Конспект НОД в подготовительной группе "Как птицы и звери готовятся к зиме"
Задачи.
1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни стали короче, холодно, часто идет дождь, листья пожелтели и опали, исчезли насекомые, птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме)
2. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах. Углубить представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений) Обогащать словарь путем введения слов: корм, зимующие, перелетные, насекомоядные, водоплавающие.
3. Расширять и углублять представление о подготовке животных к зиме. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Воспитывать любовь к птицам и животным, желание помогать им.
Предварительная работа: беседы о птицах и животных, рассматривание картин о птицах и диких животных, чтение В. Бианки «Синичкин календарь» и др.
Материал: картинки птиц (ворона, сорока, синица, воробей, ласточка, скворец, утка, гусь, картины из серии» Дикие животные» (волки, лоси, лиса, белки, еж, заяц, медведь).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zveri_i_ptitsy_gotovyatsya_k_zime_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе
«Как птицы и звери готовятся к зиме»
Задачи.
1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни стали короче, холодно, часто идет дождь, листья пожелтели и опали, исчезли насекомые, птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме)
2. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах. Углубить представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений) Обогащать словарь путем введения слов: корм, зимующие, перелетные, насекомоядные, водоплавающие.
3. Расширять и углублять представление о подготовке животных к зиме. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Воспитывать любовь к птицам и животным, желание помогать им.
Предварительная работа: беседы о птицах и животных, рассматривание картин о птицах и диких животных, чтение В. Бианки «Синичкин календарь» и др.
Материал: картинки птиц (ворона, сорока, синица, воробей, ласточка, скворец, утка, гусь, картины из серии» Дикие животные» (волки, лоси, лиса, белки, еж, заяц, медведь).
Ход.
- Ребята, послушайте загадку и скажите, о каком времени года в ней говорится.
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает? (осенью)
- Да – это осень, одно из четырех времен года.
- Какие времена года вы еще знаете? (зима, весна, лето)
- Сколько месяцев длится год? (двенадцать)
- Сколько месяцев длится осень? (три)
- Как называются осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Давайте вспомним, чем осень отличается от других времен года? (пожелтели и опали листья, стало холодно, часто идут дожди, дни стали короче, в полях и огородах убрали урожай, выпал снег, исчезли насекомые, птицы улетели на юг, звери в лесу готовятся к зиме)
- Сейчас мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес.
Мы сейчас в поход выходим
По тропинке в лес идем,
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем. (дети идут по скамейке или канату)
- Ребята, вот мы и в лесу. Послушайте, как тихо в лесу. Почему мы не слышим веселых птичьих голосов? (птицы улетели на юг)
- Каких птиц вы знаете? Назовите и покажите их.
- Как называются птицы, которые улетели на юг? (перелетные)
- Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от нас на зиму? (стало холодно, нет еды)
- Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. Но птицы улетают не все вместе. Первыми улетают насекомоядные птицы, которые питаются насекомыми. Затем те, которые едят плоды и семена растений. Позднее всех улетают водоплавающие птицы. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы.
- Все ли птицы улетели на юг? Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие)
- Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых и их личинки, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена деревьев. И все-таки птицам будет очень тяжело зимой. Как мы с вами можем им помочь? (сделать кормушки, повесить их и подкармливать птиц)
- Ребята, в лесу остались зимующие птицы. А кто еще есть в лесу? (дикие животные)
- Назовите, каких диких животных вы знаете?
- Сейчас мы с вами пройдем по лесу и посмотрим, как же звери подготовились к зиме. Посмотрите, кто спрятался под кустом? (заяц) Как он готовится к зиме (меняет цвет шубки) Поздней осенью заяц меняет летнюю одежду на белоснежную шубу. Много врагов в лесу у зайца. Спасают зайца от врагов быстрые ноги да шуба-невидимка. Норы у зайца нет. Выроет он себе ямку в снегу под кустом и спрячется в ней. Весь день заяц спит под кустом, а как начнет смеркаться, так заяц и просыпается. Сядет, насторожит ушки, послушает все ли в лесу спокойно, потом потрет лапкой мордочку, умоется, обчистится и потихоньку отправляется на кормежку: глодать ветки и кору деревьев.
- Послушайте двустишие:
Зайке холодно в лесочке,
Свяжем серому носочки.
Давайте прохлопаем его (протопаем, пропрыгаем) А теперь отправляемся дальше.
- Посмотрите, кто крадется вдалеке? (лиса) Лиса неслышно крадется по лесу. Тело лисицы очень подвижно: оно может легко изгибаться, стлаться и вытягиваться при беге. Ее ноги гибкие и тонкие. Подошвы жесткие и когти тупые, короткие. Хвост при поворотах работает, как руль. Лапы лисицы к зиме обрастают густой шерстью, наружу торчат только кончики пальцев. Лисица зимой как бы в валенках, и лапки ее не зябнут даже в сильные морозы. Слух у лисицы отличный. Она за много метров слышит, как под снегом возятся и пищат мыши. Приблизившись, лисица тщательно все обнюхивает. Это она норки мышей отыскивает. Так мышами, в основном и кормится.
- Пойдем дальше. Посмотрите, на дерево. Кого вы видите? (белок) Как белки готовятся к зиме? (запасают корм, меняют шубку) Белка – очень запасливый зверек. В окрестностях своего дупла она устраивает множество кладовок, где хранит орехи, желуди, шишки. Там, где мало орехов и шишек, белка заготавливает впрок грибы, накалывая их на сучки и ветки над землей. Белка не только заготавливает еду, но и меняет цвет шубки. Шубка у белки становится густой и серой. Пушистый хвост белки служит ей заслоном от ветра, когда она сидит на ветке и щелкает орешки. Во время сна белка ложится спиной к ветру и плотно укутывается хвостом. Вход в дупло белка затыкает мхом или лишайником. Отправляясь на промысел, белка не оставляет дверцы открытыми и, возвращаясь, застает гнездышко еще не остывшим.
- Двигаемся дальше. На поляне остановилась на отдых стая зверей. Кто эти звери? (волки) Привольно волкам разгуливать по безлюдным полям. В ноябре волки не живут в большом лесу, бегут стаями из чащ в травянистые болота, в мелколесье, в припольные овраги. Волка ноги кормят. Иной раз за ночь отмахают звери километров пятьдесят. И все по дорогам, и все гуськом, след в след, друг за дружкой. Волк хитер и кровожаден. Если им не удается загнать лося, то можно поймать зайца или ночующего под снегом глухаря. В нашем лесу за елкой спрятался волк. Давайте поиграем с ним.
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли,
Но вот сучья затрещали,
Дети, дети не зевайте
Волк за елкой - убегайте!
- Поиграли, отдохнули, а теперь отгадайте, кто спрятался под пеньком.
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками, (ежик)
- Как ежик готовится к зиме? (ложится спать) Наступает осень, прячутся от холода все букашки, черви, жуки. Голодно становится ежам. Еж нашел ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев, забрался в него и заснул крепким сном на всю зиму.
- Скажите, а кто еще из животных ложится на зиму спать? (медведь) Медведь накопил много жира. Нашел место для берлоги и залег спать. Берлога медведя – это охапка наломанных еловых веток и столько же надранного мха, брошенных под корнями деревьев, в густом низкорослом ельнике. Снежную крышу берлоги кроет сама природа. Зимой в берлоге у медведей появляются медвежата.
- Вот и закончилась наша прогулка по осеннему лесу. Пора возвращаться назад в детский сад.
Мы сейчас назад уходим.
По тропинке в сад идем.
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем.
- Интересную прогулку мы совершили. Давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? Что интересного вы узнали?