Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей младшего дошкольного возраста
Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей младшего дошкольного возраста
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного воспитания. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта.
Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Большая часть этих представлений закладываются в дошкольный период.
Дошкольный возраст - это этап психического развития ребенка от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный период 3-4 года, средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет и старший дошкольный возраст – 6-7 лет.
Дошкольный период — один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя. Поначалу ребенок доверяет тому, что говорят ему взрослые о сущности явлений и предметов, но потом проявляется очевидный дефицит истинного опыта и интерес, в том числе к знаниям, снижается. Ребенок становится обладателем не пережитого опыта. И это не только заглушает его сенсорные способности, но и делает затруднительным последующие стадии.
Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. В связи с этим иногда считают, что достаточно лишь направить внимание детей на тот или иной предмет, а рассмотреть его они могут сами. Но это не так: дети, как правило, еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать в них характерные черты. И причина не в том, что ребенок невнимателен. Малыш действительно может воспринимать очень поверхностно, но невнимательность часто зависит от неумения всматриваться и вслушиваться. Внимание значительно возрастает в тех случаях, когда человек воспринимает с какой-то целью, ради чего-то. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и её нужно развивать в ребенке.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Особая важность сенсорного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития ребенка. На третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируются устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее происходит осознание оттенков цвета, вариативность геометрических фигур и соотношение их по величине, возникающее между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в младшем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному воспитанию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).
Сенсорные ощущения могут быть различными:
- зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
- слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
- осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Уже с младшего дошкольного возраста ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:
- цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;
- форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;
- звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости.
Начиная с трех лет, обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.