восприниматься как претензия, обвинения, после чего хочется занять оборонительную позицию и начать защищаться.
Если вам не нравится поведение ребенка, которое вызывает негативные переживания, то следует сообщить ему об этом спокойно через «Я – сообщение». Оно вносит вклад в решение проблемы не прямо, а тем, что создает доверительную, безопасную атмосферу при которой легче договориться с ребенком.
Безусловно, в повседневной речи не получится сразу придумать красивое предложение, но это делать и не обязательно, главное придерживаться простой схемы:
- Описать то, что не нравится (факт), без оценивания и перехода на личность;
- Описать свои ощущения, чувства, в связи с данным поведением;
- Описать то воздействие, которое поведение оказываем на вас или окружающих.
- Сообщить о своём желании, озвучить просьбу. То есть говорим, что хотелось бы видеть вместо того, что вызвало недовольство.
Пример:
Ты - сообщение: «Ты не даёшь мне сказать ни слова!»
Я - сообщение: «Когда меня перебивают, то я расстраиваюсь, мне трудно вести диалог, я бы хотела тебя попросить дать мне возможность договорить и потом сказать, что ты думаешь».
Следующая эффективная техника, помогающая расположить к себе ребенка – «Золотые слова». Она предполагает использование в обращении с детьми слов и выражений, способствующих формированию доверительных и теплых отношений. Каждому человеку приятно слышать комплименты, после которых выделяются гормоны счастья и радости. Например: «Я рада, что ты у меня есть», «Мне нравится с тобой играть», «Общаясь с тобой, можно многому научится», «Я знаю, ты это сможешь сделать».
Очень важно, общаясь с ребенком помнить о двухстороннем контакте. Необходимо говорить по очереди, давая возможность высказаться каждому. При этом выдерживать паузу, которая сообщает о том, что вы закончили говорить и предоставляете слово ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_roditeley_za_yanvar_2024.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Консультация для родителей
«Обучение навыкам конструктивного взаимодействия в системе Родитель – ребенок»
Педагога – психолога
Цыпляковой Натальи Николаевны
Каждому человеку приятнее общаться с собеседником, умеющим не только говорить о себе, но и активно слушать. И желательно, чтоб другой был дружески настроен и способен внимательно поддержать разговор.
Так вот, существует возможно уже кому - то знакомая, но эффективная и конструктивная техника «Активное слушание». Она, кстати работает как с детьми, так и взрослыми.
Смысл её заключается в том, что нужно понять не только содержание слов, но и эмоциональное переживание другого.
Для этого необходимо повторить, что сказал ребенок и назвать его ведущее чувство или состояние.
Очень важно после вашего ответа держать паузу. Она нужна для того, чтобы дать ребенку пространство и время подумать.
Повторять сказанное нужно в утвердительной форме. Когда вы задаете вопрос, то это значит, что вы хотите информировать себя. А когда вы произносите ту же фразу в утвердительной форме, вы рассказываете ребенку то, что услышали о нем.
Полезно подстраиваться под ребенка невербально, то есть повторять его позу, мимику, жесты, интонации, громкость и темп голоса, движения глаз и головы.
Не стоит начинать слушать, если нет времени. Воздержитесь от оценок, советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.
Примерные ответы родителей при активном слушании:
- «Ты очень расстроилась, так как я не смог прийти раньше»;
- «Тебе сейчас неприятно, и ты не готова продолжать разговор».
Суть техники не в том, чтобы переделать ребенка или сделать, так как нам хочется, а в том, чтобы понять, что чувствует ребенок и принять его переживания.
Техника «Я - сообщения или Я - конструктивная коммуникация» поможет детям понять, что мы чувствуем как родители и узнать нас поближе. Часто конфликты возникают из - за обращения к детям через Ты - сообщения:
- «Ты постоянно все портишь», «Ты что не мог мне позвонить?» и т. п. Когда ребёнок или взрослый слышит такого рода сообщения, то они могут восприниматься как претензия, обвинения, после чего хочется занять оборонительную позицию и начать защищаться.
Если вам не нравится поведение ребенка, которое вызывает негативные переживания, то следует сообщить ему об этом спокойно через «Я – сообщение». Оно вносит вклад в решение проблемы не прямо, а тем, что создает доверительную, безопасную атмосферу при которой легче договориться с ребенком.
Безусловно, в повседневной речи не получится сразу придумать красивое предложение, но это делать и не обязательно, главное придерживаться простой схемы:
- Описать то, что не нравится (факт), без оценивания и перехода на личность;
- Описать свои ощущения, чувства, в связи с данным поведением;
- Описать то воздействие, которое поведение оказываем на вас или окружающих.
- Сообщить о своём желании, озвучить просьбу. То есть говорим, что хотелось бы видеть вместо того, что вызвало недовольство.
Пример:
Ты - сообщение: «Ты не даёшь мне сказать ни слова!»
Я - сообщение: «Когда меня перебивают, то я расстраиваюсь, мне трудно вести диалог, я бы хотела тебя попросить дать мне возможность договорить и потом сказать, что ты думаешь».
Следующая эффективная техника, помогающая расположить к себе ребенка – «Золотые слова». Она предполагает использование в обращении с детьми слов и выражений, способствующих формированию доверительных и теплых отношений. Каждому человеку приятно слышать комплименты, после которых выделяются гормоны счастья и радости. Например: «Я рада, что ты у меня есть», «Мне нравится с тобой играть», «Общаясь с тобой, можно многому научится», «Я знаю, ты это сможешь сделать».
Очень важно, общаясь с ребенком помнить о двухстороннем контакте. Необходимо говорить по очереди, давая возможность высказаться каждому. При этом выдерживать паузу, которая сообщает о том, что вы закончили говорить и предоставляете слово ребенку.