Профессиограмма воспитателя детского сада
Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и благодать. Воспитатель становится для ребёнка «второй» мамой. Он полностью заменяет родителей, пока они на работе. Воспитатель оденет, накормит, объяснит что хорошо, что плохо, поиграет, пожалеет и похвалит. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Образование:
Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре. Приветствуется опыт ухода за маленькими детьми (братьями, сёстрами, собственным ребёнком). Будущий воспитатель должен знать содержание и принципы организации дошкольного воспитания.
Функциональные обязанности:
1. Организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе.
2. Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами.
3. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.).
4. Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи.
5. Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.).
6. Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья.
Навыки и умения /личные качества:
Для воспитателя важно умение работать с детьми и их родителями. Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужна общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом. Также необходимы стрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения.
Воспитатель детского сада должен обладать следующими качествами:
· творческое и абстрактно-логическое мышление;
· образная и оперативная память;
· эмоциональная устойчивость;
· выдержка;
· доброта;
· чуткость;
· наблюдательность распределение и переключение внимания;
· зрительное и слуховое восприятие;
· терпение;
· самоконтроль;
· искренность;
· внимательность;
· ответственность.
Профессиональные умения:
1. Конструктивная деятельность:
ü Аналитические умения:
· Разделять педагогические явления на соответствующие элементы (условия, приемы, мотивы и т.д.)
· Осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса
· Находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления
· Правильно диагностировать педагогическое явление
· Вычленять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения
· Рефлексия
ü Прогностические умения:
· Умение прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений
· Умение прогнозировать развитие личности (ее качеств, чувств, отклонений в поведении и т.п.)
· Умение прогнозировать ход педагогического процесса: трудности обучающихся, результаты применяемых методов и т.п.
ü Проективные умения:
· Переводить цель и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи
· Учитывать потребности и интересы воспитанников, возможности материальной базы, свой опыт и личностно – деловые качества
· Определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса
· Отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел
· Планировать индивидуальную работу с детьми
· Отбирать содержание, формы и методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании
· Планировать систему приемов стимулирования активности и сдерживания негативных проявлений в поведении
· Планировать способы создания личностно – развивающей среды поддержания связей с родителями и общественностью
2. Организаторская деятельность:
ü Мобилизационные умения:
· Умение привлечь внимание к учению, труду, другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях, создание специальных ситуаций для совершенствования воспитанниками нравственных поступков
ü Информационные умения:
· Умение изложить учебный материал, работать с источниками, дидактически преобразовывать информацию
ü Развивающие умения:
· Определение ЗБР
· Ориентационные умения:
· Формирование ценностных установок, привитие устойчивого интереса окружающему миру
3. Коммуникативная деятельность:
ü Перцептивные умения:
· Умение понимать других, их личностные особенности и ценностные ориентации
ü Умение общения:
· Умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость, анализировать поступки воспитанников и управлять инициативой в общении
ü Педагогическая техника:
· Совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как индивидов, так и коллектива в целом, личностные качества педагога (гуманное отношение к детям, доброжелательность, рассудительность; правильная дикция, опрятный внешний вид и т.п.)
Плюсы и минусы:
Работа воспитателя приносит радость от общения с детьми, непосредственная близость и работа с детьми продлевает молодость и годы жизни.
К минусам можно отнести огромную ответственность, которую несёт воспитатель за жизнь и здоровье детей.
Несмотря на все трудности, работа воспитателя очень интересная, многообразная и почётная.